Технологическая карта урока русского языка по теме: Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные.


Технологическая карта урока
Предмет __русский язык
Класс _____3 б__________________________
Дата проведения ______25.09.2015._________________

Тема урока, место в общей теме.

Форма урока
Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные.


Открытие новых знаний

Цель урока

Уточнение представления учащихся о лексическом значении слова, умение распознавать многозначные и однозначные слова, работать с толковым словарем.

Задачи урока.
Организовать усвоение нового материала учащимися в условиях проблемной ситуации, применяя имеющиеся у них знания и накопленный опыт;

Развивать познавательный интерес, активность, наблюдательность учащихся.
Формировать ценностное отношение к русскому языку.


Планируемые результаты данного урока

понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока.

Лексическое значение слов. Однозначные слова, многозначные слова.

Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.
Формулировать определения однозначных слов и многозначных слов.
Знание алгоритма определения значения слов по толковому словарю.
Различать однозначные и многозначные слова, приводить примеры.



Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Регулятивные целеполагание, формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные- сотрудничество в поиске информации, .- учебное сотрудничество с учителем и учащимися, умение точно выражать свои мысли

Познавательные- логические – анализ объектов с целью выделения признаков, формулирование познавательной цели

Личностные- выдвижение гипотез и их обоснование, смыслообразование
































УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 3 КЛАССЕ
По теме: Слово и его лексическое значение.
Слова однозначные и многозначные.














Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент.


Эмоциональный настрой учащихся.



































Актуализация знаний



Сообщение темы




Постановка учебной задачи












Первичное закрепление.






Проблемный вопрос





















































Рефлексия.
Слайд1
На доске пословица: « Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать».



- Что вы прочитали?

- Как вы понимаете эту пословицу?


- Что вам поможет в этом?
Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Запишите сегодняшнее число, классная работа. Выделите орфограммы.
Урок мы сегодня начнем со словарной работы. Отгадаем загадки, а отгадки запишем в тетради, один ученик у доски.
- В поле сережки на тоненьких ножках ( овес)
- В поле росла, под жерновым была,
Из печки на стол караваем пришла ( пшеница)
- Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок, расколоться все не мог,
А потом под молоток, хрустнул раз - и треснул бок ( орех)
-Живет в норке, грызет корки,
Короткие ножки, боится кошки ( мышь)
- Ребята, что это за слова?
Проверьте написание слов на экране, исправьте ошибки.
( слайд2)
А какое слово лишнее и почему?


Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова?
Найдите в толковом словаре на стр.153 слово «мышь»
Какие значения имеет это слово?
Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений.
- Сколько значений у слов: овес, пшеница, орех?
- называются эти слова?

В русском языке есть слова, которые имеют одно значение и называются однозначными, есть слова , которые имеют несколько значений и называются многозначными. Значение слов мы можем определить по?

Слайд 3
Сформулируйте тему урока?
И сегодня тема нашего урока : Слово и его лексическое значение.
Слова однозначные и многозначные.
С этими понятиями мы уже встречались во втором классе

Исходя из названия нашей темы давайте постараемся определить
задачи урока
Слайд 4
Что мы сегодня вспомним на уроке ?


Чему будем учиться?







Работа по учебнику у.64 с 40
Прочитайте текст. О чем в нем говорится?
Что хотел передать автор текста? Согласны ли вы с его мнением?
Выполните задание.
Прочитайте лексическое значение выделенных слов.



- Что значит определить лексическое значение слова?

-Где можно определить лексическое значение слова?



Работа в парах.
Упр.65 с 40.
Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.

Физкультминутка


Слайд 5
Пользуясь толковым словарем разделите слова на 2 группы и запишите в два столбика:
Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, заря
Давайте проверим
Слайд 6


Что нужно сделать что бы определить лексическое значение слова?

Составим алгоритм. (последовательность)
как определить лексическое значение слова, однозначное или многозначное это слово .

Определить значение слова по словарю.
Узнать, имеет ли слово одно значение или несколько значений.
Работа в группах:
Задание: 1. Объясните значение слова.
2.Найдите слово с толковом словаре.
3.Однозначное или многозначное это слово? Докажите.
4. Подготовьте отчет по плану.
5. Вывод, многозначными словами называют..










Давайте вернемся к тем задачам которые мы ставили в начале урока
Вспомним что такое лексическое значение слова?
Сколько лексических значений имеет слово?
Как определить лексическое значение слова?
Какие слова называются многозначными?


Какие задания понравились больше?
С каким настроением заканчиваем урок?



Дома: с.41 у.66


Читают все вместе.




пословицу




внимание и ранее изученный материал



У доски 1 ученик









Словарные


Мышь имеет несколько значений, а остальные слова одно значение.
В толковом словаре.



Многозначные

Одно
Однозначные




Толковому словарю


Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова.




Вспомним какие слова называются однозначными и многозначными. Что такое лексическое значение слова.
Учиться
находить лексическое значение слова по толковому словарю.

Подбирать однозначные и многозначные слова.









Это значит сказать, что слово обозначает
В толковом словаре с 152





Отвечают дети






Выполняют в тетради





Посмотреть в толковый словарь в конце учебника










Слово для групп