Урок литературы в 5 классе Как жили наши далёкие предки (защита проетов)


Тема урока: «Жизнь наших далёких предков» (защита проекта)
Цели урока:
Обобщить знания по древнерусской литературе
Представить проект «Жизнь наших далёких предков»
Формировать умение работать в группе, в команде, умение собирать и систематизировать информацию.
Воспитывать интерес к изучаемой теме, к истории нашей Родины, эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование:
Магнитофон, запись мелодии «Барыня»
Стенд «Древнерусская литература и культура»
Иллюстрации к сказке «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо» и к отрывку из летописи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Распечатанные слайды презентаций «Крестьянская изба», «Крестьянская семья», «Крестьянский труд»
Индивидуальные конверты с заданиями
Сувенир, сделанный учащимися (куклы в национальных русских костюмах)
Учебная ситуация Деятельность учителя Деятельность учащихся
Речевая зарядка
Повторение
Работа с иллюстрациями
Защита проекта «Жизнь наших далёких предков»
ФизминуткаОбобщение
Рефлексия
Слова за экраном:
-древнерусская литература
-летопись
-летописец
-монах Нестор
-«Повесть временных лет»
-княжество
-киевский князь Святослав
-печенеги и половцы
Вопросы учителя за экраном:
О какой теме говорили на уроках литературы?
Как называлось древнее русское государство?
Назовите столицу Древней Руси.
Из чего состояла Древняя Русь?
С кем воевали русские люди?
Что такое летопись?
Кто написал первую русскую летопись?
О чём рассказывал Нестор?
Учитель показывает иллюстрации к сказке «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо» и к отрывку «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» и просит назвать произведения.
- Подумайте, что общего между этими двумя произведениями?
Предоставляет слово учащимся
Обращение к учащимся:
Возьмите на парте конверт и откройте его.
- Что в конверте?
-Найдите пословицы, которые относятся к теме «Крестьянская изба»
Предоставляет слово учащимся
-Найдите пословицы о семье
-Мы поговорили о национальной русской одежде. У меня есть сувенир, который сделали ребята своими руками: это куклы в национальных костюмах.
А теперь давайте отдохнём!
Включает магнитофон, звучит «Барыня»
Предоставляет слово учащимся
-Найдите пословицы о труде.
Обращение к учащимся:
- Посмотрите на доску. Как вы думаете, что напоминают вам наши иллюстрации?
-У нас получится альбом, если мы соберём все иллюстрации вместе?
- Кому может пригодиться этот альбом?
Обращение к учащимся:
Вам понравилась работа, которую мы выполнили? Почему?
Заполните, пожалуйста, лист самооценки! Раздаёт листочки.
Лист самооценки.
-Я слушал, когда другие говорили.
-Я высказывал свои предположения.
-Я старался говорить правильно и красиво.
-Я обращался за помощью к учителю.
-Я научился находить информацию в интернете.
- Я могу составить компьютерную презентацию.

Выставление оценок за урок.
Слушают учителя и правильно повторяют слова и сочетания слов.
Слушают учителя и отвечают на вопросы.
Называют произведения и отвечают, что общее между этими произведениями то, что оба героя защищали свою родину.
Соня:
Мы познакомились с древнерусской литературой. Она появилась много веков тому назад. Какой была наша Родина тогда? Как жили наши предки? Почему они, не жалея себя, защищали свою землю? Мы решили найти ответы на эти вопросы. Сегодня мы представляем наш проект «Жизнь наших далёких предков».
Данил и Влад рассказывают о том, как строились крестьянские избы, из чего состояло внутреннее убранство избы (слайды прикрепляются на доску)
Выполняют просьбу учителя, говорят о том, что в конверте – пословицы.
Находят пословицы и зачитывают их.
Никита и Саша рассказывают о том, как жила древнерусская крестьянская семья (слайды прикрепляются на доску)
Находят и зачитывают пословицы, комментируют их.
Учащиеся под музыку показывают танцевальные движения «Барыни»
Вика и Марина рассказывают о крестьянском труде
(слайды прикрепляются на доску)
Находят и зачитывают пословицы, комментируют их.
Учащиеся говорят, что это похоже на альбом.
Говорят о том, что альбом получится.
Альбом можно использовать тем ребятам, которые будут изучать древнерусскую литературу.
Отвечают на вопрос.
Заполняют и оценивают свою работу.
Заполняют лист самооценки и оценивают свою работу.
Пословицы (в конверте)
У нашей хозяюшки всё в работе: и собаки посуду моют.
Пашню пашут, руками не машут.
Без хозяина и дом сирота.
Баба с кошкою, а дед с ложкою.
Двор что город, изба что терем.
На чужой каравай рот не разевай.
Дом красится хозяином.
Наша изба не ровно тепла: на печи тепло, на полу холодно.Ешь досыта, работай до поту.
Хоть дом худ, да крыша крепка.
10.Сер мужичок, да сердит на работу.
11. Добрая то речь, что в дому есть печь.
12.Хозяин в дому, что медведь в бору; хозяюшка в дому, что
оладышек в меду.