Краткосрочное планирование на тему Изложение Заяц-спаситель


Тема: краткое изложение «Заяц-спаситель».
Цель: развить умение передавать текст кратко, наблюдать над точным употреблением глаголов в речи.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Организационный момент. Рефлексия.
-Сегодня на уроке мы пишем краткое изложение по тексту «Заяц-спаситель».
Подготовительная работа.
Прочитайте текст.
Заяц - спаситель.
Этой ночью я ночевал у деда Лариона на озере. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.
Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рыболовную сеть. Потом поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели. Мы пили чай ночью, дожидаясь рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце.
В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивая кусты. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог уйти от такого огня.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал. Смерть настигала деда. Вдруг из-под ног у него выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние ноги.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Он знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем.
Дед бежал и плакал от страха.
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед его вылечил и оставил у себя.
(По К.Паустовскому)
-Какие произведения К.Паустовского вы знаете?
-С чего начинается рассказ?
-Чем заканчивается?
-Какой самый кульминационный момент?
-Определите тип текста. (Повествование с элементами описания).
-Когда вам было страшно за деда?
-Почему дед решил, что заяц спасет его?
-Как по - другому можно озаглавить рассказ? Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде плана.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
II. Составление плана и сокращение текста. Деление текста на смысловые части и озаглавливание.
Прочитайте еще раз текст.
-На сколько смысловых частей можно разделить текст?
-О чем говорится в каждой части?
1).Как автор был в гостях у деда Лариона.
2).Как дед чуть не застрелил зайчонка с рваным ухом.
3).Как начался страшный пожар.
4).Как заяц вывел деда из огня.
5).Как дед взял к себе зайчонка и вылечил.
Вывод: в тексте пять смысловых частей.
-А теперь выделим микротему и озаглавим каждую часть.
План
1. В гостях у деда Лариона.
2. Неудачная охота.
3.Страшный пожар.
4. Встреча с зайцем.
5.Спасение деда.
Сокращение текста и подготовка к устному пересказу.
-Что значит сократить текст?
-Сейчас текст будем читать по частям и выделять самое главное.
- О чем надо рассказать в 1 части? ( Рассказать, как автор ночевал в избушке у деда Лариона и слушал историю, которую рассказал дед).
-Что, можно сократить? (Описание озера, обстановки в доме).
-Зачеркните в тексте лишнюю информацию.
-Перескажите сокращенный вариант 1 части.
-О чем надо рассказать во 2 части? (Как дед пошел на охоту и встретил зайчонка с рваным ухом).
-Что пропускаем? Почему сокращения незначительные? (Происходит завязка сюжета).
-Перескажите 2 часть.
-В 3 части расскажите как начался пожар, как ветер гнал огонь.
-Что сократим? (Описание).
-Вычеркните лишнее.
-Перескажите 3 часть.
-Что самое главное надо рассказать в 4 части? (Рассказать как дед встретил зайца и он вывел его из огня).
-Что сократите? (Лишние действия).
-Расскажите эту часть.
-Что оставим в 5 части? (Как заяц спас деда и дед вылечил его).
-Вычеркните лишние слова.
-Расскажите 5 часть.
-Расскажите сокращенный текст полностью.
(Пересказ 2 человека. Редакция текста по ходу рассказа).Заяц - спаситель.
Этой ночью я ночевал у деда Лариона на озере.
Мы пили чай ночью, дожидаясь рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце.
В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга сильно тянуло гарью. Стало трудно дышать.
Начался лесной пожар и огонь шел прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.
Смерть настигала деда. Вдруг из-под ног у него выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние ноги.
Дед обрадовался зайцу. Он знал, что звери всегда спасаются от огня. Дед побежал за зайцем.
Заяц вывел деда из огня. Дед подобрал зайца и понес домой, вылечил и оставил его у себя.
Орфографическая подготовка.
-Обозначьте орфограммы в данных словах.
Ночевал, пили, дожидаясь, рассказал, пошел охотиться, стояли, выстрелил, удрал, пошел, потянуло, поднялся, густел, стало, дышать, начался, шел, гнало, настигала, выскочил, бежал, волочил, обрадовался, знал, спасаются, побежал, вывел, подобрал, принес, вылечил.-Обратите внимание на выражения:
в зайчонка с рваным ухом; с наслыханной скоростью.
Повторное чтение текста и пересказ.
Написание изложения и самопроверка.
На уроке дети могут пользоваться словарями. Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
III. Итог урока.
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
– В чём испытали затруднения?
Рефлексия.