Урок по химии для 9 класса: «Практическая работа №3» тема: Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их кислородные соединения».

Урок «Практическая работа №3»
тема: Решение экспериментальных задач по теме
«Металлы и их кислородные соединения».
Цель: на основе знаний о металлах и их кислородных соединений научиться решать экспериментальные задачи; уметь проводить качественные реакции. соблюдать правила ТБ.
Задачи:
Обучающая:
- углубить и систематизировать знания учащихся о металлах и их кислородных
соединений; закрепление практических навыков при решении эксперименталь-
ных задач, умение составлять уравнения реакций.
Развивающая:
- развитие навыков практической работы и развивать познавательный интерес,
используя приемы самостоятельной работы, умение проводить лабораторные
опыты.
Воспитательная:
- воспитание аккуратности при выполнении практических работ и соблюдении
правил по технике безопасности; бережное отношение к реактивам.
Тип урока: практическое занятие с использованием информационно – коммуникативных технологий: интерактивной доски.
Метод обучения: самостоятельная работа.
Оборудование:
1. Интерактивная доска: (с подготовленными записями)
Девиз урока: Как формула, как график трудовой,
Строй Менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай. (С. Щипачев)
Тема урока (на бегущей строке): «Практическая работа №3»
тема: Решение экспериментальных задач по теме
«Металлы и их кислородные соединения».
2. Электронное учебное пособие по химии «Репетитор: Химия»
3. Лабораторное оборудование: пробирки, пипетки, пробиркодержатель, спиртовка.
4. Реактивы: 1. металлы: цинк, железо, медь; соляная кислота.
2. р-ры хлорида меди (2), сульфата железа (2), железо, медь, алюминий.
3. хлорид меди (2), гидроксид натрия.
4. хлорид алюминия, гидроксид натрия, соляная кислота.
Ход урока:
Орг. момент. проверить готовность уч-ся к уроку, работа в группе.
Актуализация знаний.
Что было задано домой?
- Производство чугуна и стали п. 44.
Фронтальный опрос:
1. Что такое металлургия и каково ее значение в народном хозяйстве?
- Металлургия – это наука о промышленных способах получения металлов.
2. На какие отрасли подразделяется металлургия?
- на черную и цветную металлургию. К черной металлургии относится производство железа и его сплавов, а к цветной – производство остальных металлов и их сплавов.
3. Назовите основные сплавы железа?
- Чугун и сталь.
4. Чем отличается чугун от стали по составу и свойствам?
- Чугун и сталь являются сплавами железа с углеродом. Чугун содержит более 2,14% углерода, сталь обычно содержит несколько десятых процента углерода. Чугун содержит также небольшое количество кремния, фосфора и серы.
Различие в составе чугуна и стали вызывает и сильное различие в свойствах. Чугун – хрупкий материал, его можно обрабатывать только литьем ( т.е. разливать жидкий чугун в формы). Из- за хрупкости чугун непригоден для изготовления большинства деталей и инструментов. Сталь при обычной температуре упруг, а при нагревании приобретает пластичность, ее можно обрабатывать ковкой и прокатыванием.
5. В чем заключается производство чугуна?
- Чугун получают из железных руд в доменных печах. Домна – печь высотой 60м, внутри выложена огнеупорным кирпичом. В верхнюю часть домны загружают измельченную железную руду (Fe2O3 с примесью SiO2), кокс (C), флюсы (CaCO3 MgCO3)-для очищения руды от песка, а снизу вдувают воздух.
CaCO3+ SiO2=Ca SiO3+СО2
MgCO3+ SiO2= MgSiO3+СО2 - шлакообразование
Химизм доменного процесса сводится к постепенному высвобождению железа от оксидов.
С+О2=1900=СО2
СО2+О2=2СО-образование восстановителя.
1)3Fe2O3+CO=800=2Fe3O4+CO2
2)Fe3O4+CO=800=3FeO+CO2
3)FeO+CO=1000=Fe+CO2
Fe2O3+3CO=2Fe+CO2
в доменной печи происходит восстановление железа (сверху вниз) с образованием чугуна.
6. Как в промышленности производят сталь?
- При получении стали из чугуна, необходимо очистить чугун от примесей С,Si, Mn, P, S. Для этого примеси оксиляют кислородом. при этом происходит и частичное окисление самого железа.
C+O2=CO2
Si+O2=SiO2
MnO+SiO2=MnSiO3
4P+5O2=2P2O5
S+O2=SO2
2Fe+O2=FeO
Образовавшиеся СО2, SО2 газообразны и удаляются с дымовыми газами. для удаления SiO2 и P2O5 добавляют известняк. При этом образуются силикат и фосфат кальция, которые удаляются в виде шлаков.
7. Назовите известные вам способы получения стали. В чем заключаются преимущество каждого способа?
- Кислородно-конветорный способ Бессемера, мартеновский способ, в электропечах. 1способ- экономичен, для поддержания нужной температуры в конверторе не требуется сжигать топливо. необходимая температура (17000С) достигается в результате экзотермических реакций окисления примесей.
Преимущество 2 способа – в том что можно контролировать и получать стали различных марок.
В электропечах – получают высококачественные легированные стали с высокими температурами плавления.
8. Какие виды чугуна и стали вы знаете? Где их применяют?
- Серый чугун (93%Fe) - Литые детали: шестерни, колеса.
Белый чугун- Переработка в сталь.
Легированная сталь - Детали авиамоторов, резцы.
Углеродистые стали- В промышленности.
Конструкционные стали- Детали машин, конструкции и сооружений.
Инструментальные стали- Для режущих, измерительных инструментов.
Стали с особыми свойствами.-- Нержавеющие, жаростойкие, магнитные детали.
3. Изучение нового материала.
Великий Гете сказал: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать».
На каких уроках химии можно использовать полученные знания?
- на практическом уроке.
«Практическая работа №3»
тема: Решение экспериментальных задач по теме
«Металлы и их кислородные соединения».
Цель урока: определяют уч-ся самостоятельно.
Подготовка к практической работе:
Инструктаж перед практической работой.
Представим себе, что мы на химическом заводе в лаборатории. Прежде чем выпустить какую – либо продукцию, необходимо провести ряд анализов, химических реакций. Чем мы с вами сейчас и займемся.
Я, как главный научный сотрудник лаборатории назначаю технолога в каждой группе (назвать Ф.И. уч-ся). Мы с вами должны провести ряд лабораторных анализов, которые записаны в технологических картах, разработанных главным научным сотрудников лаборатории. Для того чтобы учесть все этапы работы, вам необходимо оформить отчет в тетради для лабораторных работ.
Но перед началом работы необходимо провести инструктаж по ТБ.
Сегодня в нашей лаборатории инженером по ТБ назначается (Ф.И. уч-ся), который про-ведет инструктаж.
Инженер по ТБ: «Я обращаю внимание на правила работы с кислотами и щелочами и правилами оказания первой помощи. с кислотами и щелочами вам нужно работать очень осторожно. Если случайно кислота или щелочь попадет на руку или одежду, немедленно смойте ее большим количеством прохладной воды. Запрещается обрабатывать поражен-ный участок увлажненным тампоном.
Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказалась сверху. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус.
Главный научный сотрудник: « В технологической карте даны задания, которые вы должны выполнить строго по инструкции и записать уравнения реакций.
4. Практическая работа.
Технологическая карточка:
1. Опыт 1: выполняют уч-ся в группе.
Сделайте вывод по опыту 1.
Вывод: Zn+2HCl=ZnCl2+H2
Fe+2HCl=FeCl2+H2
Cu+HCl= не протекает.
Почему медь не реагирует с соляной кислотой?
В ряду активности Ме медь находиться правее водорода, поэтому растворяется только в сильных окислителях (азотной и серной кислоте).
Демонстрация опыта по электронному учебнику «Репетитор: Химия».
1 действие– значок «Раздел «Неорганическая химия»
2 действие– выбрать главу 15 и тему 15.5
3 действие – тема «Свойства»
4 действие – реакция взаимодействия меди с азотной кислотой.

2. Опыт 2 уч-ся выполняют самостоятельно.
Какой вывод можно сделать по данному опыту?
Вывод: CuCl2+Fe=FeCl2+Cu 3CuCl2+2Al=2AlCl3+3Cu FeSO4+Cu=не протекает
Более активный Ме вытесняет менее активный Ме из его солей.

3. Демонстрация опыта 3 по электронному учебнику «Репетитор: Химия».
1 действие– значок «Раздел «Неорганическая химия»
2 действие– выбрать главу 12 и тему 12.3
3 действие – тема «Гидроксиды алюминия»
4 действие – реакция взаимодействия хлорида алюминия с гидроксидом натрия.
ИЛИ:
1 действие – внизу значок «Альбом»
2 действие – тема «Элементы 3 группы»
3 действие - опыт получение и свойства гидроксида алюминия.
Вывод: AlCl3+3NaOH=Al(OH)3+3NaCl
Al(OH)3+NaOH=Na(Al(OH)4)
Al(OH)3+3HCl=AlCl3+3H2O
Какие свойства проявляет вещество, если оно взаимодействует и с кислотами и с щелочами?
- Проявляет амфотерные свойства.

4. Опыт 4 выполняют уч-ся самостоятельно.
Вывод: CuCl2+2NaOH=Cu(OH)2+2NaCl – осадок синего цвета
CuSO4 +2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4 – осадок синего цвета
FeCl2+2NaOH=Fe(OH)2+2NaCl –осадок зеленого цвета.
Демонстрация таблицы растворимости солей по электронному учебнику «Репетитор: Химия».
1 действие – значок внизу «таблица»
2 действие – таблица растворимости солей и оснований.
5. Вывод урока. (уч-ся делают самостоятельно)
Сегодня на уроке мы закрепили и углубили знания по теме «Металлы и кислородные соединения».
Какой мы можем сделать вывод после проведения практической работы?
- Изучили химические свойства металлов. Ме являются восстановителями. При взаимодействии Ме с кислотами продукты реакции зависят от активности Ме. Более активный Ме вытесняет менее активный Ме из его солей.
6. Д/з повт. тему «Металлы»
7. Итог урока.









9кл. Карточка- инструкция к практической работе 3.
Тема: Экспериментальные задачи по теме «Металлы и кислородные соединения».
Вариант 1.
Опыт1. Опытным путем докажите, растворимость цинка в соляной кислоте.
Задание: напишите соответствующие уравнения реакций.

Опыт 2. Дан раствор соли хлорида меди(2);
Задание: Может ли взаимодействовать металл железо в реакции замещения? Напишите соответствующие уравнения реакций.

Опыт 3. Как из хлорида алюминия получить гидроксид алюминия. Докажите его свойства.
Задание: Составьте уравнение реакций.

Опыт 4. Опытным путем из хлорида меди (2) получите гидроксид меди (2).
Задание: Напишите соответствующие уравнения реакций в ионном виде.
Оформите работу в тетради, и письменно ответьте на задание.

9кл. Карточка- инструкция к практической работе 3 на стр. 136.
Тема: Экспериментальные задачи по теме «Металлы и кислородные соединения».
Вариант 2.
Опыт1. Опытным путем докажите, растворимость железо в соляной кислоте.
Задание: напишите соответствующие уравнения реакций.

Опыт2. Дан раствор соли сульфата железа (2);
Задание: Может ли взаимодействовать металл медь в реакции замещения? Напишите соответствующие уравнения реакций.

Опыт 3. Как из хлорида алюминия получить гидроксид алюминия. Докажите его свойства.
Задание: Составьте уравнение реакций.

Опыт 4. Опытным путем из сульфата меди (2) получите гидроксид меди (2).
Задание: Напишите уравнения реакций в ионном виде.
Оформите работу в тетради, и письменно ответьте на задание.

9кл. Карточка- инструкция к практической работе 3 на стр. 136.
Тема: Экспериментальные задачи по теме «Металлы и кислородные соединения».
Вариант 3.
Опыт1. Опытным путем докажите, растворимость меди в соляной кислоте.
Задание: напишите соответствующие уравнения реакций.

Опыт2. Дан раствор соли хлорида меди(2);
Задание: Может ли взаимодействовать металл алюминия в реакции замещения? Напишите соответствующие уравнения реакций.

Опыт 3. Как из хлорида алюминия получить гидроксид алюминия. Докажите его свойства.
Задание: Составьте уравнение реакций.
Опыт 4. Опытным путем из сульфата железа (2) получите гидроксид железа (2).
Задание: Напишите уравнения реакций в ионном виде.
Оформите работу в тетради, и письменно ответьте на задание.