Открытый урок по литературе на тему Вера Чаплина Хитрые вороны


Тема: Вера Чаплина. «Хитрые вороны»
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с новым автором и его произведением; настроить детей на восприятие текста; донести до детей содержание прочитанного и вызвать эмоциональный отклик.
Развивающая: развитие общеучебных навыков работы с книгой; развитие методических навыков – анализ произведения, правильного, сознательного, выразительного чтения, устной речи; психических процессов – воображения, памяти, мышления, речи, внимания.
Воспитательная: воспитывать положительные стороны характера, любознательность, интерес к чтению произведений о природе, бережное отношение к живому миру, любовь к книге и устному слову.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Формы: фронтально-коллективная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, портрет В.Чаплиной, иллюстрации к тексту, слайды.
Организационный момент.
Психологический настрой.
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Книга – надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Проверка готовности класса к уроку.
Проверка домашнего задания.
Объясните выражение «чудес и тайн на свете много».
- Откуда оно? (так называется раздел учебника)
Викторина. Назовите произведение и автора.
- О чем это произведение?
«А хочешь с оленем в пятнашки играй…
Ведь это такой удивительный край!
(Г.Сапгир «Леса-чудеса»)
«Вот перед ним еще дверцы: они отворились, и Миша очутился на улице. Что за умница? Что за городок?»
(В.Ф.Достоевский «Городок в табакерке»)
- Каким должен быть человек, который сумел написать такой интересный рассказ? (внимательным, любознательным)
- А какие умения пригодятся нам на уроке? (навыки осознанного и выразительного чтения, умение работать с текстом, видеть и определять основную мысль)
Актуализация знаний.
Давайте вспомним литературоведческие понятия.
- Устное занимательное произведение с наличием волшебных персонажей и предметов (Волшебная сказка)
- Такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами (Олицетворение)
- Небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев (Рассказ)
- Это оценка автором того, что он изображает в произведении. Чаще всего её нужно найти и сформировать (Основная мысль)
- Словесное обозначение книги или текста (Название)
- Описание своей жизни (Автобиография)
Слайд №1
Волшебная сказка
Олицетворение
Рассказ
Основная мысль
Название
Автобиография
- Чтение сообщений о вороне
Слайд №2 (Картинка и сведения о вороне)
Работа над новым материалом.
Сообщение темы урока.
- Познакомимся с произведением Веры Чаплиной «Хитрые вороны».
2. Знакомство с биографией автора.
Слайд №3 (портрет)
Вера Чаплина (1908 – 1994гг)
Известная детская писательница. Даже находясь в детском доме, ухитрялась держать щенят и котят. В 1923 году Веру разыскала мать и привезла в Москву.
Рассказы детей.
Вера Чаплина родилась в Москве в дворянской семье в доме деда, крупного инженера Владимира Чаплина. После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и оказалась в детском доме в Ташкенте.
В 1923 году Веру разыскала мать и привезла в Москву. Вскоре она стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов.
Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детёнышей, но и наблюдала за животными, вела научную работу. Она организовала площадку для молодняка, где воспитывались детёныши разных животных. Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала «визитной карточкой» Московского зоопарка.
В начале войны Чаплину вместе с частью особо ценных животных направляют в эвакуацию на Урал. После войны Чаплина вернулась в Московский зоопарк, а в 1946 году перешла на постоянную литературную работу. Книги её остаются любимыми до сих пор и переиздаются вновь и вновь.
Слайд №4 (презентация книг)
- О ком писала В.Чаплина?
- Каким человеком она была?
- Мы будем знакомиться с рассказом «Хитрые вороны».
- Думают ли животные? Как разгадать тайны их поведения?
На эти вопросы мы постараемся дать сегодня ответы.
Словарная работа
Слайд №5 (слова)
Дувал – глиняный забор
Арык – искусственно сделанный ручей для полива
Тюбетейка – вид головного убора
Пустырь – незастроенное запущенное место близ жилья или на месте бывшего жилья
Гряды – полоса вспаханной земли в огороде, цветнике, на плантации
Пикировать – падать вниз
Поживиться – попользоваться за чужой счет
Промысел – добывание чего-нибудь, добыча, охота
Сверстник – человек одинакового с кем-нибудь возраста
Ташкент – столица Узбекистана, соседнего с Казахстаном государства.
Физминутка «Птицы прилетели» (Если дети слышат название птиц – машут руками, если насекомых – топают ногами):
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Комары, орлы!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Иволги, кукушки,
Даже совы-сплюшки!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Воробьи, чижи,
Бабочки, стрижи!
Работа с учебником
Подготовка к чтению.
Упражнения для губ:
- Широкая улыбка, делать язык широким
- Губы трубочкой
- Чередовать улыбку и «трубочку»
Упражнения для языка:
- Острый язычок
- Язык широкий
- «Лошадка» - цокать языком
- «Барабанщик» - «д-д-д» - сначала медленно, затем быстрее
Чистоговорка:
- Ша-ша-ша – школа наша хороша
- Шу-шу-шу – в школу я спешу
- Шо-шо-шо – я учусь хорошо
Чтение 1 части учителем и учениками.
3. Чтение 2 части по цепочке.
Повторный синтез.
- К какому жанру относится это произведение? (рассказ) Почему? (небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев).
- Как вы думаете, название рассказа соответствует самому тексту?
- В какой город переехала семья? Найдите в тексте описание города.
- Почему ребятам негде было играть?
- Какое место было особенно дорого для ребятишек?
- Почему оно привлекало детей?
Почему осенью стало еще интересней на пустыре? (созрели орехи).
Какое любимое занятие появилось у ребятишек? (сорвать или сбить с дерева грецкий орех).
- Кто еще любил лакомиться грецкими орехами?
- Как описывает автор ворон? (неизвестно откуда появились).
- Как вороны раскалывали орехи?
- Из-за чего происходили драки?
- Кто побеждал в этих драках?
- Как вороны использовали углубления в деревьях?
- Что они делали, когда наедались?
- Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался, где орехи?
- Что решают дети? (охотиться за воронами или запасами).
- Кто им помог? (Тузик) Как?
- Как ребята относились к воронам?
- А вороны к ребятам?
- Как бы вы поступили на месте детей?
- Как вы думаете, вороны были хитрыми или умными? Чего у них больше – хитрости или ума?
Рефлексия.
- Что нового узнали о повадках птиц?
- Что особенно было интересно? Почему?
- Какое открытие сделали для себя? (птицы тоже могут быть умными и способны перехитрить человека).
Самооценка.
У вас лежат звездочки 3-х цветов. Напишите свою фамилию на определенном цвете. Даже если вы не поднимали руку, но определенный вывод для себя сделали, все равно вы работали на уроке.
Красный – отлично
Синий – хорошо
Зеленый – удовлетворительно
Домашнее задание.
- Оцените свои силы правильно и выберите то задание, которое вы сможете сделать (Слайд №6).
1. Пересказ текста. Составить свои вопросы.
2. Придумать свой отрывок, чем бы закончился этот рассказ.
Самоанализ урока
Цели урока были определены с учетом особенностей данного класса. В конечном результате урок достиг поставленных задач.
При актуализации опорных знаний упор делался на четкий отбор содержания.
Форма организации урока позволяет качественно улучшать общеучебные умения и навыки учащихся.
На этапе организационного момента дети были эмоционально настроены к уроку и включились в работу.
В течение урока шла работа над устной речью детей, проводилась словарная работа.
Объем работы соответствовал возрастным особенностям. На каждом этапе проговаривались цели задания, при этом один этап плавно переходил в другой.
На уроке использовались разнообразные формы обучения: фронтальная, индивидуальная, что развивало коммуникативные умения детей, умение совместно определять цели, распределять функции участников, определять способы взаимодействия, налаживать инициативное сотрудничество.
Для контроля усвоения знаний предложена разноуровневая самостоятельная работа, что делает акцент на личностную оценку учащихся и дифференцирования в обучении.
В конце урока – четкое объяснение домашнего задания и подход к критериальному оцениванию. Дети сами оценили свою деятельность и достигнутые результаты, определили над чем еще следует поработать при анализе произведения.