ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Автор: Н.А. Зинченко
Соавторы: Н.Н. Прозорова, Д.Н.
ГБОУ СПО КРК «Интеграл»

Современное российское общество, постиндустриальной стадии развития, характеризуется в первую очередь, высокими темпами научно-технического прогресса.
В этих условиях роль науки в процессе развития общества, техники и человечества в целом велика и неоспорима. В свете последних преобразований в России, для преодоления опасности отставания от международных тенденций социального и экономического развития, необходимо повышение качества интеллектуального труда и, в связи с этим, повышение образовательного уровня человека, развитие его творческих возможностей, способностей, профессиональных качеств.
Учебно-познавательная деятельность студентов - это самостоятельный поиск, создание или конструирование нового, неизвестного ранее научного знания, продукта деятельности на основе мысленного или практического преобразования существующего. В объективном плане - творение того, чего еще не было, в субъективном - освоение того, что еще не было освоено человеком.
Соответственно, только познавательная деятельность, отличающаяся самостоятельностью, способна привнести в сознание те недостающие элементы, придающие целостность научной картине мира в сознании конкретного субъекта. В учебном процессе профессионального колледжа познавательная деятельность учащегося - это процесс его перехода от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и разрозненных сведений от взрослых, к системе познания.
Только понимание недостаточности информации не может подвигнуть учащегося на действия по ее добыванию. Нужна активность, повышающая внутреннюю мотивацию таких действий. Такая активность присуща познавательной деятельности, в процессе которой студенты испытывают эмоциональное напряжение, преодолевая трудности. Пережив заслуженное чувство радости узнавания нового, обучающийся желает повторить и упрочить его. Он начинает самостоятельно искать пути достижения успехов в своей деятельности, так как это придает уверенность в собственных силах. Благодаря радости познания учащийся становится субъектом учебной деятельности, носителем активного, преобразующего начала.
Стабилизации процесса становления мировоззренческой позиции соответственно способствует повышение активности, а это возможно при непосредственном соприкосновении с предметами и процессами окружающего мира, которые им изучаются. Данные характеристики с точки зрения того же автора присуще исследовательской деятельности, как одному из видов познавательной.
Сформированность целостной научной картины мира еще не означает проявление мировоззренческого отношения субъекта к действительности. Отношения должны носить характер обобщенности, осмысленности, объективности, системности, убежденности и интегральности.
Объективность - важнейшая характеристика мировоззренческой позиции. Выражение мировоззренческой позиции, предполагает придание данной характеристики всем приобретаемым знаниям, а это возможно в том случае, если учащийся не будет связан конкретными (профессиональными) проблемами.
Самостоятельная исследовательская деятельность - высший уровень формирования навыков самостоятельной работы, предполагающий отталкивание от проблем конкретного учебного заведения, овладение основными правилами и процедурами действий, а также способами оценки своих действий.
Объективность знаний закрепляется только тогда, когда они осмысливаются и превращаются в личностные ценности, мировоззренческая позиция при этом проявляет еще одну свою характеристику - осмысленность. Осмысливаются только те знания, которые не вступают в противоречие с имеющимися уже в сознании личности ценностями. Поэтому процесс получения знаний осуществляется при условии обеспечения глубокой научной доказательности и непротиворечивости всех усваиваемых знаний, а также придания этим знаниям общественной направленности и соблюдение принципа историзма.
Самостоятельная исследовательская деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений, что в полной мере возможно при соблюдении выше перечисленных условий. Исследовательская деятельность способствует становлению мировоззренческой позиции, поскольку обладает логичностью.
Таким образом, самостоятельной работе как дидактическому пространству формирования исследовательских качеств присущи характеристики активной, объективной, логической, гуманистической, ориентирующей и интегрирующей познавательной деятельности, выражающейся в осознанности и смысловой направленности действий, имеющей эмоциональную привлекательность для обучающегося. Однако развивающийся потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.
Заголовок 215