Использование информационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования ключевых компетенций учащихся.


Использование информационных технологий
во внеурочной работе по русскому языку
в начальной национальной школе
Аннотация. Внеурочную работу рассматривают как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов эстетического, нравственного воспитания школьников. Необходимость использования информационных технологий во внеурочной работе диктует время.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, компетенции, информационные технологии, интеграция.
Актуальной задачей преподавания русского языка в национальной школе является поиск эффективных методов обучения. Новые образовательные условия и ситуация, когда учащиеся, изучающие русский язык как неродной, находятся в равных условиях при сдаче выпускных экзаменов с выпускниками-носителями языка, обусловливают поиск обновленных методик и максимально эффективных технологий, позволяющих не только обеспечить положительные результаты, но и единые социальные условия успешности в дальнейшем обучении.
В связи с этим, необходимо выявить эффективные способы работы со словом для пополнения лексики младших школьников в национальной (кабардинской) школе. На основе изучения специальной литературы и собственного опыта работы в школе, а также проведения экспериментальной работы мы пришли к выводу, что работа по формированию ключевых компетенций учащихся национальной (кабардинской) школы будет эффективнее, если на занятиях русского языка и внеурочной работы применять информационно-коммуникационные технологии, которые показали свое преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию внимания и тактильной памяти, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Внеурочную работу рассматривают как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов эстетического, нравственного воспитания школьников.
Необходимость использования информационных технологий вовнеурочной работе диктует время. В своей практике мы применяем различные электронные мультимедийные пособия и интернет-ресурсы.
Во-первых, это электронные уроки и тесты. Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, которые содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого курса. Блочная система подачи материала дает возможность овладевать компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими и пунктуационными правилами. С помощью тестов учитель осуществляет оперативный контроль промежуточных результатов мыслительной деятельности учеников, определяет уровень сформированности умений, формирующих языковую компетенцию.
Во-вторых, на разных этапах занятий может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации. Это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и используемая учителем.
Компьютер становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц, опорных конспектов. Все это облегчает восприятие и понимание грамматического материала. У обучающихся развиваются умения, формирующиеся в языковую компетенцию: извлекать информацию из различных источников, строить схемы, свободно пользоваться справочной литературой, проводить различные виды анализа языковых единиц, явлений.
В-третьих, важное место в работе по формированию их коммуникативной компетенции занимают упражнения с текстами. Работа с текстом - это одна из возможностей научить школьника всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить. Здесь помогают деформированные тексты, имеющие задания: устранить ошибки в словоупотреблении, заменить выделенные слова синонимами, найти речевые и грамматические ошибки и т. д. Исправляя тексты, ученики осуществляют речевой самоконтроль; оценивают свою и чужую речь с точки зрения её правильности. Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
В-четвертых, интернет-коммуникации расширяют и обогащают рамки внеклассной работы, наполняют процесс содержательной составляющей. В частности, большой интерес и внимание школьников сейчас привлекают 3возможности участия в Интернет-олимпиадах, телекоммуникационныхпроектах. Подобные проекты увеличивают познавательную активностьдетей, делают учебную деятельность необычной и интересной, и детипонимают, что Интернет - это не только развлечение, но и источник знаний, вполне доступный для них. Подобные проекты сочетают творческую и познавательную деятельность школьников, активно способствуют их самостоятельной работе, увеличивают познавательную активность детей, делают учебную деятельность необычной и интересной.
Применение дистанционных форм в виде конкурсов, олимпиад ориентирует школьников на самообразование, позволяет им не ограничиваться временными рамками мероприятия, а продолжать творить за его пределами, в любое удобное время. Именно дистанционная форма, которая предполагает активное общение между учителем и учеником или между организаторами и командами посредством электронной почты, так и в режиме on-line, позволяет осуществлять обратную связь и, соответственно, наиболее эффективно реализовывать идеи личностно-ориентированного обучения.
Таким образом, использование ИКТ во внеурочной работе по русскому языку в начальной школе формирует высокий уровень мотивации, способствует развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории, формированию языковых, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, приказ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089. Офиц. сайт. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/ Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. - 2003.- № 2. - С.58-64.
http://zavuch.info/uploads/methodlib/2012/11/11/predmetnyie-nedeli-novyie-formyihttp://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/ 2015/11/06/vneurochnaya-deyatelnost-v-sistemehttp://sh19.org.ru