Акустическая дисграфия, как следствие несформированности звуковой аналитико-синтетической деятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зубово-Полянская гимназия»








«Акустическая дисграфия, как следствие несформированности
звуковой аналитико-синтетической деятельности»






Подготовила :
учитель – логопед
Шмагина И.Ф.



















Наряду с патологией устной речи существуют нарушения письменной речи.
Это нарушения чтения и письма.
Понятно, что ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно писать и читать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных, естественных – идет речь, когда имеют в виду патологию.
Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различной формой речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов.
Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Споровой и других, готовность к звуковому анализу у логопатов- дошкольников почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с различными нарушениями речи оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовых школ.
Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с нерегулярностью школьного обучения.
Нарушения чтения и письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, которые действовали в различные периоды развития ребенка.
Классификации дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушения анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.
О.А. Токарева выделяет три вида дисграфии: акустическую, моторную, оптическую.
При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме. При акустической дисграфии или (дисграфии обусловленной нарушениями фонематического слуха) дети допускают ошибки на дифференциацию твердых и мягких согласных (писмо, лубит).
Но очень важно отметить, что в основе акустической дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого, особенно распространенными при этом виде дисграфии, будут искажения звукобуквенной структуры слова.
В процессе логопедических занятий у детей становится достаточно развитым фонематический слух. Это позволяет проводить с ними дальнейшую работу по ознакомлению со звуковой стороной речи, которая, в конечном счете, направлена на осознание детьми звукового строения слова.
На первых занятиях дети знакомятся с терминами звук и буква. Далее по программе идет тема «Гласные звуки».
На начальном этапе обучения:
Уточняется характеристика гласных звуков: а,о,у,ы,и
2. по беззвучной артикуляции дети отгадывают звуки. Или показывают соответствующую букву.
3. Предлагается задание: Прислушаться, запомнить, повторить. Дается речевой материал ввиде звуковой дорожки из ряда гласных
1ая ступенька: а-о-у
2ая ступенька: АО- уы
3тья ступенька: АО-уы-и
«Звуковые дорожки» предлагаются на слух, рот логопеда закрыто экраном. Такое упражнение можно делать на каждом занятии в виде фонематической пятиминутки
Формирование навыка определять положение гласного звука в слове (в начале, середине, конце слова)
Затем изучаются согласные звуки, а следом идет дифференциация гласных и согласных. Изучая статьи журналов «Начальная школа», я встретила такой прием. Автор предлагает при дифференциации гласных и согласных пользоваться красными и белыми флажками. Дети знают, что красный флажок - гласные звуки, белый - это согласные звуки. Логопед называет изученные гласные и знакомые согласные. Дети «сигналят» флажками. Сначала с комментарием, затем молча. Далее идет обучение элементарному звукослоговому анализу, установлению последовательности звуков, чередованию гласных и согласных. На этом этапе автор предлагает пользоваться только красными и белыми флажками.( мак-м- белый флажок- это согл.звук, а-крас. флажок- это гласный, к- белый флажок-это согласный).
Следующий вид заданий предполагает у детей умение читать. ( Чем я часто пользуюсь):
«Слово рассыпалось». Какое слово получится из звуков: д,м,о(дом);
д, с,а (сад).
2. Какие слова спрятались (показать карт. бак( бок); сук(сок).
3. Преобразование слов: (Замените первый согласный звук на другой и
назовите полученное слово: бочка-кочка-дочка-ночка-точка).
Образование новых слов из данных с помощью дополнительной буквы(
показать табл.) Аня – Таня, мех – смех
453 21
5. Найдите слова в словах: к(лён), у(дача), шар(ф), насос
6. Составление слов из слогов
«Собери листочки», Поймай шарики»
7. Устойчивый интерес дети проявляют к игре «Типография». Используя буквы данного слова, дети составляют другие слова.
8. Игра «Грамматическая арифметика» предполагает у детей достаточно развитый навык звукобуквенного анализа. Сначала предлагаю детям со зрительной опорой, а затем мысленно выполнить арифметические действия (вычесть, сложить) со слогами буквами.
Ребусы можно использовать, чтобы привлечь внимание детей к буквенному составу слова.
На протяжении всего обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной письменной речи.
Это списывание с рукописного и с печатного текстов, слуховые диктанты, графические диктанты. Использование этих приемов способствует повышению уровня речевого развития детей, речь становится более осознанной, более произвольной. У детей появляется опыт сознательного анализа языкового материала, ведь задания требуют не только наглядно-образного мышления, но и словесно – логического. У детей улучшается фонематическое восприятие.


























Литература.

Волкова Л.В. Логопедия, М. «Просвещение», 1990г
Максаков А.И., Тумакова Г.А., Учите, играя, «Просвещение», 1997г
Садовникова И.Н., Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников М, «Владос», 1997г
Филичева Т.Б., Основы логопедии, М, «Просвещение», 1989г
Дефектология, № 6, 1998г
Начальная школа, № 2, 1997г








15