Изложение по произведению Г. Скребицкого Попугай


№ Этап урока
Методы и приемы Время Содержание урока. Деятельность учителя. Деятельность ученика УУД
1. Организационный 1-2 мин - Здравствуйте, ребята!Приветствовать учителя.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу
2. Мотивация к учебной деятельности
Словесный: ответы на вопросы, слово учителя
2 – 3 мин - В жизни людям часто приходится рассказывать устно или письменно о том, что они читали, видели или слышали, о событиях, которые с ними случаются. Чтобы рассказывать интересно и понятно, нужно уметь составлять рассказ и уметь грамотно передавать чужую речь.
- По моему сообщению определите тему урока? (Подробное изложение) Цель урока? (определять основную мысль текста; отражать основную мысль текста; грамотно писать изложение)
- Что нужно чтоб правильно написать изложение?
- Сегодня мы продолжим учиться составлять план и пересказывать по нему, разберём трудные слова и напишем подробное изложение.
- А что такое изложение? (пересказ текста письменный или устный)
- А чем отличается подробное изложение? (это подробный пересказ текста с сохранением последовательности повествования и языковых особенностей авторского текста.)
- Запишите сегодняшнее число в тетради. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
3. Постановка учебной задачи и ее решение
Словесный: слово учителя
Слово о писателе
Практический: чтение теста изложения
Словесный: анализ текста
Словест.: ответы на вопросы
Практич.: разбор орфоргамФизминутка25 – 30 мин -Сегодня мы будем готовиться к подробному  изложению по рассказу писателя,  портрет которого на доске.
-Кто может назвать его имя, отчество и фамилию? (Скребицкий Георгий Алексеевич)
–Какие рассказы Г.А. Скребицкого вы знаете? ( «Рассказы охотника», «От первых проталин до первой грозы»), «Весёлые ручьи» и т.д.)
- Чему они учат? (учат помогать в беде, приходить на помощь в трудных ситуациях, беречь природу, заботится о животных)
- Верно! Они поучительные, интересные, в них много мудрости.
- Чтобы узнать о ком мы будем писать изложение, я предлагаю вам отгадать загадку.
То как  кошка зашипит,То как я заговорит.В  клетке Он у нас живёт,.В клетке ест и в клетке пьёт.Кто же это? Угадай!- Да конечно ... ! (Попугай)
- Попугай – наш главный гость на уроке. Что вы знаете про эту птицу?
- А вот что писал Г. Скребицкий о попугае. 
- Послушайте текст внимательно, постарайтесь его запомнить.
Старый садовник поставил клетку с попугаем под высокую яблоню.
Попугай вылетел из клетки, взобрался на верхушку дерева и издал устрашающий крик. Все воробьи с соседних кустов сирени разлетелись в разные стороны.
А новый хозяин сада поудобнее устроился на ветке и принялся завтракать. Он срывал яблоко своим мощным клювом, брал его в лапку и выгрызал с одной стороны мякоть.
- Кто главный герой рассказа? (попугай)
- Как он оказался на ветке? (вылетел из клетки, разогнал всех птиц, ел яблоки) Назовите слова действия.
- Как ему удалось разогнать воробьев с соседних кустов?
- Сем он принялся завтракать?
- Почему попугай вылетел из клетки?
- Для чего он издал устрашающий крик? (чтоб напугать всех птиц)
- Определите тип данного текста? (повествование)
- Докажите (слова-действия, в тексте рассказывается о событиях, т.е. повествуется)
-Каким требованиям не соответствует оформление текста? (Нет заголовка, не выделены части).
- Что мы должны сделать? (разделить текст на части и озаглавить каждую часть и придумать заголовок)
- Что нужно сделать, чтобы подобрать заголовок к тексту? (Нужно определить тему и его основную мысль)
- Закончите предложение: «В этом рассказе говорится о том, как …»  (В  рассказе говорится о том, как попугай вылетел из клетки издал устрашающий крик, разогнал воробьев и обедал яблоками).
 -Что определили , ответив на этот вопрос?
  (тему текста).
- Прочитайте текст еще раз с доски. Выберете более подходящий заголовок, обсудите это в парах. ( Новый хозяин сада) Вспомните правила работы в парах.
- Ребята, что мы должны сделать, чтобы грамотно написать изложение? (разобрать орфограммы)
-Верно! На доске вы видите тот же текст, только в некоторых словах пропущены буквы. Докажите пропущенные орфограммы.
Старый с…довник поставил клетку с п…пугаем под высокую ябл…ню.
П…пугай выл…тел из клетки, взобрался на верхушку дерева и издал устрашающий крик. Все воробьи с соседних кустов с…рени разлетелись в разные стороны.
А новый хозяин сада поудобнее устроился на ветке и принялся завтракать. Он срывал ябл…ко своим мощным клювом, брал его в лапку и выгрызал с одной стороны мя…оть.
- Что нужно сделать, чтобы записать по порядку текст? (Составить план.)
- Как составить план? (Для этого разделим текст на части. Определим главное в каждой части и озаглавим их.)
- На сколько частей  разделим текст? (три)
- Из каких частей состоит текст?? (Вступление, основная часть, заключение.)
- Найдите первую часть. Прочитайте её.
- О чем мы узнаем из этой части? (О том, как садовник поставил клетку под яблоню)
- Как можно озаглавить? ( садовник поставил клетку)
- Найдите вторую часть. Прочитайте её.
- О чем мы узнаем в этой части? (о том, что попугай вылетел из клетки и разогнал воробьев)
- Как можно озаглавить эту часть? (устрашающий крик попугая)
- Найдите третью часть. Прочитайте её.
- Как озаглавим эту часть? (Новый хозяин)
- Значение всех ли слов вам понятно?
- Немного отдохнем и проведем физминутку- Прочитайте текст про себя еще раз, подготовьтесь к пересказу
- Кто может пересказать текст опираясь на план? Анализ пересказа:
1) Текст получился подробный (краткий).
2)Происходящие действия переданы правильно и в нужной последовательно (по порядку),
3) Не было необоснованных повторов.
4) Правильно построены предложения.
5) Тема и идея раскрыта.
-Слушать было интересно?
- Ребята, теперь приступайте к написанию изложения.
Слушать слово о писателе
Отгадывать загадку
Слушать и запоминать текст
Участвовать в беседе
Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом.
Отвечать на вопросы
Доказывать правильное написание слов. Разбирать орфограммы
Пересказывать текст опираясь на план
Воспроизводить текст в соответствии с заданием
Анализировать пересказ Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя
П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.
П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации
Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя
П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.
4. Итог урока. Рефлексия Практический: чтение текст
Практический: выполнение письменного задание
Проверка
- Прочитайте свою работу. Получился ли у вас текст? Все ли в нем понятно?
- Проверьте грамотность написанного текста. – Кто желает прочитать классу свою работу?
Анализ текста: на карточках
1) Текст получился подробный (краткий).
2)Происходящие действия переданы правильно и в нужной последовательно (по порядку),
3) Не было необоснованных повторов.
4) Правильно построены предложения.
5) Тема и идея раскрыта.
- Подведем итог нашего урока.
- Чем мы занимались на уроке?
- Что вам понравилось?
- В чем испытывали затруднения? Контролировать правильность записи
Обобщать изученное
Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий.
П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта.