«Система методических приёмов как средство развития ключевых компетенций младших школьников на уроках математики»


Заседание городского МО
учителей 2-ых классов
от 20.10.2016 г.
«Система методических приёмов как средство развития ключевых компетенций младших школьников на уроках математики»
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ « Центр образования»
Иванова Алла Владимировна
2016 г.

В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Формирование универсальных учебных действий создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Формирование компетентностей учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счёт дальнейшего увеличения объёма информации, подлежащей усвоению.
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.
 Составляющие элементы понятия "компетенция"    ( Слайд 2)  
      Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.      
      Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.      
      Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.      
     Стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.      
      Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.
          Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать.
Формирование же ключевых компетенций учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, т.к. они являются источником деятельности и выполняют функцию развития личностных компетенций младшего школьника.
Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», способность использовать на практике полученные знания и навыки. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Компетентность в математике - тип организации знаний, предполагающий: структурированность, оперативность, гибкость, категориальный характер, способность к переносу, готовность к их применению в разнообразных практических ситуациях.
Чему должен научиться младший школьник в соответствии с новыми образовательными стандартами? ( слайд 3)
Искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать  информацию.
Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также окружающей средой; оценивать произведения искусства  и литературы.
Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность;  организовывать свою работу;  пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
Адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Данная проблема наиболее полно представлена в работах И.Я. Зимней, Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, А.Г. Каспржака, А.В. Хуторского. В них раскрывается сущность компетентностного подхода и выделяются ключевые компетенции. Если руководствоваться теорией о ключевых образовательных компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует в начальной школе – это (слайд 4) учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные, целостно-смысловые, общекультурные и компетенции личностного саморазвития.
Реализацию компетентностного подхода рассматриваю, как формирование ключевых образовательных компетенций на уроках математики в содержании материала учебников «Математика 2 класса» автора Л.А.ЧекинУМК « Перспективная начальная школа».
Начанаем со знакомства с таблицей условных обозначений на форзаце учебника математики автора А. Л. Чекина под редакцией Р.Г.Чураковой. Эти условные знаки уже дают возможность работать, применяя компетентностный подход к обучению по данному УМК.
Учебно-познавательная компетенция. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а именно, «уметь учиться»:
ставить цель и организовывать её достижение, уметь её пояснить;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
иметь опыт восприятия картины мира.
Особенно эффективно данный вид компетентности развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, задач-фокусов, которые может подобрать каждый учитель, а так же при проблемном способе изложения новой темы: учитель создает такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребенка. (тетр. №3)
Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её, а именно: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
овладеть навыками использования информационных устройств;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Вовсе не обязательно использовать ресурсы Интернет, ведь можно начинать с газетных и журнальных статей, с работы в читальном зале библиотеки. Главное соблюсти последовательность усложнения заданий от урока к уроку. Обращение к примерам из жизни дает учителю возможность формировать у учащихся информационную компетенцию.
Для развития данного вида ключевых компетентностей целесообразно использовать следующие приемы: «Вопросы для любознательных», «Интересные факты», «Вопросы для умников и умниц», «Это интересно», «Схематическое конспектирование», «Правда ли это?», «Толстые и тонкие вопросы», «Пометки на полях».
Необходимо, чтобы учащиеся умели добывать информацию из источников разных видов.
Ценностно-смысловая компетенция. Данная компетенция включает постановку ученика в ситуацию самоопределения. Для развития этого вида компетентности можно применять следующие приемы: «Верные – неверные утверждения» , «Неоконченные предложения», «Наш день подошёл к концу и я хочу сказать…», «Сегодня на уроке я…», « Своей работой на уроке я…», «Я выбрал эти задания на уроке, потому что…» ,«Хочу, потому что смогу», «Мудрые советы».
На уроках математики при изучении темы, например: «Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через разряд» учащиеся самостоятельно изучают запись сложения чисел 37 и 2, приходят к способу, как сложить двузначное и однозначное числа без перехода через разряд и по алгоритму решают примеры. ( Слайд 5,6,7,8,9,10,11)
Перед учащимися стоит задача - пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, перечислить, прокаментировать, подвести итог, сформулировать вывод. В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя.
Подходит проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса
К данной компетенции относится и развитие математической речи, словаря школьника.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.
Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, так как ее реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приемов работы (таких как дискуссия, групповая работа, работа в паре и др.), а и также при моделировании.
Ученик должен:
владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Для работы в паре или группах можно предложить следующие задания: рассказать соседу по парте определение, выслушать ответ, сравни свой результат с результатом соседа по парте, обсуди свой вариант ответа с соседом по парте, придумай и запиши, а сосед по парте проверит, проверь хорошо ли знает твой сосед по парте, назови по очереди с соседом по парте, обсудить в группе одноклассников. Социально-трудовая компетенция. Является одной из важных, она предполагает овладение учеником знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении, а именно:
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
Развитию данной компетенции способствуют следующие приемы: контрольные работы, тесты по усовершенствованию устного счета, составление задач. Причем задания можно давать социально-трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию.
Общекультурная компетенция. Знакомство учеников с общественной моралью и традициями непосредственно на уроках математики, учителю необходимо внедрять такие приемы работы на уроке, которые не отвлекали бы урок от основного содержания, но при этом были бы с подтекстом, благодаря которому ученики несознательно усваивали бы общекультурные компетенции.
Рассмотрим несколько способов формирования общекультурной компетенции.
Для формирования грамотной, логически верной речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.
Например, математический диктант, выявляющий умение записывать числа;
В качестве дополнительного материала может использоваться написание сказок, фантастических историй, рассказов на заданные темы: «Натуральные числа и ноль», « Числовые равенства и числовые неравенства», « Килограмм», « Прямая бесконечна», « Прямая и луч»,
« Угол» и т.д.
При решении текстовых задач в условии могут быть умышленно пропущены числа. Предлагается выбрать из записанных на доске чисел те, которыми могла быть выражена данная величина (скорость, цена, масса). Кроме того, можно предложить текстовые задачи со скрытой информативной частью.
Например: «Известно, что ученик второго класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?»
Таким образом, работая над данными задачами, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.
Компетенция личностного самосовершенствования. Сюда входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Для воспитания данного вида компетенции подходят задачи на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений (проверка по эталону, взаимопроверка) (слайд 12,13)
Взаимопроверка на уроках математики может быть организована также следующим образом. За один-два дня до взаимопроверки по какой-то пройденной теме или разделу программы учащиеся, которые были наиболее активными и обнаружили хорошие знания, получают карточку с вопросами, заданиями, по которым они будут спрашивать, например, своего соседа по парте (этот вариант просто более удобный в плане организации).   Эти день-два позволят данному ученику самому проверить свои знания по предложенным вопросам: ведь он будет выступать в роли учителя. Готовятся и учащиеся, которых будут спрашивать. В намеченный день за 10-15 минут до конца урока ученик, спрашивая своего подопечного, ставит карандашом против каждого заданного вопроса «+» или «– ». Учащиеся, которые получили все «+», имеют право на следующий день опрашивать того, кто еще недостаточно был подготовлен.Такая работа позволяет:
Проверить знания у половины класса учащихся, другая половина уже проверена, так как заранее готовилась к проведению опроса;
По количеству знаков «+» и «– » можно ориентироваться, какой материал усвоен хорошо, а над чем надо еще поработать.
В ходе взаимной проверки раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами.
Взаимопроверка, как один из приемов самоконтроля, на уроках математики способствует формированию умения контролировать свои действия и воспитывает такие качества, как честность, правдивость, дисциплинированность. Наблюдения и беседы с детьми показывают, что взаимопроверка знаний значительно активизирует их деятельность, повышает интерес к знаниям, и нравится им. Это вызвано удовлетворением зарождающегося у детей чувства взрослости и самостоятельности, ведь каждый ученик в той или иной мере считает себя помощником учителя.
Проводимая работа и ее результаты свидетельствуют о том, что использование методических приемов как средство развития ключевых компетенций младших школьников на уроках математики повышает интерес детей к учебе, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает наблюдательность, смекалку, логическое мышление.
Диагностика
Диагностировать компетентность ученика можно с помощью проверочных, контрольных работ, тестов, подбирая соответствующие задания, но не все виды компетенций могут быть правильно оценены только по результатам таких работ. Следует учитывать полезность проводимой работы для ученика. Поэтому, внедряя компетентностный подход в преподавание математики, учитель должен оценивать компетентность ученика в целом и по результатам самостоятельных, домашних работ, по работе на уроках, по инициативности ученика, стремлению его к знаниям.
Всё выше сказанное доказывает, что реализация компетентностного подхода на уроках математики возможна. Можно с уверенность говорить, что данный подход частично реализуется в современной начальной школе, как это было видно при анализе всех видов компетенций.
Заключение
            Для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки. Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.
Литература
1. Гетманская А.А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет–журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября. — http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–24.htm2. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные планы по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И. Моро. — М.: ВАКО, 2005.
http://www.eidos.ru/journal/2003/0424.htm.
3. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423–1.htm.
4. Лобок А. Главная сложность «компетентностного подхода» // Первое сентября. — 2005. — №18. — http://ps.1september.ru/article.php?ID=200501.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. — М., «Когито–Центр», 2002.