Краткосрочный план урока русского языка на тему Урок развития речи. Изложение Мушка (6 класс)


Деятельность учителя
Деятельность ученика

Тема урока: Изложение .Мушка
Цели урока. Формировать умения устанавливать и соблюдать последовательность изложения.
2. Формировать умения устанавливать связи между частями.
3. Воспитание любви к животным.


Ожидаемые результаты:
Умеют находить смысловую связь, восстанавливать текст, умеют выражать свое отношение к животным


Вызов
Мозговой штурм
Прочитать, определить смысловую связь в тексте


1.Актуализация знаний
Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.
Мушка.
Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, старалась загородить упавшую девочку. После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой. Вдруг из-за дома выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали, а Люда упала. Собака уже готова была укусить девочку, но тут выскочила Мушка. кинулась она на большую, страшную собаку. Однажды Люда принесла домой маленькую черную собачку. Назвали ее Мушкой. Она была забавная, но очень пугливая. Девочка ухаживала за Мушкой, гуляла с ней во дворе. Один раз Люда играла с детьми во дворе.


Знакомятся с текстом, пытаются восстановить последовательность мысли

2.Чтение текста изложения

· Понятен ли смысл рассказа? (Ответы детей)

· Что, вы, знаете о тексте? (Ответы детей)

· Что нужно сделать, чтобы текст стал понятным? (Изменить порядок)

· Подумайте, как надо расположить части. Прочитайте про себя, чтобы получился связный рассказ.
II. Восстановление последовательности частей текста.
1.
· Какая часть должна быть первой? Докажите. (Ответы детей)

· О чем узнаете из нее?

· Какая часть следует дальше? Почему?

· Какое слово связывает эти части?
Далее все остальные части.
2. Определение темы и главной мысли текста.

· Теперь у нас получился связный текст. Прежде, чем вы приступите к его изложению, нужно определить тему и главную мысль текста.

· Давайте посмотрим как автор описывает героев рассказа. ( Огромная, большая, страшная собака. Маленькая черная Мушка (маленький черный шарик).)

· Огромная – маленькая. Как называются такие слова? ( Ответы детей )

· Какая разница между словами «собака» и «собачка»?
( Ответы детей )

· С какой целью автор использует эти слова? ( Ответы детей )

· Какие глаголы использовал автор, чтобы показать действия героев?
( Выскочила, бросилась, кинулась.)

· Как понимаете слово «забавная»? ( Смешная )
Как вы думаете, было ли Мушке страшно?

· Определите тему и главную мысль текста.
Учащиеся восстанавливают деформированный текст

3.Составление плана изложения
Предлагается составление плана.
Черная собачка.
Страшная, серая собака.
Смелая Мушка.

IV.Орфографическая подготовка.

· Давайте обратим внимание на написание трудных слов.
Запись на доске:
ВЫСКОЧИЛА, ПРИНЕСЛА, ИЗ – ЗА, ИСПУГАЛИСЬ, РАСТЕРЯЛАСЬ, ЗАГОРОДИТЬ
Уч-ся составляют план изложения
Уч-ся записывают трудные слова

4.Письмо изложения
V. Запись изложения.
1. Повторное чтение текста.
2. Запись в тетрадях.

Уч-ся пишут изложение в тетрадях

5.Рефлексия
Что сегодня на уроке было для тебя главным, важным?
- Чему учились на уроке? (составлять текст из предложений и строить повествование)
- Кому было трудно на уроке составить изложение?
-Что было самым трудным?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
- Чему он нас учит? -Чему учит нас В.В Чаплина?
- От доброты и ответственности человека часто зависят судьбы животных. Но звери не остаются в долгу – забота о них помогает человеку стать лучше, а их преданность и любовь делают его жизнь счастливее.

Делают выводы

6. Домашнее задание
Повторить сведения о глаголе
Запись в дневниках.

Текст изложения
Однажды Люда принесла домой маленькую черную собачку. Назвали ее Мушкой. Она была забавная, но очень пугливая. Девочка ухаживала за Мушкой, гуляла с ней во дворе. Один раз Люда играла с детьми во дворе. Вдруг из-за дома выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали, а Люда упала. Собака уже готова была укусить девочку, но тут выскочила Мушка. кинулась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, старалась загородить упавшую девочку. После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой.
( По В. Чаплиной)










15