Многофункциональное пособие умные пальчики


Государственное бюджетное учреждение Калужской области
«Центр социальной помощи семье и детям «Родник»
Автоматизация и дифференциация звуков с использованием
тактильно – кинестетической стимуляции.
Речевой тренажер « Умные пальчики»
(многофункциональное пособие)
Автор:
Холоденко Жанна Викторовна,
учитель – логопед первой кв. категории
Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно – кинестетической стимуляции.
Речевой тренажер « Умные пальчики»
(многофункциональное пособие)

Одна из целей в воспитании и образовании ребенка – это сохранение здоровья. Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы с детьми показывает, что в сочетании традиционных и нетрадиционных технологий возможна успешная коррекция речевых патологий. Только комплексное воздействие на ребенка даёт успешную динамику речевого развития. Одним из нарушений, требующих комплексного воздействия является дизартрия.
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Самые тяжелые степени дизартрии встречаются у детей с ДЦП. Менее выраженные у детей с ЗПР, умственно отсталых. Легкие степени дизартрии (МДР – минимальные дизартрические расстройства) встречаются очень часто у детей с ОНР (50 – 80%); у детей с ФФН (30 – 40%); у некоторых детей с первоначальным заключением «сложная дислалия» в результате тщательного обследования выявляется стертая дизартрия (10%).
Проблема выявления, коррекции, дальнейшая разработка методических аспектов устранения дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени.
Изучение дошкольников показывают, что наряду с нарушениями функций и тонуса артикуляционного аппарата характерным для данной группы детей является отклонение в состоянии общей и мелкой ручной моторики. Во многих работах подчеркивается, что при дизартрии необходимо развитие мелкой моторики рук. Близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а также нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают такой подход к работе.
Известный факт, что звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Поэтому необходимо находить и применять такую компенсаторную систему упражнений, которая сможет снизить энергозатраты ребенка и сроки автоматизации поставленных звуков. При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно – кинестетической модальности.
Из теоретических и экспериментальных исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляций, значительное место занимают чувствительные (афферентные) возбуждения. Посредством афферентных потоков (по нервным волокнам) информация (раздражение) поступает к коре головного мозга. В свою очередь, эфферентные потоки несут информацию от коры головного мозга к действующему органу, в частности, к артикуляционному аппарату и пальцам рук.
Находит свое четкое отражение в центре речедвигательного анализатора и тактильная чувствительность. В целом кожа человека и его опорно-мышечный аппарат представляет собой рецепторно - периферический отдел кожно-кинестетического анализатора, который вынесен наружу для первичной оценки контактных воздействий. Наиболее чувствительными являются ладонь, пальцы рук, область вокруг глаз, язык.
Обратные сигналы, поступающие от выполняемого движения, сопоставляются с запланированным действием. Обратная кинестетическая афферентация лежит в основе накопления опыта для управления движением речевых органов. Упражнения, тренирующие движения пальцев рук, наряду с массажным эффектом и стимулирующим влияние на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Указанная связь особенно ярко проявляется при дизартрии (Е.Н.Винарская, Л.А.Данилова, М.М.Кольцова,Л.В.Лопатина).
Важным моментом в работе над автоматизацией звуков является опора на компенсаторные возможности ребенка, т.е. лексический материал должен включать сохранные звуки, а, следовательно, артикуляционные движения, звукосочетания и слова, в которых звуки произносятся правильно. Работа строится с опорой на сохранные звенья.
Описание пособия «Умные пальчики»

С целью усиления кинестезий используются предложенные Т.В. Сорочинской оптимизирующие логопедическую работу приемы, включающие пальцевые движения на иппликаторе, имеющем игольчатую поверхность. Под воздействием раздражителей, в частности иппликатора Кузнецова, происходит наилучшее развитие статико – динамических ощущений четких артикуляционных кинестезий и тактильно – приприоцептивная стимуляция.
Пособие представлено в виде двух пластмассовых рук, с наклеенными на кончики пальцев иппликаторами Кузнецова.
Пособие «Умные пальчики» располагается на пленке, позволяющей рисовать и писать на ней необходимые для данного занятия символы и буквы. Пособие используется на индивидуальных занятиях для детей в возрасте от 5 лет и старше.
Цель использования логопедического пособия заключается в исправлении звуковой стороны речи ребенка, формировании и развитии навыков фонематического анализа.
В соответствии с целью ставятся следующие логопедические задачи логопедического воздействия:
преодолеть, затормозить неправильные речевые навыки;
создать взамен их новые, правильные;
закрепить новые навыки до степени автоматизации;
сформировать навыки фонематического анализа
Умение формируется путем упражнений на различном по сложности речевом материале до полного упрочнения навыка. Необходимым условием является постепенное усложнение речевого материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным.
Работа с пособием «Умные пальчики»
Автоматизация поставленных звуков
Методика работы с пособием не сложная. При произнесении звуков в слогах, словах осуществляются последовательные прижимания пальцев руки на иппликаторе Кузнецова (фото)
Используются слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением. В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слогов и слов, включающих заданный звук. Постепенно, после отработки звуков в слогах и словах, они включаются в предложения и тексты. Обучение осуществляется следующим образом:
произносится автоматизируемый звук, при этом поочередно осуществляется прижатие подушечек пальцев на иппликаторе Кузнецова. Затем ребенок сам выполняет данное упражнение по подражанию.
Ребенок последовательно произносит автоматизируемый согласный звук с прижатием подушечек пальцев от большого пальца к мизинцу и одновременным четким произнесением гласных и согласных звуков. Символы звуков можно нарисовать прямо на пособии с помощью маркера или воспользоваться соответствующими игрушками.
Л------------Кораблик
Р------------Машина
Ш----------Змея
Ж----------Жук
С-----------Вода
З----------Комарик
Щ---------=ЩеткаЧ---------Часы и т.д.
Зрительные опоры гласных:

ребенок произносит слова с автоматизируемым звуком, прижимая ладонь к тренажеру
При овладении навыками пальцевых движений на иппликаторе Кузнецова автоматизируется звук в слогах, сохраняя последовательные движения пальцев рук по иппликатору. При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно – кинестетической модальности.
В двигательной и чувствительной проекциях коры головного мозга проекции зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии – воспроизведению. В связи с этим развитие статико-динамических ощущений четких артикуляционных кинестезий и тактильно проприоцептивной стимуляции наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, иппликатора Кузнецова или подобных игольчатых поверхностей.
Работа с тренажером «Умные пальчики»
( на примере автоматизации звука « р»)
Последовательность работы на тренажере:
Опорная таблица № 1
Изолированное произнесение автоматизируемого звука «р» на иппликаторе Кузнецова (от большого пальца к мизинцу)
Опорная таблица № 2
Звук «р» в прямых слогах
Символы гласных Слова с изученным слогом
С….Г Р - А Р - О Р - У Р - Ы Р-Э раки, рама, руки, рыба и т.д.
Участие пальцев 1 – й2 – й 3 – й 4- й 5 – й Название пальцев большой палец указательный палец средний палец безымянный палец мизинец ладонь
Работа с этой таблицей предполагает проводить работу с акцентом нагласный звук во время прижатия пальцев к тренажеру.
Опорная таблица № 3
Символы гласных Слова со звуком «р» в начале слова, в середине слова
С….Г Р - А Р - А Р - А Р - А Р - А рама,
раки, сарай и т.дУчастие пальцев 1 – й п2 – й п3 – й п4- й п5 – й пНазвание пальцев большой палец указательный палец средний палец безымянный палец мизинец ладонь
На данном этапе работы вводим произнесение согласного звука с гласным звуком. При затруднении прижимать пальцы ребенка к тренажеру.
Далее отрабатывается произнесение данных слогов в словах, содержащих прямой слог с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих изученные слова с прямым слогом с ударением на нем и без ударения.
На следующем этапе работы переходим к отработке слогов, где первым произносится гласный звук. Одновременно с произнесением гласного звука пальцы рук поочередно прижимаются к тренажеру.
Опорная таблица № 3
Символы гласных Слова со звуком «р» в середине, в конце слова
Г+С АР АР АР АР АР пар, самовар, комар и др.
Участие пальцев 1 – й п2 – й п3 – й п4- й п5 – й пНазвание пальцев большой палец указательный палец средний палец безымянный палец мизинец ладонь
Автоматизацию обратных слогов проводится по схеме: слово, словосочетание, предложение. Далее отрабатывается произнесение данных слогов в словах, содержащих обратный слог с ударением на нем и без ударения на нем; в словосочетаниях и предложениях, содержащих изученные слова с обратным слогом с ударением на нем и без ударения.
Автоматизацию в интервокальной позиции можно проводить в нескольких вариантах, меняя символы гласных звуков в опорных таблицах, одновременно выполняя пальцевые движения на тренажерах.
Опорная таблица № 4
Символы гласных Слова с изученными слогами
ГСГ А -Р - А О -Р - А У - Р - А Ы -Р - А Э -Р - А нора, кора, дыра и др.
Участие пальцев 1 – й , 1 - й 2 – й, 1 - й3 – й, 1 – й 4- й,1 – й 1 – й, 5 – й ладонь
Символы гласных Слова со звуком «р» в интервокальной позиции
ГСГ А -Р - А А -Р - А А - Р - А А -Р - А А -Р - А Марат, Сара, сарай, нет (кого?) комара и т.д.
Участие пальцев 1 – й , 1 - й 2 – й, 1 - й3 – й, 1 – й 4- й,1 – й 1 – й, 5 – й ладонь
Опорная таблица № 5.
Далее отрабатывается по опорным таблицам автоматизируемый звук в структуре слога согласный, гласный, согласный и согласный, согласный, гласный.
Символы гласных Слова с изученными слогами
СГС
ССГ БАР
ГАР
КРА БОР
ГОР
КРО БУР
ГУР
КРУ БЫР
ГЫР
КРЫ БЭР
ГЭР баран, барабан, гора, крыса и т.д.
Участие пальцев 1 – й 2 – й3 – й 4 –й 1 – й ладонь
Проводим закрепление звука в структуре слова, словосочетания, предложения, текста.
На следующем этапе по этой же опорной таблице автоматизируется звук в слогах со стечением согласных типа кра – кро – кры, гра – гро – гры. На данном этапе работы берем слоги со звуками н, п, ф, х, т и другими. Здесь же можно взять слоги со стечением согласных, где гласный звук находится в начале слога, отрабатываемый звук в середине, в конце слога правильно произносимый согласный звук.
Последующее закрепление звука проводим по классической схеме.
Дифференциацию согласных звуков также проводим при помощи тренажеров и опорных схем. Зрительное восприятие смешиваемых звуков подкрепляем символами.
Пример опорной таблицы на дифференциацию звуков «с» - «ш».
Символы гласных

Произнесение согласного и гласного звука
(прижатие пальцев левой ладони) ША ШО
ШУ ШИ ШИ ШЭ
Произнесение согласного и гласного звука (прижатие пальцев правой ладони) С А
СО СУ СЫ СИ СЭ
Далее отрабатываем дифференцируемые звуки в интервокальной позиции, в конструкции согласный, гласный, согласный, в слогах со стечением согласных. По классической схеме проводим дифференциацию оппозиционных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, содержащих данные конструкции слогов.
Подобным образом проводим дифференциацию всех последующих смешиваемых ребенком и оппозиционных звуков.
Тренажеры и опорные таблицы очень удобны в применении на логопедических занятиях и дают положительный результат за более короткие сроки в работе с детьми с различными речевыми нарушениями. Более того, работая с иппликатором Кузнецова, ребенок, выполняя прижатие подушечек пальцев к тренажеру, воздействует на биоэнергетические точки, которые способствуют оздоровлению организма в целом.
При автоматизации звука ведется параллельная работа по уточнению и развитию фонематического слуха.
Для этого можно предложить ребенку определить наличие или отсутствие автоматизируемого звука в словах различной сложности. Логопед дает детям слова, как с отрабатываемым звуком, так и без него. Заданный звук должен находиться в начале, середине и конце слова (кроме звонких согласных). Сначала наличие звука определяется на слух, затем на основе собственного произношения или произношения логопеда определяется место звука в слове путем прижимания нужного пальчика к иппликатору. Большой палец – начало слова, средний палец – середина слова, мизинец – конец слова (для правшей). Для левшей в обратном порядке. И, наконец, опираясь на тактильно – слухо – призносительные представления в умственном плане. Если автоматизируемого звука в слове нет, то ребенок не прижимает пальцы к иппликаторуВначале слово произносится по слогам и подкрепляется соответствующей картинкой.
Также можно предложить работу по вычленению звука в слове по лексическим темам: названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т д. Логопед или ребенок называет предмет и прижимает соответствующий пальчик к иппликатору. Можно использовать в работе и сюжетные картинки.
Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится по этапам:
с опорой на вспомогательные средства (пособие «Умные пальчики))
Ребенку предъявляется картинка, слово – название которой необходимо проанализировать. Первоначально даются односложные слова. По мере выделения звуков в слове ребенок нажимает на такое количество иппликаторов, сколько звуков в слове;
формирование действий фонематического анализа в речевом плане;
формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
Тренажеры и опорные таблицы очень легко изготовить, они удобны в применении на логопедических занятиях и дают положительный результат за более короткие сроки в работе с детьми с различными речевыми нарушениями. Более того, работая с иппликатором Кузнецова, ребенок, выполняя прижатие подушечек пальцев к тренажеру, воздействует на биоэнергетические точки, которые способствуют оздоровлению организма в целом.

Список использованной и рекомендуемой литературы
Архипова Е. Ф. Клинико – педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии. // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. – М. 1997.
Архипова Е. Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.,2010.
Киселева В.А. Дифференциальная диагностика дислалии и стертых форм дизартрии // Школа здоровья. – 1996.- №3
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999.
Основы логопедической работы с детьми. ./ Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 1979.
Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов н/Д., 2002
Федосова О.Ю. Последовательность формирования звуков у детей с легкой степенью дизартрии. // Сб. Детская речь: норма и патология. – Самара, 2002
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.