Обучающее изложение повествовательного текста с элементами описания


Урок русского языка, 11 класс
ТЕМА: Обучающее изложение повествовательного текста с элементами описания
Цель: проверка уровня сформированности навыка воспринимать, запоминать и воспроизводить услышанный текст; проверка уровня сформированности правописных и речевых умений и навыков.
Для проведения изложения используется текст «Муму» (по рассказу И.С. Тургенева), Сборник экзаменационных материалов по русскому языку для общеобразовательных учреждений, Минск, «Национальный институт образования, 2011, с.24-25. (см.Приложение)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя, где излагается цель урока, план работы над изложением, требования к умениям учащихся, примерные критерии оценки их работы и т.п. Также учитель напоминает учащимся, что рассказ «Муму» И.С. Тургенева им знаком, проводит краткую беседу, способствующую восстановлению в памяти учащихся сюжетной канвы рассказа.
2. Первичное чтение текста с предварительным объяснением непонятных слов.
Возможные непонятные слова
Каморка - маленькая комнатка, чулан.
Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не покрытая сукном.
(Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общ. Ред. Проф. Л.И.Скворцова. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2008. – 1328 с.)3. Беседа с учащимися по восприятию текста, в ходе которой определяется тип текста и жанр речи, стилевая принадлежность текста, его тема, основная мысль, способы её выражения.
4. Анализ композиционных особенностей текста, выделение его структурных частей. Проводится беседа с учащимися по вопросам:
- На сколько частей, на ваш взгляд, можно разделить данный текст?
- Как бы вы озаглавили эти части?
(учащиеся самостоятельно составляют план)
5. Элементарный лингвистический анализ текста (анализ способов и средств связи предложений и отдельных частей текста, средств его выразительности).
Вопросы к учащимся:
- Какими словами автор заменяет кличку собаки, главного действующего лица? ( Муму – щенок, собачка, питомица)
- Какие средства связи предложений в тексте используются автором? (местоимения, лексический повтор, синонимическая замена)
6. Работа по предупреждению орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Словарно-орфографическая работа (запись и комментирование правописания следующих слов):
Несмотря на все старания, разостлав, каморка, караулила, никого не подпускала, где-нибудь, поворачивал то налево, то направо, дворняжка, барахтается, будто.Предупреждение возможных пунктуационных ошибок
Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровать, прикрыл его старым тулупом, быстро сбегал в конюшню за соломой, потом в кухню — за чашечкой молока. (Постановка тире в неполном предложении на месте пропуска слова)
Ночью она не спала, но не лаяла без причины, как глупая дворняжка, которая, подняв морду и зажмурив глаза, лает на луну или звезды просто от скуки. (Сравнительный оборот с союзом как, обособленное обстоятельство, выраженное однородными деепричастными оборотами с союзом и)
Тонкий голосок Муму никогда не раздавался даром: либо чужой близко подходил к забору, либо где-нибудь поднимался подозрительный шум или шорох. (Двоеточие в БСП)
Предупреждение возможных грамматических ошибок
Бедняга (общий род) никак не мог вылезти из воды.
Герасим, нашедший существо (средний род), которому он смог подарить тепло своей души, был доволен судьбой.
7. Повторное чтение текста.
8. Письменный пересказ текста учащимися (изложение).
ПРИЛОЖЕНИЕ
МумуЭто произошло вечером. Герасим шел по берегу реки и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого, белого с черными пятнами щенка. Бедняга, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой и вытащил из воды, а потом с этой необычной ношей пустился большими шагами домой.
Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровать, прикрыл его старым тулупом, быстро сбегал в конюшню за соломой, потом в кухню — за чашечкой молока. Осторожно откинув тулуп и разостлав солому, Герасим поставил молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, у нее недавно прорезались глаза, и она еще не умела пить из чашки, только дрожала и щурилась. Герасим взял собачку легонько двумя пальцами за голову и пригнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала с жадностью пить, фыркая, трясясь и захлебываясь. Всю ночь Герасим возился с ней, укладывал ее, грел и обтирал. К утру он сам заснул рядом с ней каким-то радостным и тихим сном.
Не каждая мать так ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. Первое время собачка была очень слаба, худа и некрасива. Но через восемь месяцев, благодаря постоянной заботе своего спасителя, превратилась в красивую собачку испанской породы. У нее были длинные уши, пушистый хвост и большие выразительные глаза.
Собачка страстно привязалась к Герасиму, не отставала от него ни на шаг и все ходила за ним, повиливая хвостиком. Немые знают, что их мычанье обращает на себя внимание других, поэтому Герасим назвал собачку Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже звали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти, и ему даже было неприятно, когда другие ее гладили. Очень он боялся за нее!
Муму будила его по утрам, дергая за одеяло, подводила к нему за повод старую лошадь, на которой Герасим возил воду. С этой лошадью Муму очень подружилась. Собачка с важной мордочкой ходила вместе с Герасимом на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке. Муму будто чувствовала, что только в Герасимовой каморке она была полная хозяйка, поэтому, войдя в нее, тотчас с довольным видом вскакивала на кровать. Ночью она не спала, но не лаяла без причины, как глупая дворняжка, которая, подняв морду и зажмурив глаза, лает на луну или звезды просто от скуки. Тонкий голосок Муму никогда не раздавался даром: либо чужой близко подходил к забору, либо где-нибудь поднимался подозрительный шум или шорох. Словом, она сторожила отлично.
В господский дом Муму не ходила. Когда Герасим носил в комнаты дрова, собачка всегда оставалась на дворе и терпеливо ожидала его у крыльца, навострив уши и поворачивая голову то направо, то вдруг налево при малейшем стуке за дверями.
Так прошел год. Герасим, нашедший существо, которому он смог подарить тепло своей души, был доволен судьбой. (485 слов)
По И. Тургеневу