Технологическая карта урока русского языка на тему Слово и его лексическое значение (2 класс)


Русский язык
Класс: 2 класс
Учебная тема: Слово и его лексическое значение.
Технологическая карта изучения темы
Тип урока Урок открытия нового знания
Дидактическая цель Познакомить с понятием лексическое значение слова.
Планируемые результаты Личностные УУД:
- Интерес к учебному материалу, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; осознавать роль языка и речи в жизни людей; чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Метапредметные:
Регулятивные УУД.
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .Коммуникативные УУД.
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД.
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться словарями по указанию учителя; осуществлять синтез как составление целого из частей.
Предметные:
- Объяснять понятия лексическое значение слова, толковый словарь;
- Определять слово по его лексическому значению;
- Определять значение слова по толковому словарю;
- Находить в тексте незнакомые слова;
- Развивать словарный запас учащихся.
Основные понятия То, что обозначает слово, является его лексическим значением слова.
Ресурсы:
- основные
-дополнительные - В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник. – М: Просвещение, 2013
- И А. Бубнова, Ю.И. Архипова, Н. И.Роговцева «Технологические карты уроков. Русский язык. 2 класс. – М.:Просвещение, 2014
- Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко, Н. Ю. Васильева «Поурочные разработки по русскому языку». – М. ВАКО,2013
- презентация к уроку
- интерактивная доска,
- мультимедийный проектор.
Организация пространства Фронтальная работа,
индивидуальная работа,
работа в паре.
Технология проведения Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-установить тематические рамки;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности.
Организует эмоциональную и психологическую подготовку к уроку.
.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Какой у нас урок?
Что мы делаем на уроках русского языка?
С чем мы работаем на уроках русского языка?
Устанавливает тематические рамки. Демонстрируют готовность к уроку.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
Русский язык…
…Узнаём новое…
Звуки, буквы, слова, правила написания слов… Громко прозвенел звонок!
Начинается урок!
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Контролируют свои действия (Регулятивные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.
Первичное знакомство с новым материалом
Цели:
-организует выполнение учащимися учебного действия;
Формулирует задание, даёт образец записи слов для прописывания. Организует пальчиковую гимнастику.
Работа с интерактивной доской. Предлагает рассмотреть картинки.
Спрашивает, как одним словом можно назвать то, что изображено на слайде. Выполняют пальчиковую гимнастику.
Составляют предложение из слов.
Записывают составленное предложение.
1 ученик записывает предложение на доске. 2 ученик выполняет задание учителя.
Отвечают на вопросы учителя. Записывают слова.
Формулируют тему урока. Снег, деревья, пушистый, накрыл.
Слайд 2
Составьте предложение из слов. Запишите его.
Назовите знакомые орфограммы.
Найдите подлежащее и сказуемое.
На слайде 3 - изображение – пенала, медведя, карандаша, яблока, лисицы.
- Произнесите слово «пенал».
- Что вы представляете?
- Почему?
- Верно, каждое слово имеет своё значение.
- Как одним словом можно назвать то, что изображено на слайде? (предметы)
- Запишите названия этих предметов.
- Сформулируйте тему урока.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД).
III. Постановка учебной задачи
Цели:
-организовать постановку цели урока.
- уточнить следующий шаг учебной деятельности;
-организовать составление совместного плана действий;
- определить средства;
Организует постановку цели урока.
Какая цель нашего урока?
Прочитайте в учебнике правило и сравните с тем, что вы сформулировали.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует составление совместного плана действий.
Организовывает проведение физкультминутки.
С помощью учителя ставят цель урока.
Познакомиться с понятием: лексическое значение слова, будут учиться формулировать то, что обозначает слово.
Знакомятся с этим правилом в учебнике.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Дети выполняют движения руками и телом в соответствии с текстом физкультминутки.
Учащиеся усаживаются за парты. В учебнике с. 42 «Обратите внимание»
С. 43 Что такое лексическое значение слова?
Слайд 4




Физкультминутка
На лугу растут цветы Небывалой красоты.
К солнцу тянуться цветы.
С ними потянись и ты!
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки,
Отпускают лепесточки.
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Слайд 5 Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
(Регулятивные УУД и познавательные УУД )
Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Дети понимают последовательность своих действий, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
(Познавательные УУД)

Контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. (Регулятивные УУД)
IV. Первичное осмысление и закрепление.
Цели:
- организовать усвоение учениками нового знания используя письменную речь.
Формулирует задания, контролирует выполнение, организует работу в парах для взаимопроверки.
Организует пальчиковую гимнастику.
Выполняют задания, которые даёт учитель.

Работают в парах, осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль. Сверяют работы с эталоном.
На слайде 6 запись: хбчешрпефзцаПосмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете слово, с которым мы познакомимся (берёза).
Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Слайд 7.
-Как ласково называют берёзу?
- Как называют сок берёзы?
- Лес из берёз?
- Гриб, который растёт под берёзой?
Подчеркните во всех этих словах букву «е».
Придумайте и запишите предложение со словом «берёза». Слайд 8.
«Определение слова по его лексическому значению».
Запишите предложения под диктовку.
- Животное, имеющее хобот это ….
- Столовый прибор, которым едят суп ….
- Самоё холодное время года ….
- Маленькое животное, покрытое колючками …
Слайд 9. Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
Прогнозировать результат уровня усвоения изучаемого материала. (Регулятивные УУД).
Работать самостоятельно и в составе группы по предложенному учителем плану. (Регулятивные УУД).
V. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цели:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
-организовать самопроверку .
Формулирует задание и организует выполнение учащимися самостоятельной работы, выбрав вариант выполнения по способностям (для слабых учеников 1 упражнение, для сильных 2 упражнения) , контролирует выполнение.
Организует самопроверку .
Выполняют задания учителя.
Работа в группах.
Дети самостоятельно формулируют вывод и сравнивают со слайдом 12.
Учащиеся выбирают приемлемый для себя вариант задания и самостоятельно выполняют упражнения.

«Составь рассказ о предмете
по вопросам». Слайд 10.
Слова: парта, лиса, сорока, тетрадь, хлеб. Слайд 11.
Слайд 12.
Вывод: полный рассказ о предмете называют лексическим словом. Каждое слово состоит из звуков и имеет значение.
Задание дифференцируется по сложности.
Выполнение упр. 52 или выполнение упр. 52 и упр. 56.
Слайд 13.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД).
Работать самостоятельно.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Отличать верно выполненное задание от неверного, давать собственную оценку полноте выполненного задания. (Регулятивные и Личностные УУД).
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Организует фиксирование нового содержания.
Что узнали нового? А что хотели бы ещё узнать?
Какое задание понравилось? Почему?
Организует рефлексию.
С каким настроением заканчиваем урок? Нарисуйте.
Организует самооценку учебной деятельности.
Урок окончен. Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку на индивидуальных листах. Слайд 14.

Слайд 15.
Слайд 16. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)