Конспект урока по литературному чтению 3 класс (Перспективная начальная школа) Тема: Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Б.Заходер «История Гусеницы».


Конспект урока по литературному чтению 3 класс
(Перспективная начальная школа)
Тема: Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Б.Заходер «История Гусеницы».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: учить видеть и понимать окружающую природу, учить представлять черты характера героя, его интересы; развивать воображение, критическое мышление, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова - определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.
Формирование УУД:
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке; отстаивать при необходимости свою точку зрения; выражать свое собственное мнение; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные: эмоционально и осознанно воспринимать произведение; самостоятельно находить в тексе необходимые сведения; осуществлять поиск нужной информации, высказываться и выражать свои мысли в устной форме; анализировать поступки, выделять главное; проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.
Регулятивные: планировать свои действия; принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях; задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия; формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные речевые высказывания; допускать существование различных точек зрения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», раздаточный материал, доска.
Литература: учебник «Литературное чтение»3 класс Н. А. Чуракова (2 часть) Москва, «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК», 2013 г.
Ход урока
Этап Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный 2мин Здравствуйте, дети!
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
1. Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение.
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
- К чему оно нас призывает?
- Для чего вам нужно это? Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
Читают
Ответы детей
2.Постановка темы и цели урока. 2мин - Ребята, у меня на столе оказалась какая-то странная записка. Но я ничего не поняла из того, что там написано и не знаю от кого она.
Помогите мне, пожалуйста.
Чтение записки:
«Однажды мне приснился сон. Кто бы мог подумать! Да, да, самый настоящий сон! Я вдруг стала большая-пребольшая; кожа на спине лопнула, приподнялась, - точь-в-точь как у Жука! – развернулись два огромных перепончатых крыла, и я взлетела!»
- Ребята, вы что-нибудь поняли?
Догадались, от кого эта записка?
- Ребята, какая же тема нашего урока?
- Чем мы будем заниматься на уроке? Читают
Ответы детей
От Гусеницы
Б.Заходер «История Гусеницы» окончание
Читать текст, попытаемся проследить изменения в характере гусеницы, дать оценку её действиям
4. Закрепление новых знаний
1)Приём «Дерево предсказаний»
2)Чтение текста
3)Словарная работа.
4)Проверка читательского восприятия.
20мин
7мин
10мин
20мин
Работа в парах.
Подумайте и запишите, чем закончится эта история. Поместите ваши предположения на наше дерево.
Давайте дочитаем эту историю и проверим, сбудутся ли ваши предсказания.
Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками стр. 105-109
Вы - «Языковеды».
- Что означает слово «роковой»? (словарь стр.150)
- Что означает слово «кокон»? (словарь стр.138)
- Сбылись ваши предсказания?
- Какой же день назван «роковым»?
- Что же случилось с Гусеницей?
- Подтвердите словами из текста, что кокон – это выдающееся изобретение природы. (стр.106)
- Прочитайте сообщение Кости Погодина на стр.109.
- В какое время началось превращение Гусеницы в куколку?
- А в какое время куколка превратилась в Бабочку?
( Учитель выставляет два изображения: гусеницы и бабочки.)
- Сколько же времени длилось превращение?
- Помнит ли Бабочка свою прежнюю жизнь, когда была Гусеницей? Подтвердите словами из текста.
Вы - «Читатели».
Работа в парах. Подготовьте чтение диалога Бабочки и Улитки.
Прочитаем диалог Бабочки и Улитки на стр. 108 по ролям.
- Изменился ли характер Гусеницы после превращения?
Давайте проведём исследование по плану:
1.Речь.
2.Поведение.
3.Желания.
- К какому выводу вы пришли?
- Как вы думаете, теперь Бабочка поняла, для чего же нужны крылья? (стр.108)
Найдите эти строчки в тексте.
- С какой интонацией их нужно читать?
Прочитайте их правильно. Ответы детей

Читают
Ответы детей
Много месяцев
Читают
Ответы детей
Характер изменился, речь стала вежливой, нет резкости суждений и самоуверенности, у неё теперь другие желания: любоваться всем на свете
С радостью, восхищением
Читают
5. Физминутка5 мин Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да не беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз– согнуться, разогнуться
Два–нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка. Выполняют
6. Обобщение.
Мы сказку о Гусенице прочитали.
О её превращении всё мы узнали.
Осталось один разгадать нам секрет,
На последний вопрос мы отыщем ответ.
А вопрос звучит так:
- Является ли Гусеница сказочным героем?
Давайте вспомним АЛГОРИТМ определения сказочного героя.
1. Настоящий сказочный герой уходит из дома навстречу трудностям.
2.Он преодолевает все препятствия, которые встречаются ему в дороге.
3.Справившись со всеми испытаниями, сказочный герой возвращается домой повзрослевшим и поумневшим.
А теперь сравним его с плакатом Летучей Мыши на стр.87.
-Молодцы! Всё верно.

Я предлагаю вам побыть в роли «Исследователи».
Разделимся на группы.
По нашему алгоритму начинают работу в нашем центре 3 группы.
Можно пользоваться вопросами на стр.112.
Работа в группах.
1 группа ищет доказательства по 1 пункту плана.
2 группа ищет доказательства по 2 пункту плана.
3 группа ищет доказательства по 3 пункту плана.
4 и 5 группы будут работать по другим заданиям.
4 группа – выписать из текста глаголы, действия появления Бабочки. (стр.107)
5 группа – Ответить на вопросы, пользуясь текстом учебника стр. 105-109.
Вопросы:
- Что делала Гусеница, сидя на листе крапивы?
- Какая она была?
-В какое время года появилась Бабочка? Докажите словами из текста.
- Кто узнал Гусеницу?
- Какие чувства испытывала Бабочка?
Отчёты каждой группы. Оцените работу своей группы.
- Какой же вывод можно сделать?
- Давайте подумаем, нужно ли писателю хорошо знать мир природы, чтобы написать «Историю Гусеницы»?
- Содержатся ли в тексте сведения для научного сообщения? Какие?
- Можно ли назвать этот текст научным? Или в нём, кроме научных сведений, есть ещё что-то очень важное, что только может быть в художественном тексте? Что же это?
Резерв: стр.110 стих. «Гусеница-Бабочке».
Беседа по содержанию. (вопросы стр.110-111) Слушают учителя
Ответы детей
Разделяются по группам
Обматывала себя шелковинкой
Вялая, сонная
Весной, стр.107
Улика
Радости, восхищения
Гусеница обладает чертами сказочного героя.
Ответы детей
Умение видеть красоту окружающего мира, слушать других и прислушиваться к их мнению
7.Рефлексия Продолжите высказывания:
Я узнал …
Мне было интересно…
Я научился …
Я испытал трудности…
- Ребята, кого вы бы особенно отметили во время работы на уроке? Оцените их ответы. Дети оценивают работу друг друга
8.Подведение итогов - Ребята, как вы считаете, мы достигли цели нашего урока?
- Чему учит нас это произведение?
- Ребята оцените себя сами, свою работу на уроке, покажите сигналами.
Критерии:
Кому на уроке было легко работать, интересно, он узнал для себя что-то новое, сделайте вот так…
Кто на уроке ничего нового для себя не открыл, остался с такими же знаниями, какие были до урока, сделайте вот так …
Кто на уроке испытывал трудности, что – то не понял, сделайте вот так …
- Ребята, посмотрите, сколько бабочек прилетело! Они почувствовали вашу любовь к окружающему миру и красоте. Ответы детей
9.Домашнее задание с. 105-109 выразительно читать, нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.
с. 105-109 пересказ
3) Краткий пересказ всего произведения с.88-109.
В заключение урока хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Желаю вам расти добрыми, отзывчивыми и наблюдательными людьми.
Любуйтесь красотой окружающего нас мира!
Урок окончен. Слушают учителя