Из опыта работы «Роль труда в развитии положительных качеств личности учащихся коррекционной школы»

Проблема, над которой я работала, звучит так – «Роль труда в развитии положительных качеств личности учащихся вспомогательной школы». Тема эта взята не случайно, так как умственно отсталые учащиеся испытывают определённые трудности в развитии положительных качеств личности, а трудовая деятельность открывает большие возможности в формировании этих качеств.
Основоположники дефектологии, такие как М.С.Певзнер, Ж. И. Шиф, Б. И. Пинский, изучая особенности умственно отсталых детей, выявили:
- Нарушение целенаправленности, которое объясняется плохой ориентировкой в задании, неумением преодолевать встречающиеся трудности.
- Трудность переноса прошлого опыта в новые условия.
- Узость мотивации, возникающая вследствие низкого уровня осознания мотивов и целей деятельности, неустойчивость, скудность, ситуативность, одномоментность мотивов, а также неумение планировать свою деятельность и предвидеть её результаты.
- Недостаточная критичность в процессе выполнения работы, низкая произвольность внимания.
- Недостаточное понимание словесной инструкции.
Наблюдения за умственно отсталыми школьниками на уроках труда показали, что существенный недостаток их трудовой деятельности состоит в неумении самостоятельно, без помощи учителя справиться с поставленной трудовой задачей, рационально организовать с вою работу, в неумении доводить начатое дело до логического завершения, в неумении общаться друг с другом.
Для умственно отсталых детей характерны: снижение наблюдательности, неустойчивость произвольного внимания, отсутствие умения сосредотачиваться на инструкции и осмысливать её, низкий уровень самоконтроля и самоорганизации, недостаточная забота о результативности своей работы.
Важно учитывать и то, что трудовое обучение создаёт перед учащимися школы VIII вида общие трудности. Ребята, как правило, не умеют: выбрать рациональный путь выполнения задания; организовать последовательность действий и трудовых операций; адекватно использовать приспособления, инструменты; объясниться (задать вопрос, ответить на него) не только с учителем, но и с одноклассниками.
Трудовая деятельность позволяет учащимся постепенно и целенаправленно знакомиться с окружающим миром, с видами производств и человеческого труда.
Формирование готовности к трудовой деятельности рассматривается как общетрудовая подготовка учащихся, включающая в себя формирование долговременной психической готовности трудиться в сфере материального производства или обслуживания. Эта подготовка в дальнейшем даёт возможность успешно овладеть одной из доступных профессий.
Готовность к трудовой деятельности обеспечивает: значимые для осуществления труда качества личности, характеризующие её положительное отношение к труду; психические и эмоционально-волевые процессы, значимые для произвольной регуляции деятельности; концентрацию внимания, соответствующее умение, навыки.
Умственно отсталые дети воспринимают объекты окружающего мира бледно, фрагментарно; сравнивают и обобщают на основе несущественных внешних ситуативных признаков. Но всё же при решении практических задач учащиеся достигают больших успехов, чем в абстрактно-логических, словесных видах деятельности.
Решая поставленную перед собой задачу, я предполагала на уроках профессионального трудового обучения (ПТО) развить у учащихся следующие качества:
- умение доводить начатое дело до логического конца;
- умение придерживаться заданного учителем или собой плана работы;
- критичность по отношению к своим действиям или получаемым результатам работ;
- умение работать в коллективе.
Добивалась выполнения этих задач, используя следующие методы и приёмы.
Воспитывая у учащихся на занятиях по труду целеустремлённость, следует обращать внимание на то, чтобы перспективы каждого ученика были связаны с перспективами ученического коллектива. Как указывала в своих работах Ж. И. Шиф – «целеустремлённость учащихся особенно велика тогда, когда трудовое задание вызывает у них познавательный интерес и подкрепляется привлекающими общественными мотивами».
Важное средство повышения мотивации трудовой деятельности – приближение учебного процесса к их жизненному опыту, к потребностям и интересам личности, формирование личностной значимости труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде. Хотя общий уровень развития умственно отсталых школьников очень низок, у них всё же имеются свои, хоть и ограниченные, потребности и интересы. При удовлетворении этих потребностей и интересов они проявляют необходимую активность и целеустремлённость.
С большим интересом и желанием дети изготавливают вещи для себя и своих близких. Исключительную роль играют трудовые задания, осознаваемые как важные. Учащиеся при выполнении таких заданий иначе относятся к указаниям учителя. Указания учителя здесь уже приобретают иной смысл, так как у детей появляется потребность в правильных и эффективных способах и приёмах действий. Будучи заинтересованными, они не только проявляют интерес к указаниям учителя, но и сами обращаются за советом и помощью.
Одно время учащиеся шили рукавицы. Для повышения интереса к работе я обратила внимание учащихся на то, что этот заказ сделали работники хлебокомбината, которые поставляют хлеб в школьную столовую. Это способствовало тому, что дети с большей настойчивостью и целеустремлённостью взялись за дело.
Считаю, что учащиеся должны выполнять посильные заказы производства. Благодаря этому труд приобретает более высокое значение.
При прохождении темы «Ремонт одежды» нацеливаю ребят на возможность «продлить жизнь» своим вещам. Практические навыки закрепляем, выполняя ремонт постельного белья для интерната, ремонт одежды младших школьников, личных вещей самих учащихся. Общественная оценка (благодарность, похвала) воодушевляет умственно отсталого ребёнка и вызывает у него желание ещё лучше проявлять себя в работе, более ответственно подходить к порученному делу.
Как известно, самостоятельность зависит от способности учащихся к переносу, от планирования, контролирования своей деятельности, от умений действовать целенаправленно, адекватно ориентироваться в ситуации и принимать обоснованные решения.
Для формирования самостоятельности включала в трудовую деятельность элементы планирования, анализа образцов, установление причинно-следственных связей.
Мною были разработаны инструкционные карты на обработку отдельных деталей и узлов (прилож.1).
Использование этих карт позволило выявить такой момент. Почти все учащиеся после прочтения инструкции сразу переходили к исполнительскому этапу работы. Вопросы возникали только во время работы при затруднениях. Тогда учащиеся или задавали вопрос учителю, или повторно читали инструкцию. На это уходило много времени.
Без специальных дополнительных разъяснений инструкция не становиться для большинства учеников подменной основой их деятельности. Некоторые ученики вообще как бы забывали об инструкции и выполняли задания путём «проб и ошибок» или ориентировались в своих действиях по ответам учителя на вопросы, которые они ставили при выполнении задания. При таком способе деятельности часто нарушалась последовательность операций, некоторые операции пропускались.
Трудности понимания инструкции преодолевала, используя дополнительные средства для инструктирования учащихся – это предметно-операционные планы и графические планы.
Учащимся предлагаю в логической последовательности расположить полуфабрикаты, рисунки, карточки с текстовым сопровождением. Образец изделия, являясь моделью, может быть представлен в вещественной, графической или знаковой форме. Демонстрируя образец, я учитываю трудности, которые учащиеся испытывают при ориентации в пространстве.
Затруднения выражаются в том, что вместо идентичного направления учащиеся выбирают противоположное ему, так называемое «зеркальное». Поэтому учащиеся имеют образцы на партах и могут взять их в руки. Именно в этом случае образец рассматривается как модель объекта труда. Образец, даже если он доступен ученикам, например, располагается на столе учителя. Жёсткое крепление образца на стенде не допускаю, поскольку он становится недоступен детям.
В процессе конструирования швейных изделий развитие самостоятельности осуществляется способностью переноса. На первом этапе производится анализ образца и готового чертежа, затем строится чертёж в масштабе 1:4 (совместно с учителем), на третьем этапе происходит знакомство с деталями выкройки. Четвёртый этап – построение чертежа на индивидуальный размер – выполняют самостоятельно. Со слабыми учащимися провожу индивидуальную работу.
Контроль знаний и умений учащихся также способствует развитию самостоятельности школьников. Для этих целей использую систему карточек, тестов (прилож.2). При составлении карточек учитывала индивидуальные особенности учащихся. Сильным учащимся даю, например, задание назвать все операции, используемые при пошиве блузки. Учащимся со средней успеваемостью предлагаю карточки, где операции переставлены местами. Слабым учащимся даю карточки, в которых некоторые операции пропущены. Также использую карточки, где нужно в задании установить необходимые соответствия или сделать правильный выбор (прилож.3)
Умение планировать свою деятельность формируется у умственно отсталых учащихся очень медленно. Эффективным методом развития планирующих действий служит беседа, во время которой учащиеся дают устную характеристику объекта работы и высказываются по плану предстоящей работы. Также для развития навыков планирования использую такие задания, как планирование уже выполненной работы, учащиеся выполняют образец, затем описывают последовательность своих действий.
У умственно отсталых навыки самоконтроля не развиты – отмечает Ж. И. Шиф в своих работах. Умение и привычка контролировать и корректировать свои действия способствуют развитию у школьников критического отношения к тому, что они делают. А умение контролировать свои действия достигаю своевременной фиксацией внимания ребёнка на допущенных ошибках и неточностях в работе и практическом исправлении этих неточностей.
Для этого пробные упражнения учащиеся выполняют вначале на бумаге, чтобы усвоить основные приёмы работы. Сразу же отмечаю допускаемые ошибки, чтобы не выработались неправильные действия. В практической работе на допущенную ошибку не указываю конкретно, а говорю ученице: - «Неправильно сделала». Ученица самостоятельно пытается найти ошибку, если это не удаётся, задаю наводящие вопросы, пока она не определит, в чём ошиблась. Затем следует обязательное исправление.
Умение найти допущенную ошибку и показать способы её устранения говорит о достаточно высоком уровне самостоятельности в работе.
Контрольные операции являются наиболее трудной формой самостоятельной работы для умственно отсталых учащихся. Формирование контрольных операций происходит при соблюдении следующих условий:
Требование к качеству выполняемого изделия предъявляю вначале практической работы. Эти требования должны быть понятны, конкретны и немногочисленны. Например, при выполнении стачного шва предъявляются следующие требования: машинная строчка ровная с закрепками вначале и конце; ширина шва соответствует заданной; влажно-тепловая обработка выполнена качественно.
В процессе обучения дети усваивают, что выполнение любого изделия происходит поэтапно. Обучаю их контролировать качество выполнения изделия при завершении каждого этапа. Опорой для формирования этого умения служит предметная карта. Каждый элемент такой карты служит эталоном качества соответствующего этапа работы.
Оценивать качество выполненного изделия можно только по требованиям, заявленным перед началом практической работы. Взаимооценку работ среди учащихся провожу редко, так как такое сравнение порождает негативные моменты соперничества, обид и тому подобное.
Возможности учащихся вспомогательной школы чрезвычайно неоднородны. Поэтому выбор лучших работ педагогически неоправдан, он подразумевает, что те работы, которые педагог не выделил, являются худшими. Гораздо эффективнее оценивать качество работ индивидуально, исходя из «стартового» уровня каждого ученика. Важен личный результат.
Для всестороннего развития умственно отсталых школьников необходимо формировать такое качество личности, как умение работать в коллективе. Это качество формируется в условиях коллективной деятельности. Под коллективной деятельностью подразумеваю организацию коллективных работ (изготовление изделий с пооперационным разделением труда), а также производственную практику.
Поскольку учащиеся в процессе производительного труда тесно взаимодействуют друг с другом, особенно при пооперационном разделении труда, а также связаны общностью цели, то очень важно в процессе работы сохранять дисциплину, доброжелательность, но в то же время товарищескую требовательность в отношении качества и правильности выполнения технологических операций, оказывать бескорыстную помощь товарищу, в необходимых случаях проявлять взаимовыручку.
Вследствие коллективного труда учащиеся получают навыки работы, общения, сотрудничества, взаимопомощи, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.
В процессе трудовой деятельности учащимся приходится общаться между собой, обсуждать и совместно решать определённые вопросы. Поэтому развитие коллективизма на занятиях по труду зависит в значительной мере от работы учителя по развитию речи учащихся.
Работа в коллективе вызывает у детей большие трудности, если они не овладевают умением выражать в понятной речевой форме возникающие у них вопросы, высказывать свои суждения в понятной для других форме. Необходимо закреплять в памяти учащихся нужную терминологию, связанную с трудовой деятельностью. Для этих целей использую тематические кроссворды, загадки (прилож.4).
Даю задание придумать новому слову родственные слова, например, шить – сшить, ушить, зашить, вышить, подшить и тому подобное. Использую карточки с такими заданиями: дополни предложения словами по смыслу; исключи лишнее; выбери нужное; сгруппируй слова по значениям (прилож.5).
Для развития всех вышеперечисленных качеств личности умственно отсталых школьников большую роль играет также занятия учащихся в школьных кружках.
Учащиеся, занимавшиеся в кружках «Народный костюм и современная мода» и «Лоскутная мозаика» были разного возраста. Вначале были случаи конфликтов. Но единство целей – коллективные работы для участия в выставках, изготовление костюмов для участников самодеятельности -способствовало сплочённости коллектива. Старшеклассники стали оказывать помощь младшим, в работе присутствовала взаимопомощь, тактичное высказывание замечаний по качеству работы.
Личность умственно отсталого ребёнка нельзя рассматривать исходя лишь из имеющихся у него недостатков. При определении методики обучения необходимо, не только учитывать отклонения от нормального развития, но и опираться на все положительные качества ученика.
Чтобы работа по воспитанию положительных качеств личности была успешной, я проводила психолого-педагогическое изучение школьников на разных этапах занятия:
- усвоение теоретического материала;
- ориентировка в задании;
- усвоение плана работы;
- работа инструментами;
- разметка;
- самоконтроль;
- отчёт о работе;
- анализ своих ошибок.
На основе наблюдений выявила, кто из учащихся нуждается в индивидуальном и дифференцированном подходе. На протяжении всего времени обучения вела учёт достижений учащихся.
В конце года по каждому ученику определила уровень сформированности качеств. Таких уровней определила три.
Высший уровень - умение доводить начатое дело до логического завершения, умение самостоятельно работать по предложенному плану, критически оценивать свою работу, мнение бесконфликтно работать в коллективе.
Средний уровень характеризуется способностью работать с небольшой помощью учителя, навыки самостоятельной работы, критичность сформированы в значительной мере, но недостаточной для этого года обучения.
Низки уровень – выполнение операций осуществляется с большой помощью учителя, способность самостоятельно работать по плану отсутствует, также как и критичность по отношению к своим действиям и результатам работы, повышенная конфликтность.
Результаты работы можно проследить на примере учащихся Лены Л. и Наташи Ж. Лена трудно шла на контакт, общение было затруднено, усвоение теоретического материала было низким, она затруднялась составить план предстоящей работы, возможно, поэтому интереса к работе не проявляла. Используя личностные, а затем и общественные мотивы, смогла повысить заинтересованность ученицы. К концу обучения Лена уже самостоятельно изготавливала изделие, следуя заданному плану работы, самостоятельно, по собственной инициативе переводила выкройки из журналов мод, принимала активное участие в работе кружка.
Наташа же теоретический материал усваивала, а вот практические задания выполняла хуже, самостоятельно определить ошибки в действиях и конечном результате не могла.
К концу обучения стала самостоятельно работать по инструкционной карте, появилась целеустремлённость, уверенность в своих силах, повысился самоконтроль.
Сформированные качества у учащихся в полной мере проявляется на экзамене, который состоит из практической работы и устного экзамена по специальности.
Учащиеся на практической работе самостоятельно производят раскрой по готовым выкройкам и пошив изделия, используя краткие технологические карты.
Сформированность необходимых качеств у учащихся на должном уровне подтверждают достаточно высокие оценки, полученные на экзамене, а также последующая деятельность бывших учеников. Две выпускницы продолжают обучение в спец. училище, две работают в швейном цехе.
Профессиональное трудовое обучение способствует социальной адаптации умственно отсталых детей в дальнейшей их жизни.
Считаю, что поставленную перед собой проблему решила. У наших детей развить положительные качества личности можно в результате длительной работы, а трудовые действия дают для этого большую возможность.






Приложение №1

13 EMBED AcroExch.Document.7 1415







Приложение №2
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
Найди соответствие между названиями деталей регулятора натяжения и обозначением на рисунке:
- винтовая шпилька, - шайбы натяжения, - пружина, - шайба, - гайка,
- нитепритягивательная пружина, - нитепритягевательная шайба.




















Укажите, какие детали входят в состав иглодержателя и занесите в таблицу


Название

1


2


3


4


5


6





Приложение № 2
ТЕСТ


1.

Для каких изделий можно использовать шерстяные ткани?


а) фартуки
б) летняя одежда
в) осеннее-зимние платья



2.

Длина застёжки в юбке зависит от:

а) длины юбки
б) длины застёжки молнии
в) должна составлять 18-20 см
г) обхвата бёдер



3.

Для построения чертежа юбки используют следующие мерки:


а) Ош б) От в) Ди г) Шc
д) Об е) Ог ж) Дтс з) Ор


4.

При пошиве юбки используют следующие швы:


а) накладной б) двойной в) окантовочный г) обтачной д) стачной е) шов вподгибку



5.

Форма вытачек определяется телосложением. Какая линия правильная?

А)


6.

Расход материала на юбку зависит от:


а) длины юбки б) ширины материала
в) роста г) фасона юбки




7.


Назови срезы деталей юбки
1 1
3 3








Приложение №3
I уровень

Составь план пошива фартука


II уровень

Расставьте операции по пошиву фартука в нужном порядке:

- СОЕДИНИТЬ ДЕТАЛИ ФАРТУКА
- ОБРАБОТАТЬ БОКОВЫЕ И НИЖНИЙ СРЕЗЫ НИЖНЕЙ ЧАСТИ ФАРТУКА
- ОБРАБОТАТЬ БРЕТЕЛИ
- СОЕДИНИТЬ КАРМАНЫ С НИЖНЕЙ ЧАСТЬЮ ФАРТУКА
- ОТУТЮЖИТЬ ГОТОВОЕ ИЗДЕЛИЕ, СЛОЖИТЬ
- ОБРАБОТАТЬ ПОЯС
- ОБРАБОТАТЬ НАГРУДНИК ВМЕСТЕ С БРЕТЕЛЯМИ
- ОБРАБОТАТЬ ВЕРХНИЙ СРЕЗ НИЖНЕЙ ЧАСТИ ФАРТУКА
- ОБРАБОТАТЬ КАРМАНЫ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
III уровень

Вставьте пропущенные операции в план работы по пошиву фартука:

ОБРАБОТАТЬ БРЕТЕЛИ
------------------------------------------
ОБРАБОТАТЬ БОКОВЫЕ И НИЖНИЙ СРЕЗЫ НИЖНЕЙ ЧАСТИ ФАРТУКА
ОБРАБОТАТЬ КАРМАНЫ
------------------------------------------
ОБРАБОТАТЬ ПОЯС
---------------------------------------
СОЕДИНИТЬ ДЕТАЛИ ФАРТУКА
----------------------------------------

Приложение №4

КРОССВОРД ПО ТЕМЕ «МАШИНОВЕДЕНИЕ»

Впишите в кроссворд части швейной машины





м
о
т
а
л
к
а



л
а
п
к
а







ш
п
у
л
ь
к
а




и
г
л
а




ч
е
л
н
о
к





р
у
к
а
в








КРОССВОРД ПО УСТРОЙСТВУ МАШИННОЙ ИГЛЫ

Впишите в кроссворд части машинной иглы



л
е
з
в
и
е
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



 
и
г
л
о
д
е
р
ж
а
т
е
л
ь

 
 
 
 
л
ы
с
к
а








к
о
л
б
а













Приложение №5

1. Впишите недостающие слова:

Рабочий и свободный ход машины можно устанавливать при помощи ________________________________. Рабочий ход устанавливают при помощи винта-разъединителя, поворачивая его правой рукой _____________________________ . Свободный ход устанавливают поворотом винта-разъединителя ___________________.

2. Закончите предложения по смыслу:

Запошивочный шов применяется при пошиве______________________ . Запошивочный шов относится к _________________________ швам. Ширина шва в готовом виде равна ____________________ .

Найдите соответствие:

1. нижний срез а) двойной шов;
2. боковой срез б) обтачной шов;
3. срез горловины в) шов вподгибку.

Убери лишнее:

Блузка, платье, наволочка, сорочка, сарафан.

Сгруппируй слова по признакам:

Игла, бумага, фартук, сантиметровая лента, ножницы, сорочка, ткань, линейка.

Подчеркните названия плательных тканей:

Ситец, бархат, шёлк, шерсть, льняная, пальтовая, простынная, подкладочная, костюмная, портьерная ткань.
- 13 PAGE 14115 -


13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415



Root Entry