План-конспект урока Простые предложения. Виды предложений по цели высказывания. Односоставные предложения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кантауровская средняя школа
Города областного значения Бор Нижегородской области

План –конспект
урока русского языка в 11 классе

Тема « Простые предложения. Виды предложений по цели высказывания. Односоставные предложения.
Виды односоставных предложений».
Цель:
Закрепить знания о простых предложениях.
Закрепить знания об односоставных предложениях.
Закрепить навык самостоятельного выполнения тестовых заданий при определении видов односоставных предложений.

Какие перед вами предложения? (Простые)
В чем особенность простых предложений? (Предложения односоставные)
Тебе не спится. Тебе не спится ? Тебе не спится !
Ты не спишь.
Мне не уснуть. Я не могу уснуть
Из дома регулярно приходили письма. Нам было спокойно.
Тишина. Все замерло.
А) Самостоятельная работа с карточками ( индивидуально работают 5 человек )

Значит, тема урока «Односоставные предложения».
Цель:
Закрепить знания о простых предложениях.
повторить тему «Односоставные предложения»
Закрепить навык самостоятельного выполнения тестовых заданий при определении видов односоставных предложений.
Б) Проблема.
- Как определить вид односоставного предложения?

На доске Презентация по теме «Односоставные предложения»
Систематизация знаний по теме.
Заполнение таблицы.
Закрепление материала (выполнение задания) и поверка.

В ) Выполнение тестовых заданий ( разноуровневые тесты) с последующей проверкой.




Восстановленная таблица

Виды односост предложений
Чем выражен главный член предложения
Примеры


назывные
_______________
Зимний вечер


о/л
Сказ. Гл.1,2 л. Ед.,мн.ч.
Люблю грозу в начале мая
Приглядитесь к снегу.


н/л
Сказ. Гл. 3 л. Мн.ч. наст,, буд. вр.
Прош.вр. мн.ч.
Сообщили о резком похолодании.
В дверь стучат.


б/л
Сказ. Гл. б/л, н.ф. кр.стр.прич.,кат.сост.,сущ.в р.п. с отриц.
Снега нет.
Зимой рано смеркается.



Закрепление.
1.Запись предложений. Определение видов односоставных. предложений.
Мойте руки перед едой.
Любовью дорожить умейте.
После уроков идем в кино.
Решено сходить на выставку.
Бумагу изготовляют из древесины ели и сосны.
Раннее утро.

2.Запишем предложение.
Скоро в магазин привезут новые товары. (односоставное н/л)
Замените глагол привезут на глагол поступят. (предложение станет двусоставным)
- Как изменилось предложение?

3. Сопоставьте два предложения.
О юности всегда вспоминаешь радостно.
Воспоминания о юности всегда радостны.

Вывод.
Вернемся к предложениям на доске. Определите вид предложений по способу выражения грамматических основ .
В заключение урока тест – контроль по теме «Односоставные предложения» и его самопроверка.

ТЕСТ «Односоставные предложения»

Среди данных предложений найдите односоставное.:
А. Льет дождь
Б. Что же нам предпринять?
В. Мне нездоровится!
Г. Мороз украсил окна.

Какая схема соответствует предложению: Нам трудно терпеть, когда мы спешим.
А. двусост. + двусост.
Б. двусост. + безлич.
В. Безлич. + двусост.
Г. Назыв. + двусост.

Укажите определенно-личное предложение.
А. Как красиво вокруг!
Б. Пригласили и меня.
В. В простых словах и без искусства открою тайну вам свою.
Г. Мне это не нравится.

Укажите неопределенно-личное предложение.
А. Ничего не видно.
Б. Пересаживают аспарагаус раз в 2-4 года.
В. Прости меня.
Г. Мы хотели бы посетить театр.

5. Укажите безличное предложение.
А. Ясная погода.
Б. Ночью сильно приморозило.
В. Впервые ей подарили цветы.
Г. Заставляй себя работать.

Укажите назывное предложение.
А. Чего нам ожидать?
Б. Помогите, люди добрые!
В. Старый Новый год.
Г. Я скоро приеду.

Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
А. Сомнения появились у меня и у него.
Б. Сегодня потеплело и пошел дождь.
В. В доме ждут гостей и накрыт стол.
Г. Зазвонил телефон, и я подошел к аппарату.


Определите тип предложения: Из-за морозов прогулки не было.
А. о/л
Б. н/л
В. б/л
Г. Назывное.

Какое из предложений соответствует характеристике: простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, безличное?
А. Во дворе лепят снеговика.
Б. Что-то мне нездоровится.
В. На краю поля лес.
Г. Мягкий серебристый свет струился сквозь шторы.

Укажите предложение, в состав которого входит безличное предложение.
А. Он приехал туда, где провел свое детство.
Б. Вечерело, и с полей повеяло теплой сыростью.
В. Базаров привез с собой микроскоп и целыми днями с ним возился.
Г. Вдохновение – это состояние душевного подъема и в то же время строгое рабочее состояние.
Самопроверка или взаимопроверка по ключу.(1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-б, 6-в, 7-в, 8-в, 9-б, 10-б.)
Работа над ошибками, допущенными в тесте.

Вывод.
Вернемся к предложениям на доске.
Определите вид предложений по способу выражения грамматических основ .



Итоги урока.

Оценки за тест и урок в целом.

Домашнее задание:
Параграф 72, упражнение 343.