Программа работы СОГБОУ «Красноборская санаторно-лесная школа» по экологическому воспитанию

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении,
«Красноборская санаторно-лесная школа»






Программа работы СОГБОУ «Красноборская санаторно-лесная школа» по экологическому воспитанию




Программу составили:
Бычинская А.В.
Радговская М.В.
Худобец О.В.








Смоленск
2017 Содержание
I. Пояснительная записка
Принципы организации экологического воспитания школьников
Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой
Экологические проекты, вошедшие в программу
Формы работы
II.Цели и задачи программы
III. Этапы реализации программы
IV этап: Информационно-просветительский этап
V. Критерии эффективности программы
VI. Ожидаемый результат
VII. Литература
















I. Пояснительная записка
Актуальность проблемы, обоснование необходимости ее решения
Согласно указу Президента Российской Федерации 2017 год объявлен Годом экологии с целью привлечения внимания общества к вопросам экологического развития. Становление экологического сознания и роль школы, которая может и должна воспитывать у обучающихся чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие. Образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений. Формирование экологической культуры у обучающихся входит в организованный процесс воспитания. Эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.
Программа по экологическому воспитанию обучающихся включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды, вопросы, связанные с экологическими проблемами территории, на которой расположена школа – природоохранная зона города Смоленска «Красный Бор».

Принципы организации экологического воспитания школьников:
Принцип формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
Принцип формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
Принцип формирования экологической культуры обучающихся опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.
Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:
По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);
По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;
По улучшению природной среды (посадка растений, уборка территории школы, сбор лекарственных трав в природоохранной зоны «Красный Бор»);
По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов, написание эссе, оформление проектов);
По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок из природного материала);
Озеленение территории школы, классных комнат и школьных помещений.
Просветительская работа об уникальности места, где расположена школа –природоохранная зона «Красный Бор»
4. Экологические проекты, вошедшие в программу:
Проект по озеленению школьных помещений.
Проект по благоустройству территории школы.
Проект «Красный Бор – наш дом»
Акция «Твори добро своими руками»
5. Формы работы:
Беседы;
Конкурсные программы;
Познавательные и интеллектуальные игры;
Экологические акции:
Экологические проекты;
Конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций, поделок из природного материала;
Викторины;
Экскурсии;
Мастер-классы;
Информационные часы
Устный журнал
Классные часы
Библиотечные часы
Квэст
Литературная выставка
Сроки реализации программы: январь 2017 – декабрь 2017 года.

II. Цели и задачи программы
Цель:
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников.
Задачи программы:
Обучающие:
Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
Учить видеть и понимать красоту живой природы;
Учить основам экологических знаний;
Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;
Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.
Развивающие:
Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.
III. Этапы реализации программы
I этап: Подготовительный и организационный этапы
Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации.
Формулировка экологической проблемы.
Определение целей и задач экологической проблемы.
Планирование мероприятий по экологическому образованию обучащихся.
Составление педагогами индивидуальной воспитательной программы с учетом общешкольных задач.
Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию обучащихся.
Подготовка территорий для реализации программы (территория школы, школьные помещения).
Составление эскизов ландшафтного дизайна для благоустройства.
Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
Подведение итогов I этапа программы.
II этап: Практический этап
Календарно-тематическое планирование


Название мероприятия
Дата проведения
Ответственный

Открытие Года экологии в России. Определение приоритетного направления работы школы в области экологического воспитания – «Красный Бор – наш дом».
Проведение классных часов под девизом «Уникальность природоохранной зоны «Красный Бор», в которой мы живем»
Январь 2017
Пупенкова Т.П.

Воспитатели

Заготовка веников для уборки территории
Январь
Василенко Т.В.

Подготовка к проведению акции «Твори добро своими руками» (изготовление скворечников, подготовка эскизов по озеленению школьных помещений, разработка проекта по благоустройству школы)
Февраль 2017
Попов А.В.

Конкурсная игра «В гостях у природы» для 6-9 классов
07.02.17
Худобец О.В.

Выпуск стенгазет, буклетов, брошюр по теме «Красный Бор – наш дом»
Февраль 2017
Воспитатели

Тематические библиотечные часы
Тематическая выставка литературы
Февраль-апрель 2017
Семенова Р.А.

Проведение акции «Твори добро своими руками»
«Встречаем перелетных птиц – наших соседей. У каждого живого существа должен быть свой дом!»
Март 2017
Худобец О.В.
Чеберяко Е.В.

Коллективное творческое дело «Природа полна волшебных тайн» 5 класс
14.03.17
Радговская Т.М.

Интеллектуальная игра экологического содержания
Апрель 2017
Галыш Л.В.
Чеберяко Е.В.

Круглый стол «О заботливом отношении к живому» 4 класс
15.04.17
Зуева Н.П.

Экологический мониторинг(знакомство с флорой и фауной Красного бора
Апрель
Чеберяко Е.В
Василенко Т.В.

Тематический классный час: «Глобальные проблемы цивилизации» 9 класс
18.04.17
Бычинская А.В.

Биологическая экскурсия по Красному Бору 6 класс
27.04.17
Галыш Л.В.

Осмотр и защита плодового сада
Апрель
Василенко Т.В.

Практико – ориентированный проект по благоустройству территории школы (оформление центральных клумб) 3-4 класс
Май 2017
Василенко Т.В.
Сапожникова Н.А.

Знакомство с Красной книгой Смоленской области
Май 2017
Воспитатели

Экологический проект «Для чего нужна Красная книга?» 3-4 класс
Май 2017
Гапизова М.В.

Сбор материала о лекарственных растениях на территории Красного бора
Май 2017
Кожурова Г.А.

Практическая комплексная работа. Навыки работы с землей и растениями. Сбор лекарственных трав. 6 класс

10.05.17
17.05.17
Гавриченкова Р.И.
Кожурова Г.А.

Квэст «Экологическая тропа»
Сентябрь 2017
Селезнев В.В.

Информационный час «Животный и растительный мир Красного Бора»
Сентябрь 2017
Михайлова Л.П.

Участие во всероссийском конкурсе «С экологией по жизни» (образовательное сетевое сообщество Педсовет.org)
Октябрь 2017
Бычинская А.В.

Устный журнал «Земля – наш общий дом»
Октябрь 2017
Колчина Г.С.

Операция «Уют»
Ноябрь 2017
Воспитатели
Мед. персонал

Подводя итоги Года экологии
Декабрь 2017
Парфенова И.А.
Радговская М.В.
Бычинская А.В.


III этап: Обобщающий этап
Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
Организация работы с обучающимися по подготовке презентаций проектов.
Оформление результатов.
IV этап: Информационно-просветительский этап
Распространение через СМИ и сайт школы информации о деятельности обучащихся по реализации программы.
V. Критерии эффективности программы
Показателем и условием эффективности формирования экологической культуры и экологического сознания школьников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.
№ п/п
Методы оценки эффективности
Кто будет оценивать
Критерии эффективности оценки


Анкетирование
Администрация школы
Положительная динамика


Проведение рефлексии
Ответственные за проведение мероприятий
Понравилось или нет мероприятие


Качественные результаты
Администрация школы
Сформированность экологической культуры и экологического сознания обучающихся


Количественные результаты
Администрация школы
Объем выполненных работ

VI. Ожидаемый результат
Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания обучающихся
Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы
Развитие организаторских способностей обучающихся
Благоустройство, озеленение школьной территории
Сохранение экологической безопасности по месту жительства


Литература
Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.
Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 1988г.
Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2000г.
Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. “Экологическое образование школьников во внеклассной работе”, Москва, 1984г.
Иванова Г. “В судьбе природы – наша судьба”, Москва, 1990г.
Израэль Ю.А. “Экология и контроль состояния природной среды” Л., 1979г.
Кашлев С.С. “Педагогические условия развития экологической культуры учащихся”, Минск, 2001г.
Моррис Т.К. “Тайны живой природы”, Москва, 1996г.
Молодцова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”, Минск, 1996г.
Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.
Шкаликов В.А. Описание природных объектов и экологического состояния территории: Учебное пособие.- Смоленск: Изд-во «Универсум».- 2004.-272с.
Интернет ресурсы









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15