Программа кружка по биологии Юные натуралисты(6 класс)


Пояснительная записка
Программа кружка «Юные натуралисты» имеет эколого-биологическое направление. Данная программа опирается на программу воспитания и социализации обучающихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание кружка обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Цель современного экологического образования - научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению. В связи с этим вся воспитательная и образовательная экологическая деятельность должна быть сконцентрирована, прежде всего на решении именно этой решающей для судеб человечества задачи.
На современном этапе развития образования есть необходимость непрерывного экологического образования школьников для обеспечения будущей экологической стабильности государства и его национальной безопасности.
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности и саморазвитию, а также личностному самоопределению учащихся.
Рассмотрение вопросов экологии родного края - это повод привлечь внимание школьников к экологическим проблемам окружающей среды. Организация обсуждения школьниками данных проблем дает возможность педагогу влиять на формирование их отношений к природе и к самому себе как к базовым ценностям современного общества, а также воспитывать в них чувство бережного отношения к окружающему миру.
Цель кружковой работы: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету и расширение биологического кругозора.
Задачи, решаемые в процессе обучения в кружке:
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
Способствовать участию школьников в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.
Развивать навыки работы с биологическими объектами.
Способствовать формированию приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности и проведения опытов.
Кружковая работа способствует формированию любознательности и интереса к  предметам естественнонаучного цикла, а также воспитанию бережного и уважительного отношения к природе.
В основе программы лежит два главных вида деятельности учащихся – это теоретическая и практическая деятельность ребят. Практическая часть занимает большую часть времени, является центральной частью занятий.
Для активного восприятия материала необходимо использовать такие формы занятий как игра, самостоятельная работа, коллективные и индивидуальные исследования, дискуссия, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в различных конкурсах.
Программа кружка «Юные натуралисты» рассчитана для учащихся 5 классов, предусмотрено 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю. Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе обучения.
В результате изучения учащиеся должны знать: элементарные сведения о созидательном и разрушительном воздействии человека на природу, об экологии растений и животных, о результатах воздействия человека на неживую и живую природу, о Красной книге и о природоохранных мероприятиях.
Учащиеся должны получить навыки и уметь: наблюдать отдельные природные явления и процессы, отдельные результаты воздействия человека на природу; в меру возможности и объема полученных знаний анализировать экологическую ситуацию и делать соответствующие выводы; знать экологические правила поведения на природе.
Ожидаемые результаты:
·   знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
·  сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
· умение работать с разными источниками информации;
· овладение составляющими исследовательской деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
· умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. В процессе освоения программы кружка у учащихся закрепляется определенный опыт:
осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Формой подведения итогов кружковой работы является создание буклетов, презентаций и творческих работ по изученным разделам.
Учебно-тематический план
№\
№ Дата Разделы/темы занятий Количество
теория практика
Раздел 1. Экология растений (8часов) 2 6
1 Жизненные формы растений. Природные явления в жизни растений. Жизнедеятельность растений. Значение растений для жизни на Земле и для человека. 1 2 Лекарственные и ядовитые растения. Растения Красной книги. Условия жизни грибов и лишайников. Ядовитые грибы. 1 3 Исследовательская работа «Определение возраста деревьев». 1
4 Наблюдение за растениями в природе. 1
5 Исследовательская работа «Факторы, влияющие на прорастание семян». 1
6 Распознавание ядовитых и съедобных грибов. 1
7 Экскурсия в Лакреевский лес. 1
8 Уход за растениями школьного зимнего сада. 1
Раздел 2. Экология животных (11часов) 5 6
9 Многообразие животных. Среды обитания. Пищевые связи. Животный мир и его значение для человека. 1 10 Условия жизни диких животных. Жизнь домашних животных. 1 11 Животные-путешественники. Чувства и ум животных. 1 12 Семья и семейные группы животных. Взаимопомощь животных. Дружба человека и животных. 1 13 Охрана диких животных. Зоопарки. Заповедники и национальные парки.  1 14 Ролевая игра «Поведение животных». 1
15 Ролевая игра «Пищевая связь». 1
16 Семинар «Животные Красной книги». 1
17 Изготовление кормушек и скворечников для птиц. 1
18 Фильм «Заповедники и национальные парки».  1
19 Экскурсия в Чувашский Национальный музей. 1
Раздел 3. Экология человека (10часов) 5 5
20 Экология человека, его гигиена. Взаимоотношение людей. 1 21 Человек - дитя природы. Образ жизни наших предков: жилище, домашняя утварь, одежда, питание, личная гигиена. 1 22 Зависимость образа жизни от внешних условий. 1 23 Значение для жизни человека семьи, коллектива, дружбы, творческого труда. 1 24 Духовный мир человека. 1 25 Ролевая игра «Как не заболеть бактериями». 1
26 Ролевая игра «Как вести себя в обществе и в семье». 1
27 Исследовательская работа «Качество дома». 1
28 Исследовательская работа «Сезонная одежда». 1
29 Рисунки парков, скверов, цветников. 1
Раздел 4. Человек и природа (6 часов) 2 4
30 Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. 1 31 Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека в природе. Экологические праздники и их значение для защиты природы. 1 32 Исследовательская работа «Изучение органолептических свойств воды». 1
33 Семинар «Проблема бытового мусора». 1
34 Озеленение кабинета биологии.  1
35 Резерв 1
Итого: 14 21
3. Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Экология растений (8часов)
Теоретические занятия: Жизненные формы растений. Природные явления в жизни растений. Жизнедеятельность растений. Значение растений для жизни на Земле, для человека. Лекарственные и ядовитые растения. Растения Красной книги. Условия жизни грибов и лишайников. Ядовитые грибы.
Практические занятия: Исследовательская работа «Определение возраста деревьев». Наблюдение за растениями в природе. Исследовательская работа «Факторы, влияющие на прорастание семян». Распознавание ядовитых и съедобных грибов. Экскурсия в Лакреевский лес. Уход за растениями школьного зимнего сада.
Раздел 2. Экология животных (11часов)
Теоретические занятия: Многообразие животных. Среды обитания. Пищевые связи. Животный мир и его значение для человека. Условия жизни диких животных. Жизнь домашних животных. Животные-путешественники. Чувства и ум животных. Семья и семейные группы животных. Взаимопомощь животных. Дружба человека и животных. Охрана диких животных. Зоопарки. Заповедники и национальные парки. 
Практические занятия: Ролевая игра «Поведение животных». Ролевая игра «Пищевая связь». Семинар «Животные Красной книги». Изготовление кормушек и скворечников для птиц. Фильм «Заповедники и национальные парки».  Экскурсия в Чувашский Национальный музей.
Раздел 3. Экология человека (10часов)
Теоретические занятия: Экология человека, его гигиена. Взаимоотношение людей. Человек - дитя природы. Образ жизни наших предков: жилище, домашняя утварь, одежда, питание, личная гигиена. Зависимость образа жизни от внешних условий. Значение для жизни человека семьи, коллектива, дружбы, творческого труда. Духовный мир человека.
Практические занятия: Ролевая игра «Как не заболеть бактериями». Ролевая игра «Как вести себя в обществе и в семье». Исследовательская работа «Качество дома». Исследовательская работа «Сезонная одежда». Рисунки парков, скверов, цветников.
Раздел 4. Человек и природа (6 часов)
Теоретические занятия: Природа как источник экономического и духовного развития человека. Потребительское отношение человека к природе. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека в природе. Экологические праздники и их значение для защиты природы.
Практические занятия: Исследовательская работа «Изучение органолептических свойств воды». Семинар «Проблема бытового мусора». Озеленение кабинета биологии.  Экскурсия. Туристический поход.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Значительную роль имеют комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.
Лабораторный инструментарий необходим для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
Учебные модели  служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиапроектор, коллекция медиаресурсов, выход в Интернет. Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
Гербарии
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Растительные сообщества
Коллекции
Семена и плоды
Раздаточные
Лупа ручная
Микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов
Демонстрационные
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ
Лабораторные
Набор препаровальных инструментов
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии
Демонстрационные
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.
Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»
Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные»
Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные»
Комплект таблиц «Человек и его здоровье 1. Уровни организации человеческого организма»
Комплект таблиц «Человек и его здоровье 2. Регуляторные системы»
Раздаточные
Комплект таблиц «Экосистема — экологическая единица окружающей среды»
Учебные видеофильмы
«Заповедники и национальные парки»
Слайд-альбомы «Человек и его здоровье
«Экология»
Мультимедийные средства обучения
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Человек и его здоровье»
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные»
Список литературы
Перечень используемой литературы :Акимушкин И.И. Мир животных.-М.: Молодая гвардия,1971.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль: Академия развития, 2003.
Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология: экспериментальный учебник. – М.: Мирос, 1992.
Ванькова О.С., Суслова Е.Г. Цветы в вашем доме. – М.: Знание, 1992.
Гершун В.И. Домашние животные. – М.: Педагогика, 1991.
Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. – М.: Колос,1992.
Гортинский Г.Б., Яковлев Г.П. Целебные растения в комнате. – М.: Высшая школа,1993.
Дубров А.П. Экология жилища и здоровье человека. – Уфа: Слово,1995.
Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. – М.: Просвещение,1986.
Корчагин В.Н. Защита растений от вредителей и болезней на садово-огородном участке.- М.: Агропромиздат, 1998.
Реймерс Н.Ф. Экология. –М.: Россия Молодая, 1994.
Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. – М.: Агропромиздат, 1998.
Серпухова В.И., Тавлинова Г.К. Комнатные и балконные растения.- М.: Прейскурантиздат, 1991.
Смоленский А.В. Чувашские приметы о погоде и влияние ее на хозяйство. – Чебоксары: Советская Чувашия, 1992.
Федоров Ф.В. Грибы. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1988.
 Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.irsh.redu.ru/ — сайт журнала “Исследовательская работа школьников”
http://www.researcher.ru/ — портал развития исследовательской деятельности учащихся.
http://www.news.redu.ru/ -рассылка новостей в рамках проекта “ Развитие исследовательской деятельности учащихся в России”
http://www.redu.ru/ - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся