Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся


Мамлеева Эльмира Зякиевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №176 Калининского района Санкт-Петербурга
Использование кейс – технологии  на уроках истории и обществознания  как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Система исторического образования, на этапе масштабных цивилизационных изменений, призвана стать фактором, обеспечивающим условия для поступательного развития общества.  Сегодня  как никогда нашему государству нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, коммуникабельностью и при этом обладают высокой нравственностью, чувством ответственности за судьбу страны.  
Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнакомой ситуации, смогут самостоятельно их приобретать, научатся  работать с информацией, и анализировать дополнительные материалы. Именно поэтому в современной школе происходит изменение  образовательной парадигмы:  от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание школьников, развивать их способности к самоактуализации. Одним из ответов системы образования на запрос времени стала идея компетентностного  подхода образования. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Условия для формирования личности, обладающей компетенциями, востребованными потребностями нового  времени требуют использования  в общеобразовательных учреждениях новых педагогических технологий.
Одной из самых распространенных технологий, поддерживающей компетентностный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей сущности нацелен на формирование компетентностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Однако в последнее время постепенно  начинают входить в школьную практику кейс – технологии, которые представляет собой обучение посредством создания проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.  
При подготовке к уроку истории и обществознания, с использованием данной технологии необходимы специально подготовленные обучающие материалы, описывающие конкретные  жизненные  ситуации.  Это могут быть тексты, схемы, диаграммы, сравнительные таблицы, документы и т.д. Так, например, на уроке по истории, в 8 классе по теме «Россия в начале XIX века» учащиеся получают кейс с документами, описывающими заговор с участием Александра I против отца. А при изучении темы «Реформы 60-70-х годов» таблицы изменений в крестьянском вопросе, судебной системе, в военной области и т.д.  На уроке обществознания по теме «Конкуренция» кейс с диаграммами конкурирующих фирм по производству товаров широкого спроса.
В настоящее время существует немало  кейсов разработанных учителями – практиками по истории и обществознанию, праву,  которые можно классифицировать по объему, наличию сюжета, информативности,  поставленным целям  и задачам и т.д., но структура кейса практически одинакова.
Структура кейса, предлагаемого  учащимся, включает в себя:
Краткое, запоминающееся название («Последний дворцовый переворот», «Эпоха Великих реформ», «Быть или не быть?»).
Введение  (сведения о действующих лицах кейса, факты и события, проблема, гипотеза).
Основная часть (информация для анализа ситуации).
Заключение (ситуация, требующая решения проблемы).
Вопросы  для обсуждения.
Инструкци и по работе с  кейсом.
Записка  для преподавателя,  где    представлен авторский подход к анализу кейса,  описаны  методические особенности  работы с предлагаемой ситуацией разрабатываются учителем, но не предлагаются школьникам.
Технология работы с кейсом на уроках истории, обществознания и права включает в себяследующие этапы:
введение обучаемых в содержание кейса (5-7 мин.);
самостоятельная работа  в малых группах с материалами кейса  (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия) 20-25 мин.;
 презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы) 10 мин.;
подведение итогов 5 мин.
В ходе работы над кейсом у обучающихся формируются ключевые компетентности. Создавая  проблемную ситуацию,  учитель направляет учащихся на ее решение. Таким образом,  каждый школьник на уроке, ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Основанные на фактах  реальной жизни кейс – технологии помогают формировать у школьников ценностно- смысловые компетенции, развивать способность ребенка видеть и понимать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков,  принятия решений. Казнить или помиловать? Такой  непростой аргументированный совет необходимо дать в деле об убийстве Александра II.
Учебно-познавательные компетенции формируются у школьников в ходе самостоятельной работы над содержанием кейса.  Ученики добывают знания непосредственно из описываемых жизненных ситуаций, анализируют, пытаются отличить факты от оценочных суждений, планируют свои действия в нестандартной ситуации.
Кейс – технология предполагает работу в группах, а это формирует у школьниковкоммуникативные компетенции. Обучающиеся приобретают навыки работы в группе, коллективе. Учатся задавать вопросы, вести дискуссии, выступать и отстаивать свое мнение, взаимодействуют с окружающими и удаленными событиями и людьми.
Информационные компетенции формируются в ходе критического анализа большого объема неупорядоченной информации предлагаемого ученикам кейса.
На уроках обществознания и права, при использовании кейс - технологии, формируются исоциально-трудовые компетенции. Учащиеся учатся анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии  с ролью гражданина, наблюдателя, представителя, избирателя, потребителя, производителя, члена семьи и т.д. Большое значение имеет для школьников приобретение навыков владения этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. 
Результат использования кейс- технологии очевиден.  Школьники   овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора информации, что позволяет   решать определенные задачи  и формирует ключевые компетенции.
Однако необходимо помнить, что применение кейс - технологии в полном объеме для реализации образовательного процесса возможно только в сочетании с другими методами и технологиями.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает два этапа. Первый  представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Он осуществляется за пределами  класса и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя, что формирует профессиональную компетенцию педагога.
Второй этап включает в себя деятельность учителя на уроке, где он выступает с вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой, оценивает вклад  каждого в анализ ситуации.  Этот этап требует от учителя  использования личностных компетенций
Таким образом, кейс - технологии – один из ведущих методов активного обучения на основе деятльностного подхода. В процессе реализации кейс - технологий у учащихся формируются основные умения: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программу действий, вносить в неё необходимые коррективы и т.д.
Помимо этого при  применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты. У обучаемых  формируются  коммуникативные навыки,  они развивают презентационные умения, формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения, приобретают экспертные умения и навыки, учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы, изменяют мотивацию к обучению.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Маргвелашвили Е. О месте "кейса" в российской бизнес-школе // "Обучение за рубежом" №10, 2000 /
2. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов.
3. http://www.casemethod.ru/base1.php?tbl=artikel&id=14. http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html