Парламентский урок Гражданин. Общество.Государство


Заявка на участие в конкурсе методических разработок
парламентского урока по теме «Гражданин. Общество. Государство»
•данные об авторе: фамилия, имя, отчество полностью, должность, место работы: Сайфуллина Чулпан Рашатовна, учитель истории и обществознания МБОУ «Куюк-Ерыксинская СОШ»
•наименование конкурсной работы: «Гражданин. Общество. Государство» внеклассное мероприятие
•полный почтовый адрес (с индексом) автора конкурсной работы: 422151 РТ Мамадышский район д.Новый Кумазан ул.Г.Тукая•номер мобильного и домашнего телефона с указанием кода междугородней телефонной связи, e-mail : 2624000074@edu.tatar.ruПарламентский час « Гражданин. Общество. Государство »
Для 7-8 классов
Цель: формирование гражданской культуры учащихся.
Задачи: Обучающие: сформировать основные понятия: гражданин, гражданственность, гражданское общество, правовое государство; создать условия для обсуждения с учащимися актуальных проблем российского общества; формировать умение мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.Развивающие: способствовать развитию у учащихся навыков грамотной устной речи, умения доказывать свою точку зрения, приводя весомые, логичные аргументы.
Воспитывающие: способствовать выработке активной гражданской позиции; активизировать интерес к социальным проблемам города (страны). Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Организация деятельности учащихся на уроке: обсуждают проблемы; самостоятельно подбирают аргументы; отвечают на вопросы; доказывают свою точку зрения; дискутируют; рефлектируют.
Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, аргументировать ответ, высказывать свои мысли логично, вести дискуссию, обосновывать своё решение;
Учебно-познавательная компетенция: умение определять цель и порядок работы, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль;
Компетенция личностного самосовершенствования: умение анализировать свои достижения и ошибки, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать результаты своей деятельности.
Слайд № 1
Каждый человек с момента рождения связан с обществом, а гражданин – это человек, имеющий политико-правовую связь с государством.
Слайд № 2
Как вы думаете, в чем выражается связь гражданина и государства?( во взаимных правах и обязанностях)Например, государство обязано помочь гражданину, который оказался за пределами страны в трудной ситуации. Какие это могут быть ситуации?( землетрясение, потеря паспорта и денег, захват судна пиратами и т. д.) Существует два определения термина гражданин. (Работа со словарями).
Слайд № 3
Это человек, обладающий всей полнотой прав и обязанностей. В 14 лет граждане нашей страны получают паспорт. Это главный документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации. Некрасов.
Слайд № 4
А как вы думаете, где записаны основные права и обязанности гражданина? ( в конституции Р. Ф.)
Слайд № 5
Это основной, самый главный закон нашей страны. А кто знает, когда была принята наша Конституция? Когда мы отмечаем День Конституции? (12 декабря 1993г.) А есть ли права и обязанности у людей без гражданства? (каждый человек с момента рождения обладает определенными правами, и обязанности тоже есть у всех) Давайте выясним, какими правами и обязанностями обладает любой человек, а какими только гражданин РФ.
Слайд № 6
Учитель раздает текст с перечнем прав и обязанностей, ученики отмечают, что, по их мнению, относится к человеку или гражданину. Возможна парная или групповая работа детей.
Слайд № 7
(Работа с текстом Конституции) Перечислите основные права человека и гражданина (право на жизнь, право на образование, доступ к культурным ценностям, благоприятную окружающую среду) В чём отличие человека и гражданина? Ответы учеников.
Слайд № 8
У гражданина есть не только права, но есть обязанности. Перечисляйте их.
( платить налоги, беречь природу, сохранять культурное наследие)
Слайд № 9
Политические права гражданина
( участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным в органы власти)
Слайд № 10
Тест по Конституцию
Слайд № 11
Защита Отечества – святой долг гражданина, так было в Смутное время – когда простой народ под руководством К. Минина и Д. Пожарского обводил страну от захватчиков, и во время Великой Отечественной войны, когда массовый патриотизм народа стал главной причиной Победы.
Слайд № 12
Настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие. У каждого из нас свой образ Родины в сердце.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Итак, скажите, что значит быть гражданином?
Завершить парламентский час хочу словами великого русского поэта, патриота А. С. Пушкина, которые звучат как пожелание для вас молодых людей:
Слайд № 13
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!