Конспект урока развития речи Подробное изложение

74-75
7а от 01.02. 02.02.
7б от 01.02. 02.02.
7в от 01.02. 02.02.
2017

Тема: «Р.р. №14 Подробное изложение»

Цель урока: 1 урок - подготовить к написанию подробного изложения; 2 урок – написание работы.

Задачи:

предметные:
научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исходный текст; внимательно относиться к слову;

метапредметные:
развивать умения определять тему, основную мысль, работать над составлением плана;

личностные:
способствовать формированию чувства ответственности перед матерью, любви к матери.

Тип урока: развитие речи.

Методы урока: работа с текстом изложения.

Технология: технология критического мышления.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка д/з.

Проверить упражнение в тетрадях.
Показывают тетради с упражнением.

Мотивация УУД. Целеполагание.

Рассказ учителем легенды:
« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.
И вот однажды, почитатели ее красоты попросили показать им ее главные драгоценности. Тогда Корнелия Грак вышла к людям в своем самом обыкновенном платье, а за руку она вела троих своих детей. И тогда все поняли, что драгоценности Корнели Грак – это ее дети».
Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?
Работа с эпиграфом к уроку.
Есть прекраснейшее существо на свете,
у которого мы в долгу, - это мать.
А. Н. Островский
Почему мы у матерей всегда в долгу? (Весь смысл жизни матери составляют ее дети).
А как вы относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?
Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.
Чтение стихотворения
Легче всего - обидеть мать,
Она обидой не ответит.
И только будет повторять:
«Не простудись, сегодня ветер».
Легче всего обидеть мать.
Пройдут года, мы станем выше
И кто-то, губы сжав, опять
Возьмет бумагу и напишет:
«Легче всего - обидеть мать».
И, может быть, его услышат.
С. Плотов.
В каких строках выражена главная мысль стихотворения?
Вы поняли, что хотел сказать автор?
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.
Устно отвечают.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Оформление темы, цели. Запись в журнал.
Оформление темы.

Работа над темой.

Чтение текста.
Замечательный педагог - Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.
«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.
Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: «Пусть не ходит мать в хату, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай». Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: « Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и принеси мне!»
Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его красота жены. Он убил мать, вынул из груди ее сердце, положил на кленовый листик, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом; упало горячее материнское сердце на камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди».

Анализ текста.
Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).
Основная мысль? (Никто и никогда не любит так искренне и бескорыстно, как мать).
О чем рассказывает легенда?
Почему так называется легенда? (Испытание на человечность).
Кто пережил испытание?
Удалось сыну пройти это испытание?
Как описана жена сына?
Что такое человечность?
К какому стилю относится текст? (Художественный)
Определите тип речи. (Повествование).
Делаются выводы по тексту.
Деление текста на части. Составление плана.
План.
Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.
Жена-красавица с черной душой.
Требования жены.
Нечеловеческий поступок сына.
Бескорыстная любовь матери.
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.


Физкультминутка.

Видеоразминка.
Групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в видео.

Продолжение работы над темой.

Элементы лингвистического анализа текста.
1.Объясните лексическое значение слова легенда?
Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.
В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.
2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?
Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.
3. В каком значении употреблено слово « недоброе»? Подберите к нему синонимы. (Злое, черствое, грубое, жестокое).
4. Обратите внимание на эпитет «единственный», почему важно это слово сохранить в изложении?
5. Как по-разному «повели себя» сердца двух родных людей по отношению друг к другу? Найдите в тексте слова, описывающее «поведение сердец»: «не дрогнуло» - сыновнее и «трепещет, встрепенулось, окровавилось, прошептало» - материнское.
6. Какими словами автор передает раскаяние сына: «зарыдал, схватил, прижал к груди, вложил, облил горячими слезами».
7. Почему материнское сердце «горячее» и слезы раскаяния сына тоже «горячие»?
Подберите синонимы. (Любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).
8. Что значит «бескорыстно»?
Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.
Работа над орфограммами и пунктограммами.
На доске: Невзлюбила, рассвирепела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.
Повторение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, в предложения перед союзами «что, чтобы, как и др.».
Полный пересказ текста.
Повторное чтение.
2 урок - Написание изложения.
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.


Рефлексия.

Продолжи предложение. 1) Я научился 2) Больше всего мне понравилось 3) Труднее всего мне было
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Д/з., оценивание.

Повторить причастие, деепричастие, наречие. §31-37.Орфографический практикум
Запись в дневник.










13PAGE \* MERGEFORMAT14115




ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 3Yђ Заголовок 515