Г. Скребицкий, В Чаплина Как белочка зимует

Тема: Г.Скребицкий, В. Чаплина  «Как белочка зимует» (научно- познавательный рассказ).
Цель урока: ознакомление с научно-познавательным рассказом «Как белочка зимует»;
Задачи урока: показать отличие научно-познавательного текста от художественного рассказа; совершенствовать навыки чтения; пополнить и активизировать словарный запас учащихся; воспитывать  доброе отношение к природе.
Ход урока:      1.Организационный момент.             
       2.Изучение нового материала.
а) - Необычен урок тем, что я хочу сейчас, когда в природе поздняя осень, пригласить вас на короткую  прогулку в зимний лес. Поднимите руку те, кто готов на прогулку. Во время прогулки мы побеседуем с вами, проведём наблюдения, возможно, кто - то из вас сделает для себя открытие и полюбуемся красотой зимнего леса и природой.  (Звучит спокойная музыка для релаксации. Проецируется  на экран картина зимнего леса).
-Ребята, скажите, что можно увидеть в зимнем лесу?
-А кого можно встретить в зимнем лесу?
б) - А сейчас отгадайте мою загадку.
С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал.

-Что вы узнали из загадки о белке? ( Проецируется картинка с изображением белки в рыжей шубке).
А что ещё вы можете рассказать о белке? Где ещё можно встретить белку?
- О ком будем  читать? (о белочке, как она зимует).
(стр. 157)
- Кто автор  этого произведения? ( Георгий Алексеевич Скребицкий,  Вера Васильевна Чаплина)

в) объявление цели урока
- Кто сможет сказать цель нашего урока? (знакомство с новым произведением).
Задачи:
Узнать, как белочка зимует.
Как автор относится к белочке.
Какой жанр.
5 Работа с текстом
 а) первичное чтение текста вслух.
- Совпали ли наши предположения, о ком будет рассказ? (да)
- Подумай, почему белочке не страшны ни мороз, ни ветер? Найди и прочитай. (белочка сменила свою шубку).
- слайд с белкой. Объясните, почему изменился цвет шубки. (линька)
- На каком уроке мы можем об этом узнать?
- стр. 158 учебника. Рассмотрите жильё белочки, прочитайте,
· как построено её  гнездо.
- О чём ещё можно узнать, прочитав это произведение? (последний абзац – как питается белочка)
Г) Какую задачу мы с вами ещё не выполнили? (не узнали, что это за произведение). Обсудите в группах к какому
В своём рассказе они  не допустили вымысла, дают нам точные, изученные сведения и факты, использовали свои наблюдения.
Кто сможет подвести итог  нашей работы?  (Мы познали много сведений  о том, как зимует белочка. Сведения эти точные, без всякого вымысла и преувеличений,  данные  изучены учёными, в данном случае натуралистами.)
- Так, как можно назвать такой рассказ, в котором мы узнали много интересного, с точными научными сведениями? (Научно- познавательный рассказ). Слова на карточке выставляются на магнитную доску.
Учитель дополняет. Отличает научно – познавательный текст от других его язык. В нём нет образности, красочности. Он более сухой по сравнению с языком  художественной литературой. Такие тексты можно найти в энциклопедиях, справочниках, учебниках ( показываю).
 Физминутка.
5.Выполняется задание №3 на странице 145 учебника.
- Подумай, как авторы относятся к маленькой белочке? Подтверди ответ словами текста. (Авторы относятся к маленькой белочке с любовью, доброжелательно. Подтверждают слова – белочка, свернётся клубочком, пушистый хвостик, кладовочка.)
-Верно. Авторы используют слова в уменьшительно- ласкательной форме, этим подчёркивается доброе отношение к зверьку.
 6. Самостоятельная работа.
 -Выполните задания № 1-2 на странице 70 в рабочей тетради.
7. Рефлексия.
- Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я узнала»,
«На уроке мне было»
 8. Домашнее задание.
 Задания на выбор –
1. чтение и подробный пересказ текста;
2. решить кроссворд в рабочей тетради;
3. прочитать другой научно – познавательный рассказ.
Учитель подводит итог урока, благодарит ребят за работу. Прогулка в зимний лес завершилась. Красота зимнего леса и новая встреча с прекрасным дала нам заряд бодрости и напомнила о добром отношении ко всему  окружающему миру.