Конспект урока по литературному чтению на тему С.Козлов. «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды» (3 класс).


Литературное чтение.
3 класс (1-4). Система Л.В.Занкова. Учитель: Морозова И. В.
Тема: Красота спасет мир. С.Козлов. «Как Ежик с Медвежонком протирали
звезды».
Цель: Выявление учащимися особенностей произведения С.Козлова.
Задачи: Знакомство с произведением С. Козлова;
учить детей анализировать произведение, делать выводы, давать
характеристику героев;
развивать умение устно и письменно выражать отношение к прочитанному;
воспитывать стремление сделать мир лучше, чище, добрее; умение понять
свое место в жизни, обогащение мира чувств и эмоций ребенка.
Ход урока.
I. Организационный момент.

II. Мотивация к учебной деятельности.
Живет повсюду красота,
Живет не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живет повсюду красота…
(М.Пляцковский).
- На предыдущем уроке мы начали говорить о красоте и решили исследовать: верно ли утверждение, что красота спасет мир? И я думаю, произведение, с которым мы сегодня познакомимся, нам поможет сделать какие-то выводы. На доске я записала те слова-рифмы, которые вы подобрали к слову КРАСОТА.
На доске: красота
доброта
теплота
чистота
высота
чудеса
- Какие прекрасные слова рифмуются с этим словом!
III. Проверка домашнего задания.
- Дома вы записали свои мысли о красоте. Кто хочет поделиться ими со всеми? (заслушать 2-3 человека о том, что мы называем красивым, зачем нужна красота, как красота помогает жить).
IV. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.
1) Работа над эпиграфом «Красота спасет мир» (с.138).
-Прочитайте. Откуда эти строчки? («Ежик в тумане»).
2) Чтение отрывка учеником со слов: «Красиво было так,…».-Выделите важные слова. (красиво, вздрагивал, снится).
-Как понимаете эти слова? Почему рядом стоят слова «красиво» и «вздрагивал»? (красиво было, как во сне, необычно; он боялся, что все исчезнет и вздрагивал; он не ожидал увидеть такую красоту и удивился, и не поверил, думает, что все во сне).
-В каких произведениях С.Козлова речь идет о том, что красота помогает жить?
(Дети обращаются к выставке рисунков).
-Сегодня мы прочитаем еще одно произведение С.Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды». Подумайте, о чем нам хотел рассказать автор?
Физкультминутка.
V. Работа над произведением.
1) Первичное восприятие (чтение учителем под музыку).
2) Анализ произведения с целью выявления главной мысли.
-Назовите героев произведения (Ёжик и Медвежонок)
-Это сказка или рассказ? ( это сказка (герои – звери); это рассказ (проблемы не звериные, а человеческие).
-Как вы считаете, события, которые происходят, реальны или фантастичны?
( звезды существуют, падают – это реально, что герои их протирают – фантастика).
- Но писатель соединил реальность и фантастику, чтобы мы поняли характеры героев. Какой Мишка в сказках? (добрый, неуклюжий)
- А какой он здесь? (тоже добрый, неуклюжий, заботливый, старательный, благодарный, романтичный). Как он выполняет свою работу?
- А как это делает Ежик? Какой он? (трудолюбивый, кропотливый, т.е. внимательно относится к деталям, тщательный, пунктуальный, старательный).-А какие проблемы обсуждаются в произведениях С.Козлова? (о красоте, о страхе, что все проходит, а красота остается, снова рождается и т.д.).
3) Упражнение на формирование умения строить сравнительную характеристику героя.
- Оформите мысль, сопоставляя героев:
Если в Ежике автор подчеркивает …, то в Медвежонке …
(слова: аккуратность, кропотливость, романтичность, обязательность).
Хотя Медвежонок и неуклюж, но … (он очень старательный, но он хочет, чтобы звезды светили для всех… .4) Обобщение.
- Каждый из нас делает работу по-разному. Ведь все мы разные. Но важно сознавать необходимость своей работы.
- Найдите в тексте подтверждение, что герои осознают важность, необходимость протирать звезды. («А как же иначе?»)
- О чем же эта сказка?
- Только ли Ежик с Медвежонком должны делать мир чище?) (Беседа о назначении каждого человека делать мир чище, красивее, о необходимости ухаживать за планетой, чтобы всем было хорошо; надо научиться видеть красоту природы удивляться, радоваться ей, беречь ее).
- Можно смотреть и можно всматриваться. Есть ли разница?
- Автор сумел увидеть необычное, красивое и передать это нам.
- Подумайте и припомните случай, когда вы увидели красивое, необычное и вам захотелось сберечь это для людей.
- Медвежонок и Ежик протирают звезды. А вы хотя бы изредка «протираете звезды?» А зачем? ( Мы делаем мир чище, и сами становимся добрее).
5) Беседа заключительная.
- Многие писатели удивляются чуду природы – звездам. А ведь звезды – они живые. Они умирают, рождаются. Поэтому люди сравнивают зажигающиеся звезды с таким чудом, как рождение детей.
(Звучит музыка Лазарева. На доске – коллективная работа «Созвездие детей»)Дети – звезды в небе светятся.
К папам, мамам дети движутся.
Дети – звезды в ночи сияют,
Дети – звезды в ночи мерцают. (Лазарев)
- А вы, дети – звезды, как думаете, что нужно делать, чтобы ваша звезда ярко сияла в созвездии нашего класса, на небосклоне жизни? (Нужно «чистить» свою звезду, совершенствовать себя, приносить людям добро.VI. Дом. задание: Выразительно читать текст (с.138-139). Выразить свои мысли о прочитанном рисунком или в микро-сочинении.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
- А теперь я предлагаю вам взять листы зелёного цвета и оценить свою деятельность на уроке. (Дети заполняют таблицу) ПРИЛОЖЕНИЕ.
VIII. Итог урока.
- Мы начали исследования. А какие открытия сделал каждый для себя на уроке?
( Литература помогает …).
- Наш урок я хочу закончить словами:
Живет повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея.
И всех нас делает добрее
Она, наверно, неспроста.
Живет на свете красота!
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Ф.И. ____________________________________
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал5. Моё настроение стало лучше / хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7. Теперь я могу… ……………………………………………………………………………………………………………………………....
Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе по СРО Л.В.Занкова.
Авт. учебника: Свиридова В.Ю. Учитель: Морозова И. В.
Тема: Красота спасет мир.
С. Козлов. «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды».
Данный урок – второй в главе « Красота спасет мир». В основе данного урока – продолжение исследования: верно ли утверждение, что красота спасет мир?
Помогают оживлению детских мыслей музыка, стихи, текст поэтической притчи С.Козлова.
Тип урока: развивающий.
Цель: Выявление учащимися особенностей сказки С.Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды».
Задачи: : Знакомство с произведением С. Козлова; учить детей анализировать произведение, делать выводы, давать характеристику героев; развивать умение устно и письменно выражать отношение к прочитанному; воспитывать стремление сделать мир лучше, чище, добрее; умение понять свое место в жизни, обогащение мира чувств и эмоций ребенка.
Анализ организации учебного процесса урока.
1.Урок начался с подготовительного упражнения на развитие двигательной активности «Я расту». Эмоциональному настрою способствовали стихи М.Пляцковского «Красота», которое позволило войти в тему урока, поставить проблему, сформулирован-ную на предыдущем уроке, послужило «мостиком» к проверке дом. задания. Дети прочитали свои мысли о красоте, о ее значении в жизни человека.
2. Работа над эпиграфом « Красота спасет мир» обратила внимание детей непосредственно на произведение С.Козлова. Такое начало позволило создать эмоциональный и деловой настрой, обеспечило необходимую мотивацию.
3. Все этапы урока логически связаны. Порядок следования их позволил развернуть исследование детей на поставленный вопрос, опираясь на тексты художественных произведений С.Козлова, что соответствует поставленной цели и задачам урока.
4. Система заданий позволила выявить у учащихся понимание особенностей произведения С.Козлова, литературного языка и характеров героев.
5. Психолого-гигиенические и эстетические требования выполнялись (упражнение на развитие двигательной активности, физкультминутка, смена деятельности; культура речи, музыка, постоянное обращение к жизненному опыту ребенка).
6. Время урока использовано рационально.
7. Домашнее задание носит творческий характер, дано вариативно, что дает учащимся право выбора.
Анализ дидактической и методической деятельности.
1.С целью осознания учащимися учебного материала проводилась глубокая работа над словом с использованием подбора слов-магнитов, антонимов, синонимов, родственных слов, применение их в контексте, использовался словарь. Созданы условия для детей действовать по схеме: говорю... чувствую… создаю (образ), идет превращение чувства (ощущения) в слово.
2.Использовались методы: проблемная постановка вопроса, исследовательский (исследование текста, приведение примеров из своих наблюдений), личностно-ориентированный (использование детских высказываний о красоте, их рисунков, жизненного опыта).
3.На уроке развивалось умение учить детей анализировать произведение, делать выводы, давать характеристику героев; развивать умение устно и письменно выражать отношение к прочитанному.
4.Для выявления понимания детьми текста, проблемы в целом использовались виды работ: коллективный анализ произведения, выборочное чтение, детские рисунки, домашнее мини-сочинение, приведение примеров из жизни детей, обоснование своего высказывания, самоанализ (какие открытия я сделал для себя на уроке?).
5.Дифференциация заключалась в следующем. Были вопросы для слабых учеников: они должны были озвучить то, что уже прозвучало. Для не очень сильных учеников были вопросы, требующие внимательного вычитывания текста и его пересказа. Для сильных - вопросы, требующие обобщения.
Анализ деятельности учащихся.
1.На уроке литературного чтения сочетались словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся, достаточная смена видов деятельности.
2. Проблемная ситуация решалась путем исследования текста с использованием жизненного опыта детей совместно с учителем.
Выбранные методы обучения и способы организации деятельности учащихся подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся 3 класса.
3.Высокая активность и работоспособность учащихся достигались за счет выбранных приемов работы, методикой развивающего обучения, интереса к изучаемому материалу.
4.Учащиеся показали умение работать с текстом, вести диалог, строить высказывания, доказательства, гипотезы, умение слушать друг друга.
5. Школьники показали хороший уровень применения литературных терминов, использование полученных ранее знаний о приемах и средствах художественной выразительности.
6. Учащиеся показали хорошие навыки выборочного чтения, умение выражать отношение к прочитанному, свое впечатление от прочитанного в слове, рисунке.
7. У учеников сформирована оценочная самостоятельность: умение обосновывать.
Вывод: цель урока достигнута. Учебные и развивающие задачи решались последовательно, с использованием современных методов и приемов. Дети в течение урока были активно вовлечены в учебную деятельность. Урок имеет большую воспитательную направленность, нравственный смысл, положительную эмоциональную окраску.