Программа по музыке 1 класс Усачёва, Школяр

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко»
Каменского муниципального района Воронежской области



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю». на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МКОУ «Каменская СОШ №1 с УИОП» Руководитель_______ Н.В. Киселёва __________В. Т. Болотина __________ Е.В. Коденцева
Протокол №1 от__________2015г. Приказ №________ от __________2015г.

Рабочая программа
по музыке
1 «А», 1 «Б» класс



Составитель
учитель музыки
Бурляева Любовь Александровна.










п.г.т. Каменка 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке  для 1 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания образования, Примерной программы по предмету, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ 06.10.2009 №373, Планируемых результатов начального общего образования.

Место учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане в 1 классе на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю– 34 часа в год
Согласно региональному БУП, на уроки музыки отведено в 1 четверти 0,5 часа, во 2 – 4 четвертях – 1 час в неделю.
По календарно-тематическому планированию – 29 часов
Цели и задачи учебного предмета
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его   форм и жанров художественных стилей и направлений.
Общая характеристика учебного курса
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса- основы приобщения к искусству.
Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Учебно-тематический план (28ч)
№ п/п
Раздел, тема
Общее кол-во часов по теме

1
Истоки возникновения музыки. Жанры музыки
6

2
Содержание и формы бытования музыки.
18

3
Языки музыки. Музыкальный театр.
5

Итого
29


Содержание курса учебного предмета

базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.


Результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;
проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
знать о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;
Решать практические и учебные задачи:
выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
ориентироваться в многообразии музыкальных жанров;
различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ

№ п/п
Дата
Раздел тема урока
Тип урока
Дидактические ед-цы образов-ного процесса (осн.понятия)
Универсальные учебные действия (УУД)


план
факт





1
01.09
08.09
01.09
08.09
Инструктаж по т/б
Образ музыки
КУ


основные жанры музыки,
род музыки
мелодия
песня
танец
марш
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
Личностные:
-эмпатия, как понимание чувств и сопереживание;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
Личностные:
- ценить отечественные, народные музыкальные традиции
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные:
-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;
-размышлять над образами музыкального произведения,
Эстетически откликаться на музыкальное искусство
Коммуникативные:
- выражать своё отношение к музыкальному произведению

2
15.09
22.09
15.09
22.09
Проблема рождения музыки. Образ музыканта.

УИНМ



3
29.09
06.10
29.09
06.10
Где найти песню? Жанр колыбельной песни.
КУ



4
13.10
20.10
13.10
20.10
Где найти песню? Жанр колыбельной песни.




5
27.10


Где взять танец? П.И.Чайковский «Мелодия»
КУ



6
12.11

Начинаем разговор о содержании музыки.





7
19.11

Родина музыки. Маршевый порядок.


УПЗУ



8
26.11

Проблема: можно ли, слушая музыку, «видеть» ее?

КУ



9
03.12

Музыка живая. С.С. Прокофьев «Полночь»
КУ



10
10.12

Каждый композитор – художник. Э.Григ «Утро»
КУ



11
17.12

Исследование проблемы «как увидеть музыку
КУ







Фортепианная пьеса,
изобразительность
бытование
народные песни
музыкальный театр,
балет,
опера,
симфоническая сказка,
кантата.


12
24.12

Изобразительность в музыке. П.И. Чайковский «Спящая красавица»
КУ



13
14.01

Изобразительность в музыке. К.Сен-Санс «карнавал животных»
КУ



14
21.01

Фрагменты бытования музыки. А. Аренский «Кукушка». Разучивание песни.
КУ



15
28.01

Рождение музыкальной формы. Русские народные песни: «Вейся, капустенька», «Авсень»
УПЗУ



16
04.02

Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни
КУ



17
18.02

Музыкальный театр. Р.Шуман «Мотылёк». Индивидуальное и групповое исполнение песни
УПЗУ



18
25.02

Что такое балет? С.С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» (фрагмент из балета – «Танец рыцарей»)
КУ



19
03.03

Музыкальный театр. Русские народные весенние заклички. «Жаворонки». Разучивание.
КУ



20
10.03

Идём в театр. Язык театра. С.В. Рахманинов «Итальянская полька»
УПЗУ



21
17.03

Идём в театр. Язык театра. Н. А. Римский- Корсаков «Первая песня Леля» (фрагмент из оперы – сказки «Снегурочка»)
КУ



22
24.03

Идем в театр. Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка».
КУ



23
07.04

Чудеса в музыке и в жизни. Д. Б. Кабалевский «Подснежник». Разучивание песни.
КУ



24
14.04

Чудеса в музыкальном театре. Н. А. Римский- Корсаков «Три чуда» (фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»)
КУ



25
21.04

Язык музыки. М.П. Мусоргский «Два еврея». Народная игра «Кострома»
КУ



26
28.04

Язык музыки. С.С. Прокофьев «Симфоническая сказка «Петя и волк»
КУ



27
05.05

Язык музыки. М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»
КУ



28
12.05

Язык музыки. С.С. Прокофьев Фрагмент из кантаты «Александр Невский»
КУ



29
19.05

Итоговое повторение. Урок – концерт.
КУ







Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1.Основные средства обучения:

В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 1 класс, - М.:Вентана-Граф, 2011;
О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2011;

2.Дидактические пособия:
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А.Школяр, «Музыкальное искусство. 1 класс. Методическое пособие», - М.:Вентана-Граф, 2011;
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010
Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011

3. Методические материалы для учителя
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней начальной школы / под ред. Л.Е. Журовой. – М. : Вентана-Граф, 2002
15