Рабочая программа классов ускоренного обучения по истории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «История » для учащихся 10-11 класса ускоренного обучения разработана на основе и соответствует требованиям:
Стандарта основного общего образования по истории;
Закона «Об образовании» от 29. 12. 2012 года № 273;
Постановления РФ от 19.03.2001 № 196 (ред.от 10.03.2009) «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»;
Приказ Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
санитарных правил 2.4.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” от 29.12.2010 г. № 189;
Приказ от министерства образования Ставропольского края от 07.06.2012 г № 537-пр.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Нормативной базой составления данной программы являлись:
- Загладин Н. В., Козленко С. И., Загладина Х. Т. Программа и тематическое планирование курса «История. История России и мира» - 10-11 классы – М.: ООО «ТИД «»Русское слово -РС», 2008 – 112с.
- Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И.Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса - М.: Русское слово, 2010 – 48 с.
- А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов. История России с древнейших времен до конца XIX в. (в двух книгах). М.: Русское слово, 2010; и
- Н.В. Загладин. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. М.: Русское слово, 2006.
В соответствии с базисным учебным планом История входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования. На изучение курса истории в 11 классе отводится 2 часа. Образовательная программа МБОУ Лицея № 10 рассчитана на 35 учебные недели. Предмету «история» в 11 классе отводится 70 часов в год, при 2 часа в - неделю. В программе произошли следующие изменения на историю России, отводится 51 час, Всеобщая история сокращена до 17 часов.
Цель курса - формирование целостной картины мирового опыта человечества, создание условий для осмысления основных событий; для продолжения работы над понятиями и категориями, начатой в основной школе; для освоения основных исторических источников. Сложившаяся практика изучения всеобщей истории предполагает выделение менее третьей части учебного времени на этот курс, поэтому, в определенном смысле, курс всеобщей истории является фундаментом и опорой для изучения отечественной истории этого же периода, в рамках которого «наращивается» ученический потенциал, соответствующий требованиям к уровню подготовки выпускников.
Стандарты среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне предусматривают достижение следующих целей:
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности


Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Должны уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторстве источники, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной - осознавать сферы своих познавательных интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;
- определять причины возникших трудностей и пути их устранения;
- развивать способности и готовность учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
-понимать ценность образования как средства развития личности.

Базовый уровень изучения истории предполагает не только усвоение основ исторических знаний, но и значительную практическую ориентированность этих знаний, формирование различных умений работать с информацией, социальной и коммуникативной компетентностей. Одним из способов повышения эффективности процесса обучения на базовом уровне и одновременно средством мотивации старшекласников будет использование деятельностного подхода в преподавании предмета.
Сопоставление целей обучения истории и требований к уровню подготовки выпускников наглядно представляет особенности обучения истории: более высокий уровень оценочной деятельности, освоение элементов философии истории и методологии истории как науки, овладение умениями, которые позволяют решать комплекс исследовательских задач. Перед учителем встают сложные задачи: «оснастить» процесс обучения необходимыми средствами, которые «подчиняют» усвоение фактов, явлений, процессов, понятий творческой исследовательской деятельности учащихся; добиться баланса в изучении теоретического и «прикладного» материала; сформировать необходимые навыки представления результатов групповой или индивидуальной деятельности; развивать самостоятельность учеников.
Особое место в системе исторического образования отводится изучению истории России. Оно формирует у учащихся знания и умения, основной характеристикой которых является научность, фундаментальность и практическая ориентированность (включая исследовательские умения); ценности, среди которых важнейшими являются патриотизм, гуманизм, уважение прав человека, толерантность; способы мыслительной деятельности, обеспечивающие присвоение исторического материала (включая проведение исторического исследования, проектирование моделей различных общественно - политических; самоидентификацию (культурную, этнонациональную, государственную) и самоопределение по отношению к ключевым событиям отечественной истории. Курс Истории занимает особое место в учебном процессе. Он должен быть органично связан с аналогичным курсом, изучаемым в первом концентре, и, вместе с тем, качественно отличаться от него, раскрывая причинно-следственные связи, внутреннюю логику исторического процесса, мотивы деятельности субъектов
истории – исторических личностей и рядовых людей, различных социальных групп, то есть природу и движущие силы исторического развития Отечества и мировой цивилизации.
Данная программа может быть реализована при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и позволяет внедрять современные педагогические технологии, в частности ИКТ.
         В ходе осуществления контроля ЗУН обучающихся предусматривается проведение различных видов уроков, в том числе тестирования, семинарских занятий, уроков-диспутов, аналитических контрольных работ, исторического (терминологического) диктанта, собеседований и др. Обучающиеся уже владеют опытом составления уроков-презентаций в электронной форме, умеют составлять и защищать проекты. Задача учителя развивать данные способности старшеклассников.
          Применение информационных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса. Использование их на уроках истории повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов. Основные виды работы с персональным компьютером на уроке можно подразделить на 2 группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ (или их компонентов), различных приложений и электронных версий урока самим учителем с дальнейшим применением при объяснении материала или при его отработке и проверке.           Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучающихся, росту их познавательной активности, что очень важно при компетентностном подходе к обучению.
Формы работы: лекции, практикум, выступления с докладами, дополняющими лекционные выступления учителя; семинар, дискуссия.
Вид контроля:
контрольная работа по материалу
презентация своего короткого рассказа
написание анализа текста
выполнение творческих заданий по темам
написание эссе


Учебно- тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов

1.
Раздел 1. Русь изначальная.



2.
Раздел 2. Расцвет Руси. XI - первая треть XII в.



3.
Раздел 3. Политическая раздробленность на Руси.



4.
Раздел 4. Борьба Руси за независимость в XIII – начале XIVв.



5.
Раздел 5. Образование Русского централизованного государства.



6.
Раздел 6. Смутное время.



7.
Раздел 7. Новые черты старой России.



8.
Раздел 8. Эпоха Петра I.



9.
Раздел 9. Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине XVIIIв.



10.
Раздел 10. Россия в первой четверти XIXв.



11.
Раздел 11. Российская империя в годы правления Николая I.



12.
Раздел 12. Россия в эпоху преобразований.



13.
Раздел 13. Россия и мир в 1900 -1945гг. Тенденции мирового развития на рубеже XIX – XX вв. (5 часов)



14.
Раздел 14. Державное соперничество в начале XX в. Россия в годы Первой мировой войны.(1914-1918)



15.
Раздел 15. Развитие индустриальных стран в 1920-1930-е гг.



16.
Раздел 16. СССР в системе международных отношений 1920-1940-е гг.



17.
Раздел 17. Советский союз в Великой Отечественной войне и страны Запада.



18.
Раздел 18. Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине XXв.



19.
Раздел 19. СССР – Россия в мире второй половины XX в. СССР и мировое развитие в период «холодной войны»



20.
Раздел 20. Ускорение научно-технического развития и его итоги



21.
Раздел 21. Модернизационные процессы в мире конца XX в. От СССР к Российской Федерации.



22.
Раздел 22. Особенности духовной жизни второй половины XX в.



23.
Раздел 23. Итоговое повторение




Всего:
68ч


Содержание рабочей программы

Раздел 1. Русь изначальная.
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества. Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев.
Раздел 2. Расцвет Руси. XI - первая треть XII в.
Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Раздел 3. Политическая раздробленность на Руси
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси.
Раздел 4. Борьба Руси за независимость в XIII – начале XIVв.
Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского.
Раздел 5. Образование Русского централизованного государства.
Автокефалия Русской Православной Церкви. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим». Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Раздел 6. Смутное время.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России.
Раздел 7. Новые черты старой России.
Восстановление независимости страны. Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Раздел 8. Эпоха Петра I.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи.
Раздел 9. Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине XVIIIв.
Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Раздел 10. Россия в первой четверти XIXв.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии.
Раздел 11. Российская империя в годы правления Николая I.
Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества.  Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв.
Раздел 12. Россия в эпоху преобразований.
Россия в Священном союзе. Крымская война. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба. Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ. Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв.
Раздел 13. Тенденции мирового развития на рубеже XIX - XX в.
Причины ускорения научно-технического прогресса. Достижения науки и техники. Овладение электроэнергией, развитие транспорта и связи, новые конструкционные материалы. Конвейерная система организации производства. Переход к массовому, крупносерийному выпуску продукции, создание гигантов индустрии.Концентрация производства и капитала, образование монополистических объединений. Новая роль банков и вывоз капитала. Либерально-демократическая модель отношений государства и монополий: опыт США. Антитрестовское законодательство. Возникновение монополий в Англии и Франции. Роль и функции государства в модернизации производства в Германии. Особенности индустриального развития Японии. Социально политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Изменения в социальной структуре общества в индустриальную эпоху. Типология социальных отношений. Развитие профсоюзного, кооперативного, женского движений. Создание общенациональных и международных объединений профсоюзов. Переход от социальной благотворительности к социальной политике, её первые итоги. Развитие социал-демократического движения в промышленных странах, II Интернационал. Практические потребности рабочего движения и ревизионизм. Правые и левые в партиях II Интернационала. Новый этап развития колониальных и зависимых стран. Колониальные и зависимые страны в начале XX в. Британские «белые» доминионы и особенности их развития. Положение коренного населения. Индия: пробуждение национального самосознания. Учение М. Ганди и тактика ИНК. Проблемы модернизации общества в зависимых странах и традиционализм. Китай в начале XX в. Учреждение гоминьдана и идеи Сунь Ятсена. Революция 1911–1912 гг. в Китае и её итоги. Революция 1906–1911 гг. в Иране, младотурецкая революция 1908 г., преобразования в Афганистане. Причины ограниченности результатов перемен начала XX в. в странах Азии. Особенности развития стран Латинской Америки в начале XX в. Революция в Мексике и её итоги. Россия: противоречия незавершённой модернизации. Предпосылки и особенности модернизации экономики в России. Россия и страны Запада: показатели развития. Создание монополий и роль иностранного капитала в России. Роль государства в российской модернизации. Противоречия российского общества. Аграрный вопрос и положение крестьянства. Начальный этап развития рабочего движения. Власть, чиновничество и интеллигенция. Проблема путей и методов реформирования общества. Россия: от русско-японской до Первой мировой войны
Причины русско-японской войны (1904–1905) и её итоги. Влияние неудач русской армии на положение в стране. Начало революции 1905–1907 гг. «Кровавое воскресенье» и подъём революционного движения, создание советов. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение. Возникновение политических партий. Кадеты, октябристы, монархисты, эсеры и большевики, особенности их программ. Социал-демократическое движение и раскол социал-демократов на большевиков и меньшевиков. Взгляды В.И. Ленина. Столыпинские реформы и их итоги. Рост противоречий в русском обществе накануне Первой мировой войны.
Раздел 14. Державное соперничество в начале XX в. Россия в годы Первой мировой войны.(1914-1918)
Причины обострения противоречий на международной арене. ротекционистская политика, борьба индустриальных держав за сферы влияния. Милитаристские и пацифистские воззрения. Мирные и военные средства раздела мира. Первые войны за передел мира. Франко-германские противоречия и возникновение военных союзов в Европе. Германская политика экспансии. Повод к началу Первой мировой войны. Вопрос о виновниках её возникновения. Первая мировая война и начало революции 1917 г. в России. Начальный период Первой мировой войны. План Шлиффена. Наступление русских войск в Восточной Пруссии и Галиции и его влияние на ход военных действий. Кампания 1915 г. и её особенности. Тяжёлое положение на Восточном фронте. Россия и союзники. Провал англо-французской операции в Галлиполи и его последствия. Боевые действия в 1916 г. Брусиловский прорыв. Рост противоречий в воюющих странах. Кризис в России и его причины. Начало революции в Петрограде в феврале 1917 г. Создание Временного правительства. Россия в год революционных потрясений. Углубление кризиса в 1917 г. многовластие в стране, подъём рабочего и крестьянского движений. Апрельский и июльский кризисы. Подрыв обороно-способности страны, развал армии и тактика партии большевиков. Выступление генерала Корнилова и создание Красной гвардии. Взятие власти большевиками. Проблема альтернатив развития России в 1917 г. Первые декреты советской власти. Разгон Учредительного собрания и его последствия. Переговоры о мире с Германией и наступление немецких войск. Брестский мир и его итоги. Разногласия в партии большевиков. Разрыв союза большевиков и левых эсеров. Мятеж чехословацкого корпуса и начало интервенции стран Антанты. Чрезвычайные меры Советского правительства. Кризис 1918–1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России. Завершение Первой мировой войны. Капитуляция Германии и её союзников. Парижская мирная конференция 1919 г. и её решения. Вашингтонская конференция. Создание Лиги Наций. Политический кризис в странах Центральной Европы. Революция 1919 г. в Венгрии и причины её поражения. Державы-победительницы и Советская Россия. Белое движение и причины его поражения. Политика военного коммунизма, красный и белый террор. Причины побед Красной Армии. Создание Коминтерна, его идеология и политика. Советско-польская война и её итоги. Завершение интервенции и гражданской войны. Политика Советской России в отношении стран Азии. Проблемы нормализации отношений с державами Антанты.
Раздел 15. Развитие индустриальных стран в 1920-1930-е гг.
США в 1920-е гг. «Великий кризис» 1929–1932 гг. и его влияние на американскую и мировую экономику. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта и создание основ социально ориентированной рыночной экономики в США. Антикризисная политика в Англии и Франции и её итоги. Экономическая теория Д. Кейнса и развитие неолиберализма. Воззрения и политика Социал-демократов. Социал-демократы.
Тоталитарные идеи, рост воинствующего национализма в Германии и Италии. Лидеры фашистского движения и их взгляды. Установление фашистской диктатуры в Италии, особенности её политики. Путь партии А. Гитлера к власти. Фашисты, коммунисты и социал-демократы в Германии. Фашистский режим в Германии: создание нового аппарата власти, социальная политика, милитаризация общества. Разгул расизма и антисемитизма. Рост воинствующего национализма в Японии, милитаризация страны. Экономическое положение после окончания гражданской войны. Крестьянские волнения, восстание в Кронштадте, голод в Поволжье. Переход к нэпу, начало восстановления экономики. Создание СССР, принципы национально-государственного строительства. Борьба партии большевиков за идейную монополию в обществе. Борьба за власть в руководстве ВКП(б), причины роста влияния И.В. Сталина. Идея построения социализма в одной стране. Причины отказа от нэпа, принятие первого пятилетнего плана. Проблема альтернатив выбора пути развития СССР в 1920-е гг. Деятельность Коминтерна. Коллективизация сельского хозяйства, её цели и итоги. Раскулачивание и прикрепление крестьянства к колхозам. Тактика И.В. Сталина в аграрном вопросе. Источники осуществления индустриализации. Создание системы ГУЛАГа. Трудовой энтузиазм, стахановское движение. Внешняя торговля. Массовые репрессии 1930-х гг., их причины и последствия. Принятие Конституции 1936 г. и создание административно-командной системы управления обществом. Духовный климат в стране.
Раздел 16. СССР в системе международных отношений 1920-1940-е гг.
1920-е гг. – десятилетие пацифизма в Европе. Пакт Бриана–Келлога. Начало революции и гражданской войны в Китае и политика СССР. Коммунисты Китая и гоминьдан. Вторжение Японии в Маньчжурию. Военные приготовления Германии и попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Вступление СССР в Лигу Наций, заключение договоров о взаимопомощи между Советским Союзом, Францией и Чехословакией. Отказ Германии от условий Версальского договора, оккупация Рейнской области. Англо-германское морское соглашение. Захват Италией Эфиопии. Гражданская война в Испании: причины и международные последствия.
Нападение Японии на Китай в 1937 г. Присоединение Германией Австрии. Конфликт вокруг Судетской области и позиция СССР. Мюнхенские соглашения, их последствия. Захват Германией всей Чехословакии, оккупация Италией Албании. Переговоры между СССР, Англией и Францией о заключении договоров взаимопомощи, причины их неудачи. Конфликт между СССР, Монголией и Японией на Халхин-Голе. Англо-Японское соглашение. Пакт о ненападении между СССР и Германией, секретный протокол к нему и их значение. Нападение Германии на Польшу и её разгром. Начало Второй мировой войны. «Странная война» на Западном фронте. Захват Германией Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, капитуляция Франции. Причины побед германской армии в Западной Европе. Провал планов А. Гитлера по захвату Англии. Политика СССР в 1939–1940 гг. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии. Советско-финская война и её итоги. Переговоры между СССР и Германией осенью 1940 г. План «Барбаросса» и подготовка Германии к войне с СССР. Военные действия на Балканах и в Африке. Подготовка СССР к участию в мировой войне. Причины слабости Красной Армии, состояние её материально-технической базы, уровень подготовки командного состава. Взгляды И.В. Сталина на положение в мире, недооценка им германской угрозы, её причины.
Раздел 17. Советский союз в Великой Отечественной войне и страны Запада.
Начальный период войны и героическое сопротивление Красной Армии. Причины её неудач. Катастрофы в Белоруссии и на Украине. Блокада Ленинграда. Мобилизация сил СССР для отпора агрессору. Создание промышленной базы на Востоке. Труженики тыла. Развитие военной техники. Битва под Москвой и её историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Ленд-лиз и его значение. Агрессия Японии на Тихом океане и вступление США в мировую войну. Бои на Восточном фронте весной 1942 г. Немецкое наступление на Юго-Западном фронте. Бои на Северном Кавказе. Героическая оборона Сталинграда. Контрнаступление Красной Армии и разгром немецких войск под Сталинградом. Перелом в ходе боевых действий в Африке и на Тихом океане. Кризис фашистского блока и капитуляция Италии. Подъём партизанского движения. Особенности партизанского движения в СССР. Битва на Орловско-Курской дуге и её историческое значение. Антифашистская коалиция и проблема второго фронта. Конференция 1943 г. в Тегеране и её решения. Освобождение территории СССР от оккупантов. Высадка союзников в Нормандии. Кризис фашистского режима в Германии, покушение на А. Гитлера. Освобождение стран Восточной Европы. Антифашистские революции в Румынии и Болгарии. Боевые действия на территории Венгрии и Польши. Варшавское восстание 1944 г. Тотальная мобилизация в Германии и немецкое наступление в Арденнах. Конференция 1945 г. в Крыму и её решения. Вступление Красной Армии на территорию Германии. Штурм Берлина. Разгром милитаристской Японии. Операция Красной Армии в Маньчжурии. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Итоги и уроки войны. Наказание военных преступников. Утверждение международно-правовых основ жизни народов. Создание ООН и принципы её деятельности. Потсдамская конференция и её решения. Новые границы в Европе. Проблема репараций.

Раздел 18. Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине XXв.

Революция в естествознании. Открытие строения атома. Теория относительности А. Эйнштейна. Кризис механистических взглядов на мир. Новые течения в философской мысли. Цивилизационный взгляд на историю. Учение З. Фрейда и его влияние на современников. Рационализм и прагматизм в философской мысли начала XX в. Идеи русского космизма. Новые течения в изобразительном искусстве. Отражение эпохи войн и революций в художественном творчестве, архитектуре. Мировая литература начала XX в. Реализм и социалистический реализм. Музыкальная жизнь, театральное искусство и искусство кино.
Раздел 19. СССР – Россия в мире второй половины XX в. СССР и мировое развитие в период «холодной войны»
Причины «холодной войны». Конфликт по вопросу судеб стран Восточной Европы, Ирана, гражданская война в Греции. Принятие доктрины Трумэна. Положение в странах Западной Европы после Второй мировой войны. Принятие США «плана Маршалла» и раскол Европы. Создание Информбюро и установление народно-демократических режимов в Восточной Европе. Политика СССР и восточноевропейские страны. Разрыв И.В. Сталина с И.Б. Тито. Берлинский кризис и его последствия. Создание двух Германий – ФРГ и ГДР. Новые союзы в Европе – СЭВ, НАТО, Организация Варшавского договора. «Холодная война» в Азии. Завершение гражданской войны в Китае и провозглашение КНР. Включение Японии в систему союзов США. Истоки японско-советского территориального спора. Война в Корее (1950–1953) и её последствия. Народное хозяйство СССР после завершения Великой Отечественной войны: проблемы восстановления. Итоги четвёртой пятилетки и истоки быстрых темпов развития экономики. Создание ядерного оружия. Обострение положения на национальных окраинах, новая волна массовых репрессий. Борьба с космополитизмом, «дело врачей». Мракобесие в сфере научных исследований: «закрытие» генетики и кибернетики. Необходимость реформ: кризис сельского хозяйства, угроза ядерной войны, проблемы ГУЛАГа. Л.П. Берия и Г.М. Маленков – инициаторы начала преобразований. Освоение целинных земель. Борьба за власть в СССР и победа Н.С. Хрущёва. Начало «оттепели». Непоследовательность политики десталинизации. Её влияние на положение в странах Восточной Европы. Кризис и советское военное вмешательство в Венгрии. Политика мирного сосуществования и её противоречия. Попытка переворота в 1957 г. и концентрация власти в руках Н.С. Хрущёва. Кризис экономической политики КПСС в конце 1950-х гг. Курс на строительство коммунизма и развал сельского хозяйства. Политика укрупнения совхозов, ликвидация колхозов, эксперименты с кукурузой и угроза голода. Административно-командные эксперименты Н.С. Хрущёва. Создание совнархозов, попытки реорганизации КПСС. Противоречия политики десталинизации, репрессии против творческой интеллигенции. Успехи в научно-технической и военно-технической сферах, освоении космоса. Переворот 1964 г. и отстранение Н.С. Хрущёва от власти. Причины распада колониальной системы. Политика СССР в отношении освобождающихся стран. Идея социалистической ориентации развития и причины её слабости. Советский Союз и локальные конфликты в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Индо-пакистанский и ближневосточный конфликты. СССР и Суэцкий кризис 1956 г. Революция на Кубе. Карибский кризис и его последствия для СССР и США. Создание социально ориентированной рыночной экономики в странах Запада. Политика «справедливого курса» Г. Трумэна в США. Маккартизм. Подъём движения в защиту интересов этнических меньшинств в США. Идеи Дж. Кеннеди и программа «великого общества» Л. Джонсона. «Экономическое чудо» в послевоенной ФРГ и его истоки. Социал-демократия в Западной Европе 1950-х гг. Начальный этап европейской интеграции. Создание Совета Европы, ЕЭС, ОЭСР. Особенности развития Японии после Второй мировой войны. Ограниченность итогов политики реформ А.Н. Косыгина и их причины. Застой в экономическом и общественно-политическом развитии СССР. Возникновение зависимости Советского Союза от экспорта нефти и сырьевых ресурсов. Господство интересов военно-промышленного комплекса в СССР. СССР и кризисы на международной арене. Советский Союз и война в Юго-Восточной Азии. СССР и арабо-израильские войны 1967 и 1973 гг. Кризис 1968 г. в Чехословакии и его последствия. Доктрина Брежнева и ослабление советской системы союзов. Кризис доверия в США. Антивоенное движение, импичмент Р. Никсона. Подъём нового левого движения в странах Западной Европы, еврокоммунизм. Кризис политики «холодной войны». Ослабление системы союзов. Достижение военного паритета СССР и США и его значение. Потребности углубления международного разделения труда. Разрядка и её значение. Соглашения 1970-х гг. между Советским Союзом и Соединёнными Штатами в военно-стратегической области. Проблемы безопасности в Европе. Соглашения по Западному Берлину, заключительный акт Совещания в Хельсинки. Развитие правозащитного движения в СССР. Обострение локальных конфликтов. Войны в Анголе, Эфиопии, революция в Никарагуа, конфликт в Афганистане и провал политики разрядки международной напряжённости.
Раздел 20 . Ускорение научно-технического развития и его итоги
Совершенствование военной техники. Освоение космоса, развитие транспортной авиации. Новые конструкционные материалы. Развитие биохимии, генетики, медицины. Электроника и робототехника. Компьютерная революция и создание глобальной системы информационных коммуникаций. Критерии перехода к информационному обществу. Автоматизация и роботизация производства. Индустрия производства знаний: ключевая сфера экономики. Новая социальная структура общества. Подъём среднего класса в странах Запада, закат массовых профсоюзов, проблема маргинализации. Предпосылки и итоги возникновения транснациональных корпораций и банков. Преимущества использования международного разделения труда. Интеграционные процессы и глобализация экономики. Конфликт национально-государственных интересов и стремлений ТНК и ТНБ к оптимизации прибыли. Создание единых пространств и формирование наднациональных, международных институтов. Антиглобалистское движение и его идеология. Экология, развитие и деятельность ТНК. Пределы роста и природоохранная политика в странах Запада. Модернизация освободившихся стран и интересы ТНК. Обострение проблем развития. Обострение конфликта Север – Юг. Проблема международного терроризма.
Раздел 21. Модернизационные процессы в мире конца XX в. От СССР к Российской Федерации.
Углубление кризиса советского общества, его симптомы. Поиск новых путей развития при Ю.В. Андропове. Политика М.С. Горбачёва. От ускорения к перестройке. Переосмысление исторического прошлого. Идея правового государства и утверждение многопартийной системы в СССР. Экономические реформы: перевод предприятий на хозрасчёт, создание кооперативов. Идеи нового политического мышления и улучшение отношений между СССР и США. Односторонние уступки СССР. Воздействие перестройки на страны Восточной Европы. Крушение просоветских режимов, демократические революции в Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии. Объединение ГДР и ФРГ. Роспуск СЭВ и ОВД. Углубление экономического кризиса в СССР. Поляризация сил в советском обществе. Конфликт между Б.Н. Ельциным и М.С. Горбачёвым. Обострение межнациональных противоречий в СССР. Армяно-азербайджанский конфликт, провозглашение суверенитета союзных республик. Переговоры о заключении нового Союзного договора и попытка переворота в Москве. Поражение ГКЧП, роспуск КПСС, распад СССР. Неоконсервативная волна в США и странах Западной Европы. Социально-экономическая политика неоконсерватизма и её итоги. Рейганомика и тэтчеризм. Формирование экономики информационного общества, роль малого и среднего бизнеса. Неоконсерваторы и профсоюзы: конфликт интересов. Ускорение интеграционных процессов. Преобразование ЕЭС в ЕС, создание НАФТА. Причины спада неоконсервативной волны в 1990-е-гг. Идея третьего пути демократов в США, социал-демократия Западной Европы в новых условиях. Восточная Европа после социализма: поиск путей сближения с Западом. Кризис в бывшей Югославии и его международные последствия. Положение в странах Азии и Африки после освобождения: проблемы модернизации. Сложности развития в 1990-е гг. Особенности развития стран социалистической ориентации и социалистического выбора – Китая, Вьетнама, Северной Кореи. Реформы в Китае и их итоги. Опыт новых индустриальных стран и их положение в мире начала XXI в. Особенности развития стран Южной Азии. Индия и её роль в Азии. Исламский мир: особенности модернизационной политики. Исламская революция в Иране. Факторы единства исламских стран. Особенности модернизационной политики в Латинской Америке. Военные, диктаторские режимы и их вклад в развитие экономики. Демократические режимы Латинской Америки в 1950–1960-е гг. и истоки их слабости. Перонизм в Аргентине. Военный переворот в Чили в 1973 г. и его последствия. Латиноамериканские страны в 1990-е гг. Укрепление основ демократии. Создание региональных экономических союзов: Меркасур, Андский пакт. Экономические реформы 1991–1992 гг. и их итоги. Причины обострения социальных и политических противоречий в российском обществе. Кризис 1993 г., принятие новой Конституции и коррекция политики реформ. Обострение межнациональных противоречий в России. Кризис вокруг Чечни. Политическое и социально-экономическое развитие России во второй половине 1980-х гг. Противостояние Государственной Думы и правительства. Дефолт 1998 г. и его последствия. Новое обострение проблемы Чечни. Назначения В.В. Путина главой правительства и исполняющим обязанности президента страны. Президентские выборы 2000 г. и их итоги. Стабилизация социально-экономического положения России. Российская Федерация в СНГ. Проблемы содружества Независимых Государств. Российская Федерация как правопреемник СССР. Её положение на мировой арене. Российско-американские отношения. Сближение с ЕС и вступление России в Совет Европы. Отношения с НАТО. Конфликт в бывшей Югославии и российская дипломатия. Роль ООН в современном мире и политика мирового лидерства США. События 11 сентября 2001 г. в США и их международные последствия. Курс российской дипломатии на упрочение безопасности в мировом развитии.
Раздел 22. Особенности духовной жизни второй половины XX в.
Массовая культура и её особенности, её влияние на общество и молодёжь. Развитие постмодернизма в изобразительном, театральном искусстве. Компьютерная графика, видеоклипы, реклама как форма искусства. Культура молодёжного бунта. Расцвет культур стран тропической Африки, исламского мира, Южной Америки. Советское искусство периода «оттепели». Духовная жизнь в СССР 1960–1980-х гг. Преследования инакомыслящих писателей. Развитие течения «деревенской прозы». Перестройка и новый этап в развитии литературы и искусства. Духовная жизнь демократической России и её особенности.
Раздел 23. Итоговое повторение.
Систематизация знаний учащихся по курсу истории. Отработка понятий и дат курса.
Литература:
Методическое пособие:
Кочетов Н.С. История России с древнейших времен до конца ХVII века. Поурочные планы по учебнику Сахарова А.Н.,. – Волгоград. «Учитель», 2009.
Кочетов Н.С. История России. Конец ХVII - ХIХ века – М., «Просвещение», 2004 – Поурочные планы по учебнику Буганова В.И., Зырянова П.Н.
.Серов Б.Н., Ланго А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века.-М.: «Вако», 2007
Диски:
Подготовка к ЕГЭ по истории
История России
Энциклопедия Кирилла и Мефодия


Литература для учителя.
Большая историческая энциклопедия для школьников и студентов. M., - 2003.
Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев M.В. и др. Россия и мир. ХХ в. - M., 2012.
Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах Великой отечественной войны). - M., 1995.
Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. - M., 1995.
Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. - 2001. № 2.
Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в России и СССР: Многопартийность в России: распад и возрождение (1917 – 1992). - M., 1992.
Данилов А.А. История России ХХ в. Справочные материалы. - M., 1996
Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. - 2001. № 6.
Загладин Н.В., Симония Н.А.. Программа курса «Всеобщая история» для 11класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008
Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 11 классе. - M., 2002.
Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. - M., 1993.
История Отечества в документах. 1917 – 1993. В 4-х частях. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. Составитель Г.В. Клокова. - M., 1994 – 1995.
История России ХХ века. Пособие для учителя. Под редакцией А.О. Чубарьяна. - M., 2010
История России. 1861- 1917. - M., 1996.
История Росии. ХХ век. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3.- M., 1995.
История России. Советское общество. 1917 – 1991.- M., 1997.
История современной России. 1985 – 1994.- M., 1995.
Курскова Г.Ю. Тоталитарная система в СССР: истоки и пути преодоления. - M., 2000.
Медников В.В., Маховникова Г.А. Экономика России: путь реформ (1917 – 1995). - СПб., 1997.
Нежинский Л.Н. Пути и перепутья внешней политики России в ХХ столетии // Отечественная история. - 1999. № 6.
Поцелуев В.А. Исторические корни политики большевиков.- M., 1998.
Российское государство и общество. ХХ век. - M., 1999.
Россия в ХХ веке: Проблемы национальных отношений.- M., 1999.
Романовский В.К. Новейшая отечественная история. 1985 – 2002.- M., 2002.
Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917 – 1991. /под редакцией А.О. Чубарьяна. - M., 1993.

Дополнительная литература для учителя:
1. Буганов, В. И. Очерки истории классовой борьбы в России XI– XVIII вв. [Текст] : книга для учителя / В. И. Буганов. – М. : Просвещение, 1996.
2. Иллюстрированная история СССР [Текст]. – М. : Мысль, 1987.
3. История России. 10–11 классы. История России в лицах. X–XVII вв. Герои и изгои революции. Личность и история России [Текст] : элективные курсы / сост. Н. И. Чеботарева. – Волгоград : Учитель, 2007.
4. Учебные задачи по истории России и зарубежных стран. 10–11классы [Текст] / сост. Н. А. Григорьева, А. В. Хорошенкова. – Волгоград : Учитель-АСТ, 2004.
Дополнительная литература для учащихся:
1. История мировой культуры [Текст] : справочник школьника. – М., 1996.
2. Сто великих битв [Текст]. – М. : Вече, 2001.
3. Сто великих картин [Текст]. – М. : Вече, 2001.
4. 1000 вопросов и ответов по истории [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. Л. Н. Алексашкиной. – М. : АСТ, 1996.
Рекомендуются также: сборники КИМов; методика подготовки к ЕГЭ; сборники из серии «репетитор»; тренировочные задания; сборники заданий; компакт-диск «История. Подготовка к ЕГЭ».
Учебно-методическое обеспечение:
1. Печатные пособия.
2. Информационно-коммуникативные пособия.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XX века.
3. Электронно-звуковые пособия.
Видеофильмы по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XX века.
Аудиозаписи и фонохрестоматия по истории России и всеобщей истории с древнейших времен до конца XX века.
4. Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
5. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт. Шкаф для хранения карт.




















Календарно- тематическое планирование ускоренное обучение История 11 класс
№ п/п
Тема раздела, урок
Требования к уровню подготовки
ИКТ, оборудование
Домашнее задание
дата






по плану
по факту

1.
Раздел 1. Русь изначальная. (2 часа)
Индоевропейцы. Исторические корни славян. Восточные славяне в VIII –IX вв.
Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 1-2



2.
Возникновение государства Русь. Первые русские князья. Правление Святослава. Древнерусское государство при Владимире.
Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 3-5



3.
Раздел 2. Расцвет Руси. XI - первая треть XII в. (1 час)
Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах. Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
Знать: историческую обусловленность исторических процессов данного периода
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 6-7



4.
Раздел 3. Политическая раздробленность на Руси. (1 час)
Политическая раздробленность на Руси. Культура X – начале XIII в.
Монологически высказываться. Вести учебный диалог. Уметь писать и защищать рефераты
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 9-11



5.
Раздел 4. Борьба Руси за независимость в XIII – начале XIVв. (1 час)

Монголо-татарское нашествие на Русь. Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского. Возвышение новых русских центров и собирание земель вокруг Москвы.

Знать: основные факты, процессы, явления. Устанавливать причинно- следственные связи.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 12-14



6.
Раздел 5. Образование Русского централизованного государства. (4 часа)
Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского. Междоусобная война на Руси.
Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 15-16



7.
Образование Русского централизованного государства. Социально-экономическое развитие Московской Руси в XVI в.

Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 17-18



8.
Личность и эпоха Ивана IV Грозного. Реформы 1550-х гг. Опричнина. Внешняя политика Ивана Грозного. Культура и быт в XIV-XVI в.
Знать: историческую обусловленность исторических процессов данного периода
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 20-24



9
Обобщающий урок: «От Руси к Русскому центральному государству» (тест по форме ЕГЭ)
Монологически высказываться. Вести учебный диалог. Уметь писать и защищать рефераты
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
Индивидуальные задания



10.
Раздел 6. Смутное время. (1 час)
Начало Смуты. Кризис общества и государства. Спасители отечества.
Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 25-27



11.
Раздел 7. Новые черты старой России. (2 час)
Россия после Смуты. Царствование Михаила Романова. Внутренняя и внешняя политика царя Алексея Михайловича. «Бунташный» век.
Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 28-30



12.
Экономическое и общественное развитие России в XVII в. Народы России в XVIIв. Присоединение и освоение Сибири и Дальнего Востока. Россия накануне преобразований. Культура и быт России в XVIIв.
Знать: историческую обусловленность исторических процессов данного периода
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 31-34



13.
Раздел 8. Эпоха Петра I. (1 час)
Эпоха Петра I. Северная война. Реформы Петра I. Государство и общество в эпоху Петровских реформ.
Монологически высказываться. Вести учебный диалог. Уметь писать и защищать рефераты
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 1-3



14.
Раздел 9. Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине XVIIIв. (3 часа)
Эпоха дворцовых переворотов. Расцвет дворянской империи. Могучая внешнеполитическая поступь империи.
Знать: основные факты, процессы, явления. Устанавливать причинно- следственные связи.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 4-7



15.
Экономика и население России во второй половине XVIIIв. Культура и быт России в XVIIIв. Тревожное окончание века.
Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 8-10



16
Обобщающий урок: «Российская империя в XVII – XVIII в.» (тест по форме ЕГЭ)
Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
Индивидуальные задания



17.
Раздел 10. Россия в первой четверти XIXв. (1 час)
Воцарение Александра I на престоле. Внешняя политика России и Отечественная война 1812. Россия в послевоенный период. Движение декабристов.
Знать: историческую обусловленность исторических процессов данного периода
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 11-14



18.
Раздел 11. Российская империя в годы правления Николая I. ( 2 часа)
Внутренняя и внешняя политика Николая I. Крымская война.



Монологически высказываться. Вести учебный диалог. Уметь писать и защищать рефераты
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 15-17



19.
Общественная и духовная жизнь России. Русская культура в первой половине XIXв.
Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 19-20



20.
Раздел 12. Россия в эпоху преобразований. ( 3 часа)
Великие реформы. Экономическое развитие России после отмены крепостного права.
Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 21-22



21.
Общественно-политическое развитие и внешняя политика России в 1860-18880-е гг. Русская культура во второй половине XIXв.
Знать: историческую обусловленность исторических процессов данного периода
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§23-27



22
Обобщающий урок: «Российская империя в XVII – XIX в.» (тест по форме ЕГЭ)
Монологически высказываться. Вести учебный диалог. Уметь писать и защищать рефераты
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
Индивидуальные задания



23.
в/и
Раздел 13. Россия и мир в 1900 -1945гг. Тенденции мирового развития на рубеже XIX – XX вв. (5 часов)
Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США, Японии.

Уметь работать с материалом лекции, применять ранее полученные знания на практике.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 1-2



24.
Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение.
Уметь сравнивать, определять общее и различие, аргументировано высказывать свое мнение.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 3



25.
в/и
Новый этап развития колониальных и зависимых стран
Уметь анализировать и делать выводы, характеризовать процессы, имевшие место в идеологии.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 4



26.
Россия: противоречия незавершенной модернизации
Уметь работать с картой, определять особенности развития стран, используя при этом ранее полученные знания.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 5



27.
Россия от русско-японской до Первой мировой войны
Уметь работать с картой, определять особенности развития и выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 6-7



28.
в/и
Раздел 14. Державное соперничество в начале XX в. Россия в годы Первой мировой войны.(1914-1918) ( 4 часа )
Международные отношения в индустриальную эпоху. Начало Первой мировой войны.
Уметь работать с документами, таблицей, проводить сравнительный анализ, обобщать и делать выводы.

Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 8



29.
Первая мировая война и начало революции 1917г. в России.
Уметь работать с КИМ, применять полученные знания.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 9



30.
Россия в год революционных потрясений
Уметь работать с картой, опорной схемой, таблицей, определять причинно-следственные связи, подводить итоги.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 10



31.
в/и
Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.
Уметь работать с картой, опорной схемой, таблицей, определять причинно-следственные связи, подводить итоги.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 11-12



32.
в/и
Раздел 15. Развитие индустриальных стран в 1920-1930-е гг.( 3 часа)
Государства демократии – США, Англия и Франция
Уметь работать с картой, опорной схемой, различными источниками информации, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 13



33.
в/и
Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство в Японии
Уметь анализировать ситуацию, предполагать последствия, определять причины успеха и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 14-15



34.
Советское общество в 1920-1930-е гг.
Уметь работать с картой, таблицей, обобщать и делать выводы.

Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 16-17



35.
в/и
Раздел 16. СССР в системе международных отношений 1920-1940-е гг. (3 часа)
Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе
Уметь работать с КИМ, применять полученные знания
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 18



36.
Внешняя политика накануне Второй мировой войны. Начальный период Второй мировой войны
Уметь работать с материалом лекции, применять ранее полученные знания на практике.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 19-20



37.
СССР и германия накануне Великой Отечественной войны:1940-1941гг.
Уметь сравнивать, определять общее и различие, аргументировано высказывать свое мнение.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 21



38.
Раздел 17. Советский союз в Великой Отечественной войне и страны Запада.(6 часов)
СССР в первый период Великой Отечественной войны (1941-начало 1942).
Уметь анализировать и делать выводы, характеризовать процессы, имевшие место в идеологии.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 22



39.
СССР в переломный период Второй мировой войны
Уметь работать с картой, определять особенности развития стран, используя при этом ранее полученные знания.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 23



40.
СССР и антифашистская коалиция в решающих битвах Второй мировой войны.
Уметь работать с картой, определять особенности развития и выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 24



41.
СССР на завершающем этапе Второй мировой войны.
Уметь работать с документами, таблицей, проводить сравнительный анализ, обобщать и делать выводы.

Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 25



42.
СССР и итоги Второй мировой войны.
Уметь работать с КИМ, применять полученные знания.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 26



43
Обобщающий урок: «СССР во Второй мировой войне»
Уметь работать с КИМ, применять полученные знания.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
Индивидуальные задания



44.
Раздел 18. Духовная жизнь, развитие отечественной и мировой культуры в первой половине XXв.(2 часа)
Развитие естествознания и общественная мысль.
Уметь работать с картой, опорной схемой, таблицей, определять причинно-следственные связи, подводить итоги.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 27



45.
Мир художественной культуры.
Уметь работать с картой, опорной схемой, различными источниками информации, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 28



46.

Раздел 19. СССР – Россия в мире второй половины XX в. СССР и мировое развитие в период «холодной войны» ( 9 часов)
Холодная война и раскол Европы.

Уметь анализировать ситуацию, предполагать последствия, определять причины успеха и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 30



47.
Создание системы союзов и новые военные конфликты.
Уметь работать с картой, таблицей, обобщать и делать выводы.

Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 31



48.
СССР впервые послевоенные годы
Уметь работать с КИМ, применять полученные знания
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 32



49.
СССР после смерти И. В. Сталина
Уметь работать с материалом лекции, применять ранее полученные знания на практике.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 33



50.
СССР в конце 1950-х – начале 1960-х гг.
Уметь сравнивать, определять общее и различие, аргументировано высказывать свое мнение.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 34



51.
в/и
Советский Союз и крушение колониальной системы
Уметь анализировать и делать выводы, характеризовать процессы, имевшие место в идеологии.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 35



52.
в/и
Евроатлантические страны и Япония после второй мировой войны. Конец 1940-х начало 1960-х гг.
Уметь работать с картой, определять особенности развития стран, используя при этом ранее полученные знания.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 36-37



53.
в/и
Кризис моделей развития: конец 1960-х-1970-е гг.
Уметь работать с картой, определять особенности развития и выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 38-39



54.

Период партнерства и соперничества между СССР и США
Уметь анализировать факты и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 40



55.
в/и
Раздел 20. Ускорение научно-технического развития и его итоги ( 2 часа)
Новая эпоха в развитии науки и техники. Информационное общество основные черты.
Уметь работать с учебником, применять ранее полученные знания при изучении новой темы
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 41-42



56.
в/и
Глобализация жизни человечества и модернизация мировой экономики
Уметь работать с документом, таблицей, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 43



57.
Раздел 21. Модернизационные процессы в мире конца XX в. От СССР к Российской Федерации. (6 часов)
Перестройка и новое политическое мышление.
Уметь работать с документом, анализировать определять причинно-следственные связи.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 44-45



58.
в/и
Модернизационные процессы 1980-1990-х гг. в США и странах Европы
Уметь работать с КИМ, применять полученные знания
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 46-47



59.
в/и
Страны Африки и Азии: проблемы модернизации
Уметь анализировать факты и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 48



60.
в/и
Латинская Америка между диктатурой и демократией
Уметь работать с учебником, применять ранее полученные знания при изучении новой темы
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 49



61.
Российская Федерация на новом этапе развития
Уметь работать с документом, таблицей, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 50-51



62.
Россия и международные отношения начала XXI в.
Уметь работать с документом, анализировать определять причинно-следственные связи.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 52



63.
в/и
Раздел 22. Особенности духовной жизни второй половины XX в. (2 часа)
Основные направления в развитии зарубежной культуры
Уметь работать с КИМ, применять полученные знания
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 53



64.
в/и
Духовная жизнь в советском и российском обществах.
Уметь анализировать факты и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
§ 54



65.
Раздел 23. Итоговое повторение ( 4 часа)
Обобщающий урок: «Россия в XX в.» (тест по форме и Кимам ЕГЭ)
Уметь работать с учебником, применять ранее полученные знания при изучении новой темы
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
Индивидуальные задания



66.
Контрольная работа по теме: «История России». (Тест по форме ЕГЭ)
Уметь работать с документом, таблицей, обобщать и делать выводы.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
Индивидуальные задания



67.
Анализ контрольной работы. Разбор типичных ошибок. Подготовка к ЕГЭ
Уметь работать с документом, анализировать определять причинно-следственные связи.
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
Индивидуальные задания



68.
Подготовка к ЕГЭ
Уметь работать с КИМ, применять полученные знания
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
Индивидуальные задания



69.
Подготовка к ЕГЭ
Уметь работать с КИМ, применять полученные знания
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
Индивидуальные задания



70.
Подготовка к ЕГЭ
Уметь работать с КИМ, применять полученные знания
Презентация, фрагменты документальных видеофильмов
Индивидуальные задания