Коучинг Как применять оценивание для обучения

План коучинга
Коуч
Масакбаева Ж.С.


Тема
Как применять оценивание для обучения?

Модуль
Оценивание для обучения и оценивание обучения.

Ссылки, ресурсы
Руководство для учителя, 2014., Настольная книга учителя-коучаОраковаА.Ш. ,Корнилова Т.Б., Жартынова Ж.А., Касымова А.А., Алматы, 2014, ресурсы, Шакиров Р.Х И др., Методическое руководство «Оценивание учебных достижений учащихся»

Общая цель
Учителя знакомятся с типами оценивания.
Учителя знакомятся со способами и формами формативного оценивания.
Актуализируют навыки оценивания учебных достижений учащихся.

Результаты обучения для учителей
Учителя знают определение и цели различных типов оценивания; имеют представление о критериальном оценивании; могут применить на практике методы формативного оценивания. Выражают готовность к изменению собственной практики.

Ключевые идеи, значимые для занятия
Все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики и предполагают: наблюдение ; интерпретацию полученных данных; заключение ,которое может быть использовано для определения дальнейших действий.Чёткие критерии – главный аспект оценивания.

Ход коучинг-сессии

Этап проведения занятия
время
Действия коуча
Действия участников

Эмоциональный настрой.
Формирование групп
6-7 мин.
Приветствие. Создание психологического настроя «Круг достижений дня»
Создание ситуации преодоления барьера.
Деление на группы (по желанию).
Участие в тренинге «Круг достижений дня»
Образование групп.
Обсуждение и принятие правил работы в группе.


Определение темы занятия
5мин

Демонстрация видео фрагмента мультфильма «Дюймовочка».
Тема занятия (слайд №1)
Просмотр видеофрагмента.
Предложение вариантов тем.

Обзорная информация
10 мин
Демонстрация слайдов.
Просмотр слайдов.

Работа индивидуальная и в группах
Техника «Рисуем снеговика»
20 мин.
Объяснение задания.

Наблюдение, помощь при организации работы.
Обобщение и комментарии к работам.
Рисуют снеговика
Оценивают свою работу
(самооценивание)
Оценивают работу сидящего справа (взаимооценивание)
Оценивают свою работу по критериям (критериальное оценивание)
Участвуют в обсуждении.

Работа в группах по изучению ОдО (используют презентацию).
Создание постера ОдО (использование кубика вопросов)
25 мин.
Организация работы.

Коррекция работы.
Изучают предложенный материал (презентация на ноутбуках), составляют постер(используют вопросы на гранях кубика).
Защищают постеры.
Оценивают работу друг друга «Две звезды, одно пожелание».

Физминутка
3 мин



Работа в группах по изучению приёмов формативного оценивания. Заполнение «Корзины идей»
15
Организация работы.
Коррекция.
Изучают материал «Техники формативного оценивания».
Предлагают несколько примеров применения техник формативного оценивания на своих уроках и помещают их в «Корзину идей».

Рефлексия
10
Вопросы:
Для чего необходимо формативное оценивание?
Влияет ли формативное оценивание на мотивацию учащихся?
Будите ли вы применять приёмы формативного оценивания на своих уроках?
Высказывают своё мнение, слушают рефлексию коллег.

Заполняют «лист»рефлексии.

Оснащение и оборудование
Интерактивная доска, проектор, Видеофрагменты мультфильма «Дюймовочка», физминутка, презентация коуча, презентация для изучения материала группами, результаты анкетирования учащихся, раздаточный материал: Лист оценивания «Снеговик» «Техники формативного оценивания», лист рефлексии. Листы А3, маркеры, стиккеры, цветные карандаши, клей, скотч, куб вопросов. «Корзина идей»

Анализ и оценивание занятия
На занятии присутствовало 12 коллег. В целом цель занятия достигнута. Удалось создать благоприятную среду, занятие прошло в непринуждённой обстановке. На занятиях группы сформировались таким образом, что в одной из групп оказались молодые учителя, и среди них прошедшие курсы 3 уровня. В другой-учителя с большим стажем работы. В ходе работы коучинга сложилась такая ситуация, что молодые специалисты работали легко, выдавали множество идей. Таким образом, в конце коучинга другая группа сделала вывод, что нужно обязательно пройти курсы.

Изменения на будущее
Несмотря что деление на группы по желанию, в этом случае принесло положительный результат, в дальнейшем создавать группы смешанного состава. Можно использовать «Голос ученика» для выяснения их отношения к оцениванию.


Ресурсы для коучинга

Критерии оценивания рисунка «Снеговик»

Критерий оценивания
1 балл
2 балла
З балла


Расположение рисунка на листе


Занимает 1/3 часть листа

Расположен на половине листа

Занимает весь лист


Цветовая гамма

Используется 1 цвет

Используется 2-3 цвета

Используется 4 и более цветов


Количество деталей (нос, рот, шапочка)

1-3 детали

4-5 деталей

Более 5 деталей


«5» - 9-8 баллов
«4» - 8- 6 баллов
«3» -5-4 баллов
«2» - 3 и менее балла



Техники формативного оценивания
Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня усвоения, прогресса учащихся в процессе познания. Результаты такого оценивания можно применять для выработки рекомендаций по улучшению обучения и учения.
Техники формативного оценивания можно подразделить на несколько условных групп или видов.
Один вид техник используется учителем в процессе объяснения темы, выполнения задания учащимся (учения):
1. Техника «Сигналы рукой». Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:
ѓ Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
ѓ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)
ѓ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:
(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;
(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;
(3) слово предоставляется тем, кто все понял.
Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?» Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.
По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги подальнейшей работе.
2. Техника «20 секунд». Учитель задает ключевой вопрос и предлагает подумать над ним не менее 20 секунд. (Использование данной техники предоставляет возможность всем ученикам обдумать свой ответ. В текущей практике учитель начинает опрос в первую секунду после того, как прозвучал вопрос, и, как правило, ответ имеется примерно у 4-6 учеников, обладающих наиболее быстрой реакцией, что не позволяет вовлечь всех учеников в процесс обдумывания ответа). Учащихся средних и старших классов целесообразно просить коротко записать свой ответ (отдельные слова, идеи), чтобы во время обсуждения они не блокировали мыслительные процессы друг друга.Другие техники связаны с задаванием уточняющих вопросов: когда по итогам выступления, ответа учащегося учитель задает следующие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?». Важно помнить, что такие вопросы учитель должен задавать как в случае получения неправильного ответа, так и в случае получения правильного ответа. Это делается для того, чтобы определить и оценить глубину понимания темы, проблемы.
Например:
Ученик делает презентацию по итогам наблюдения за жизнью улиток, которые после отлова живут в аквариуме. Ученик отмечает следующее: «Я думаю, что в настоящее время в аквариуме живет три поколения улиток». Учитель задает вопрос: «Почему ты так думаешь?» Ученик: «Потому что когда мы выловили улиток, они были примерно двух размеров: большие и средние. Сейчас в аквариуме появились улитки очень маленьких размеров. Исходя из этого, я делаю предположение, что в аквариуме уже живут улитки трех поколений». Так, с помощью уточняющего вопроса учитель проверяет глубину понимания темы учеником.
Следующая группа техник формативного оценивания связана с проведением небольших промежуточных работ: тестов, заданий, одноминутных/трехминутных эссе, индивидуальных заданий. Целью проведения данного вида промежуточных работ является отслеживание уровня освоения материала в определенном месте конкретной темы, при необходимости предоставление обратной связи учащимся, а также внесение корректировок в свою деятельность.
Например:
Учитель предлагает написать «Трехминутное эссе». Учитель записывает или озвучивает один из предложенных ниже вопросов по теме: 2.ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ Оценивание учебных достижений учащихся (1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили)сегодня? (2) Какой вопрос вам запомнился? (3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня? После того как ученики сделают записи, учитель может предложить озвучить их, для того чтобы увидеть уровень понимания темы, отметить наиболее непонятные моменты, на которые он должен немедленно отреагировать с помощью дополнительных заданий, методов, примеров. В конце урока учитель может предложить учащимся написать ответы на вопросы: (1) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня? (2) С каким типом заданий (задач) вы не справляетесь? Как вы сами думаете, почему? Учитель собирает ответы учащихся, знакомится с ними и в случае обнаружения проблемных моментов корректирует свою деятельность на следующем уроке. Учитель готовит «краткие тесты» для проверки промежуточных результатов. На использование данной техники формативного оценивания отводится не более 3-5 минут урока. Опираясь на критерии оценки, предложенные учителем, учащиеся могут проверить свои тесты (самооценка) или работы своих одноклассников (взаимооценка).Следующие техники формативного оценивания используются, когда учитель предоставляет ученику возможность улучшить свою работу (чаще всего суммативную).
Например: Учитель после проверки письменной работы не выставляет отметку, а делает записи в тетради ученика, использует различные значки, цвета. (Письменная обратная связь). Например, птичкой зеленого цвета отмечает удачно выполненные места работы. (В текущей практике учителя в основном отмечают только недостатки работ учеников и их ошибки). Значком определенного цвета пасты или маркера учитель отмечает места, в которых имеются ошибки, и на полях пишет рекомендации ученику, предлагая конкретные советы по улучшению работы. При возврате работы на доработку учитель с учащимися определяет срок сдачи усовершенствованной работы. Такой вид формативного оценивания не может применяться при оценивании итоговых проверочных работ. Учитель должен использовать разнообразные методы и средства для оценивания того, как учащиеся формулируют, анализируют, обобщают информацию, и на основании полученных результатов оценивания соответственно корректировать свое преподавание.
Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указан-
ными на обеих сторонах:
1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы.
Светофор. У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:
К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):
– Что вы поняли?
К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:
– Что вам не понятно?
По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.
Одноминутное эссе Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:
ѓ. Что самое главное ты узнал сегодня?
ѓ. Какие вопросы остались для тебя непонятными?
В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может
быть использовано по-разному:
ѓ. Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, от
слеживается поэтапное усвоение материала учащимися.
ѓ. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том,
что они будут делать на следующем уроке.


Речевые образцы (подсказки)
Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или процессом) является
_________________, потому что__________ и т.д.
Проверка ошибочности понимания Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Индивидуальные беседы с учащимися
Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки
уровня их понимания.
Трехминутная пауза Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.
ѓ. Я изменил свое отношение к.
ѓ. Я узнал больше о .
ѓ. Я удивился тому, что
ѓ. Я почувствовал
ѓ. Я относился к

Измерение температуры
Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.

Мини-тест Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.
Это тесты, предполагающие выбор:
ѓ. из множества предложенных ответов;
ѓ. из правильного/ неправильного ответа;
или предполагающие краткий ответ.

Элективный (выборочный) тест
Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20 секунд и только после этого представить ответ. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень
и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.
Формативный тест
Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно. Необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным.

Дневники / журналы по самооценке
Дневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и учащийся могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объем. Дневники помогают учителю получить представление об уровне прогресса учащегося и предпринять соответствующие шаги для улучшения образовательного процесса.

Формативный опрос Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы:
«Почему? Каким образом? Как?».
– Как, чем _________________ похожи или отличаются от _ ________ ?
– Каковы характеристики (части) ______________________________ ?
– Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать _ _______ ?
– Какова основная идея, концепция, мораль в _ _____________________ ?
– Каким образом ______________соотносится с _ __________________ ?
– Какие идеи, детали вы можете добавить к ______________________ ?
– Приведите пример по (к)_ _____________________________________ ?
– Что неверно в ________________________________________________ ?
– Какое заключение вы можете сделать __________________________ ?
– На какой вопрос мы пытаемся ответить _______________________ ?
– Какую проблему мы пытаемся решить ?
– Что вы предполагаете сделать ________________________________ ?
– Что могло произойти, если бы _________________________________ ?
– Какие критерии вы использовали бы для оценки _________________ ?
– Какие доказательства или подтверждения вы можете привести
в поддержку _ ________________________________________________ ?
– Как можно подтвердить или опровергнуть _ ____________________ ?
– Как это можно рассматривать с точки зрения _ ________________ ?
– Какие альтернативы нужно иметь в виду ______________________ ?
– Какие подходы или методы можно использовать в _ ______________ ?

Упражнение на проверку усвоения нового материала
Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями:
«Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.
Например: (1) Если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала». (2) Если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»
Внутренний и внешний круг
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
Обобщение в одном предложении
Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? И как?».
Обобщение в одном слове
Учитель дает учащимся задание:
«Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».
Письменные комментарии
(письменная обратная связь) Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи. Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, требующие доработки – другим. Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры.
Словесная оценка
(устная обратная связь) Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.
Самооценивание Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.
Две звезды и желание(взаимооценивание)
Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений,эссе.Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».







15