Путь богов и путь Айыы.


Министерство общего и профессионального образования Республики Саха ( Якутия)
Путь богов и путь Айыы.
(Материалы к докладу)
Якутск, 2006.
Введение .Каждый человек должен знать историю и культуру своего народа. Это духовное наследие предков. В каждой культуре сложились свои религиозные обряды , основанные на древних мифах. Различные культуры влияли друг на друга. Например , римляне испытали воздействие своих соседей греков. Но даже культуры народов которые жили очень далеко друг от друга , часто оказываются удивительно похожими. Такое сходство мы обнаружили в якутской и японской культурах.Таким образом ,актуальность нашего исследования обусловлена тем, религии и религиозные учения являются духовным богатством, духовным завещанием предков, в котором сосредоточен опыт и вековая мудрость поколений.
Объектом нашего исследования является изучения якутской и японской культур с точки зрения их схожести .Предмет нашего исследования: эффективность изучения религиозного учения Айыы и японской национальной религии синтоизм.
Мы в своей работе поставили себе целью изучение традиционных обрядов якутов и синтоизма.
Чтобы достичь поставленной цели , нам необходимо было решить следующие задачи:
Отобрать литературу о японской и якутской культурах;
Изучить особенности каждой культуры;
На основе изученного сделать сравнительный анализ;
Попытаться определить причины появления сходных моментов.
В процессе научной работы мы выдвинули следующую гипотезу:
Якутское религиозное учение и японская национальная религия синтоизм в некоторых моментах обнаруживают удивительное сходство. Это , на наш взгляд мотивировано древними этногенетическими связями.
Практическая значимость нашей работы обусловлена тем, что мы сделали сравнительную таблицу якутской и японской культур.
Научная же значимость работы заключается в том, что мы впервые попытались сопоставить две столь разные культуры .В научной работе мы пользовались следующими методами:
Сравнительно- исторический;
Структурный;
Работа с научной литературой;
Посещение музеев.
Наша работа состоит из введения , трех глав, заключения и списка научной литературы. В введении мы планируем ход нашей работы, уточняем цели и задачи, выдвигаем научную гипотезу, говорим о методах работы. В первой главе , которая носит рабочее название «Историческая справка о происхождении якутов» мы пытаемся выяснить истоки якутского народа, его этногенетические связи. Во второй главе «Синтоизм» мы изучаем особенности японской национальной религии. И , наконец, в третьей главе нами проделан сравнительный анализ двух исследуемых религий.В заключении делаются обобщения .
1глава. Историческая справка о происхождении народа Саха.
Якуты относятся к числу народов со сложным этническим образованием . Они сформировались в результате взаимодействия двух процессов , протекавших в беспрерывном единстве-дифференциации различных этносов и культур и их интеграции.
Великий русский ученый Лев Гумилев утверждал , что предками якутов являются курыкане. Этот народ упоминается в хуннскую эпоху. После ослабления хуннов курыкане в 14 веке широко расселились в степях Центральной Азии. В 7 веке кырыкане жили в Забайкалье. В 8 веке они продолжали жить в ее западной части. Курыкане занимались скотоводством. Было сильно развито кузнечное дело. Сам китайский император покупал лошадей у курыкан для своих дочерей. Таким образом , курыкане поддерживали торговые и другие связи с соседями и дальними странами.
2 глава. Синтоизм.
Говорят, что в Японии восемь миллионов божеств. Это почти соответствует действительности. В японской религии синто или синтоизме, как называют ее европейцы, к числу божеств , именуемых ками , относятся божественные предки японского народа: духи гор, рек, камней, деревьев , огня , ветра; божества-покровители отдельных ремесел; божества, олицетворяющие человеческие добродетели, духи умерших. Ками незримо существуют везде и всюду и участвуют во всем происходящем. Они буквально пронизывают окружающий мир. Само название религии « синто» состоит из двух иероглифов: «син» и «то». Первый переводится как « сбожество» и имеет другое прочтение –«ками»,а второй означает « путь». Таким образом , дословный перевод « синто» - «путь богов». Строго говоря , синто- языческая религия. Онову ее составляют культ предков и поклонение силам природы. Синто- национальная религия , адресованная не всему человечеству , а только японцам. Она возникла в результате объединения верований , распространенных в отдельных местностях Японии , вокруг культа , который сложился в центральной провинции Ямато и связан с божествами- предками императорского дома.
В отличие от многих других религий синто не может назвать своего конкретного основателя- человека или божество. В этой религии вообще отсутствуют четкие различия между людьми и ками. Люди, согласно , синто , произошли непосредственно от ками, живут в одном мире с ками и могут переходить в разряд ками после смерти. Поэтому синто не обещает спасения в каком- то ином мире , а идеалом считает гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовном единстве.
В отличие от других религий синто не содержит моральных установок. Место представлений о добре и зле здесь занимают понятия чистого и нечистого. Если человек» запачкался» , то есть совершил нечто неподобающее, он должен пройти через ритуал очищения. Действительным грехом в синто считается нарушение мирового порядка-цуми, и за подобный грех человеку придется платить после смерти. Он отправляется в Страну Мрака и там ведет тягостное существование в окружении злых духов. Синтоистская религия учит, что души умерших находятся где – то неподалеку и ничем не отгорожены от мира людей. От приверженца этой религии не требуется ежедневных молитв и частых посещений храма. Вполне достаточно участия в храмовых праздниках и исполнения традиционных обрядов, связанных с важными событиями жизни. Поэтому японцы нередко воспринимают синто как совокупность национальных обычаев и традиций. В принципе ничего не мешает синтоисту исповедовать любую другую религию или даже считать себя атеистом.
Много веков назад японские императоры приказали записать мифы синто. Так появилась книга «Кодзики»( « Записи о деяниях древности») В ней рассказывыается об истории создания мира, а также о деяниях богов и императоров после его создания.
В настоящее время в Японии насчитывается около 80 тысяч синтоистских храмов.Большинство из них посвящено культу какого- либо одного ками. Вместе с тем существуют храмы , в которых почитаются несколько ками одновременно, например несколько духов соседних гор, или духи всех погибших во время войн солдат, или духи всех членов какого- либо прославленного рода. Особенно посещаемы храмы , божества которых покровительствуют тому или иному виду человеческой деятельности или помогают в определенные моменты жизни. Есть ками , способствующие успеху служебной карьеры, помогающие сдавать экзамены, охраняющие от ограблений, катастроф, пожаров, болезней.
Способ восприятия мира.
Созидание мира в японской мифологии происходит самопроизвольно, без воздейсвтия какой – либо внешней силы. Отсутствует отдельный миф о сотворении человека, подразумевается , что люди являются прямыми потомками богов. Нет непреодолимых преград между тремя основными мифологическими мирами – Равниной Неба, Срединной Страной Тростниковых Зарослей и Страной Мрака. Все они мыслятся как реально существующие и сообщающиеся между собой. Мифы пронизаны чувством гармонии человека и его естественного окружения.
Человек рассматривается в синто как часть природы, которая является для него материнcким лоном, дарящим разнообразные блага. Жизнью и всем, связанным с нею необходимо дорожить. Хотя смерть и воспринимается как неизбежное звено в цепи жизни , созидающие силы в японской мифологии всегда берут верх над разрушающими
Храмы.
Обычно храм расположен в живописной местности , где бережно сохраняется природный ландшафт: в парках, у истоков рек, подножия гор. Встречаются часто храмы , которые вообще не имеют никаких построек.К их числу относятся храмы Оомива в префектуре Нара и Канасана в префектуре Сайтама. Они представляют собой огороженные участки , считающиеся священными местами. Это , как правило ,прямоугольная площадка , покрытая галькой , обложенная камнями и окруженная соломенным жгутом, соединяющим четыре угловых столба. В середине такого священного места находится или камень ( ивасака) , или столб,или дерево( химороги). На это место во время церемонии призывается божество. Подобные святилища существовали и в глубокой древности.
О святости территории напоминает сименава - толстый жгут , сплетенный из рисовой соломы , со свисающими кистями и полосками бумаги. Вообще таким жгутом отмечают все места , где постоянно присутствуют или могут появиться ками.
Ритуалы.
Ритуалы составляют основу синто. Под ритуалом принято понимать систему символических действий, производимых во время отправления религиозной церемонии. Смысл синтоистских ритуалов заключается в восстановлении и укреплении связи между человеком и душой божества
Обычно культовая служба происходит так : дух ками вызывается в начале церемонии и приглашается послушать восхваления, возносимые ему участниками , а также их просьбы. Затем ему подносится пища, и он прославляется вновь. После этого его отпускают обратно туда , где он постоянно обитает. Местом , на которое приземляется дцуша ками для общения с верующими , могут быть химороги( священный столб) или ивасака( священный камень)
Ритуал синто обычно состоит из очищения( сайкай), жертвоприношения( синсэн) , молитвы( норито) и возлияния( наораи).
Очищение - неотъемлемая часть синтоистского ритуала. Этот обряд связан с понятиями чистого и нечистого , которые имеют в Японии огромное значение. Благо, добро всегда ассоциировалось в японском сознании с ясностью и чистотой, в то время как под злом подразумевалось нечто грязное , оскверняющее добро. Человек, тем или иным способом подвергшийся загрязнению , должен был воздерживаться от общения с другими людьми , и тем более с божеством.
Различные типы грязного: вещи, считающиеся грязными с санитарной точки зрения: все , связанное с болезнью, кровью или смертью; поступки нарушающие жизнь общества.
Ритуал очищения призван подготовить человека к общению с божеством.В синто существуют три основных способа очищения. Первый из них мисоги означает омовение. Большое значение в синтоистком ритуале придается воздержанию ( ими) Перед участием в культовой церемонии запрещается посещать кладбища, принимать некоторые виды пищи, предписывается не болеть, не дотрагиваться до предметов, считающихся нечистыми.
Еще один способ очищения называется охараи и обычно проводится священнослужителем , который обмахивает то, что подлежит очищению предметом хараигуси, разгоняя таким образом злых духов. Хараигуси представляет собой палочку из священного дерева или просто ветку с закрепленными на ней полосками белой бумаги. Обычно ритуал охараи совершается в храмах. Может он применяться и вне хорамов для очищения каких – либо мест или предметов. Например , перед закладкой новых зданий священнослужитель тщательно обмахивает приготовленную для строительства площадку. Кроме обмахивания предназначенные для очищения места обрызгивают водой.
Праздники
Моцури наиболее – яркие и пышные из синтоистских церемоний. Смысл их проведения- периодическое обновление связи между жителями данной местности и божествами.Обычно мацури связаны с началом сельскохозяйственных работ.
Подготовка к проведению мацури часто начинается за нескорлько месяцев. При этом приводится в порядок весь ритуальнный инвентарь, распределяются роли основных участников. Перед праздником совершают ритуальное очищение и уборку храмов. Также украшают ветками священного вечнозеленого дерева, лентами и флагами. Соломенные веревки симэнава заменяются на новые.
Большое значение во время праздника имеет приготовление специальной пищи на очистительном огне с обязательным соблюдением множества правил.
3 глава.Путь богов и путь Айыы.
У якутов Вселенная делится на три мира: Верхний мир( обитель богов) , Срединный мир( местопребывание людей), Нижний мир( обиталище демонов. Похожие представления мы видим у японцев. Равнина Неба- небесная страна богов. Срединная страна тростниковых зарослей- мир людей. Страна Мрака- мир зла.
Японцы и якуты считали что человек и природа составляют единое целое. Они неразделимы. Недаром у якутов есть богиня природы, хозяйка ЗемлимАан Алахчын Хотун, которая живет в стволе Священного дерева. В олонхо она кормит своим молоком богатырей перед решающим сражением. А японцы считали природу материнским лоном, в котором живет человек.
У якутов не было как такового храма. В зимнее время их храмами были жилища.В летнее время они огораживали место для вознесения молитвы божествам веревками из конских волос , на которой были привязаны разноцветные кусочки ткани.Это была священная веревка . Она защищала от злых сил. Такая же веревка существовала и у японцев . Она , как мы уже знаем называлась симэнава. Эту веревки плели из рисовой соломы. На ней были привязаны кусочки бумаги. Также японцы считали что божества приземляются на священный столб или дерево – химороги. . У якутов также были священные деревья- кэрэх . Их устанавливали по велению шаманов.Кроме того, есть сэргэ. Они считались священными. Это символы самого Юрюнг Ааар Тойона, модели мирового дерева
В правилах проведения традиционного священного праздника якутов ысыах также можно заметить сходства с праздником ямацйури в синтоизме.