Урок русского языка Слово и его лексическое значение ФГОС


Управление образования администрации Канашского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Байгильдинская средняя общеобразовательная школа"






Конспект
урока русского языка

«Слово и его лексическое значение»








подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Васильева Елена Владимировна




Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания


Предмет
Русский язык
Класс
5

Тема урока


Слово и его лексическое значение


Планируемые образовательные результаты



Предметные

Метапредметные
Личностные

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.




Регулятивные:Способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Формирование способности к проектированию.

Познавательные: Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, использование обще-учебных умений.

Коммуникативные:Умение работать в группе. Практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, употребление слов в соответствии с лексическим значением и стилевой принадлежностью.


Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, использование общеучебных умений.


Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Учебная литература
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии
Оборудование


Электронный Вики-словарь





«Толковый словарь» Ожегова;
«Толковый словарь» В.И. Даля;
«Школьный толковый словарь».

Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения. «Русский язык» 5 класс.


Компьютер, мультимедийный проектор.

Основные понятия
Слово, лексическое значение, толковый словарь, однокоренные слова.

Форма проведения урока
Урок - практикум.






Этап урока
(название, время, цели)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Планируемые результаты






Предметные
УУД


I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Продолжительность:2 мин.



Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.


Прозвенел звонок веселый –
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!


Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Владение ключевыми понятиями.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь свои мысли вслух.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цели: организовать актуализацию умений работать со словарями, организовать выполнение учащимися учебного задания.

Продолжительность: 7 мин.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.


Читает стихотворение, организует актуализацию умений по работе со словом, с толковыми словарями.


I. Пятиминутка для жизни
Одна из самых больных тем - произношение определённых слов в русском языке.

Правильно ли говорит наш старый знакомый Винни Пух?

Я люблю салат из свеклЫ с орехами.
Приятель звОнит мне каждый вечер.
Библиотекарь посоветовал читателю заглянуть в катАлог.
А ну, ложь книгу на место!
Ихний дом построен недавно.
А как сказать правильно?

II- Ребята послушайте стихотворение.
(учитель читает стихотворение В. Шефнера)
Много слов на земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...

- Итак, ребята, вы уже догадались, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить ?
( о словах)
- Верно. В центре нашего внимания СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Прочитаем эпиграфы к нашему уроку.
-Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа и эпиграф, то высказывание, которое вам больше понравилось.
-Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)
-Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.



В русском языке есть слова, значение которых нам неизвестно. Как можно это узнать?
- Мы сегодня представим себя в роли лингвистов, познакомимся со словарной статьей и научимся ее составлять в такой форме, как она представлена в Вики-словарь.



Исправляют ошибки.

Слушают стихотворение, определяют тему, цель, задачи урока..

Делают записи.
Знать, какие существуют словари, уметь с ними работать.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.


III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группе;
организовать самопроверку и самооценку;
организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Продолжительность:10 мин.

Деление класса на группы;
определение задач для каждой группы;
организует работу со справочником.
- С чего же начать наше путешествие по океану знаний? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.

- Какое слово получилось?

- Итак, о чём пойдёт речь у нас на этом и последующих уроках.
- Что такое лексика?

- Сколько слов в русском языке?

- А конкретнее?

- Почему же?

Наша задача – расширять свой словарный запас.
– Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что значит узнавать новые слова? Послушайте стихотворение И. Токмаковой.

-Удалось ли герою стихотворения «придумать» новое слово?
- Давайте исследуем его.

Плим – существительное (что?) плим.
н.ф. – плим
Одушевленное, нарицательное, 2 склонение, мужской род в именительном падеже в единственном числе.
Вот прыгает и скачет плим, плим, плим.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).

И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно ничего не значит, не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может!
- Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

- Итак, что же такое лексическое значение слова?
Значит, мы сегодня с вами познакомимся с понятием “Лексика” и «Лексическое значение»

Словарная работа.
- Откройте тетради – справочники и запишите определение слова – ЛЕКСИКА, ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. (Слайд)
Работают в группах (4), решают кроссворд.



-Лексика

- О лексике

- Словарный состав языка
- Много

- Нельзя сказать

Какие-то слова появляются, какие-то исчезают


Слушают стихотв.








- Да



Разбор у доски (письменно): слова «плим»














Вспоминают, что такое лексическое значение слова.
Оформляют записи.










Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Уметь работать в парах и группах.

IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
- 20мин.






Организация работы с учебником,
Организация работы в парах и группах,

-Откройте учебник на стр.71, прочитаем теоретический материал.

Физминутка.
А теперь обратите внимание на запись (слайд). Это ещё одна загадка. Прочитайте внимательно про себя. А теперь вслух нам прочитает
-Я думаю, все догадались, о чём идёт речь.
А как вы догадались? Что вам помогло?
А почему автор употребил слова близкое, родное, дорогое?
Итак, мы уже можем назвать наш текст «Берёзка».
Ребята, а теперь лингвистическая задачка: списать текст, расставить пропущенные буквы и знаки препинания:
Берёзка.
Это дер..во р..дное
Бли..кое и д..рогое.
Белый сарафан..чик
Бархатный кафтан..чик
Листики р..зные
Серё..кирасп..сные.
(слайд презентации)
Ребята, посмотрите внимательно на нашу загадку, найдите слова, которые обозначают
1 гр. Предмет;
2 гр. Признак;
3 гр. Действие.
К каким частям речи относятся эти слова?
Части речи, которые автор использует в своём тексте, влияют на тип речи.
Какой тип речи выбрал автор? А что автор описывает?
Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза.
Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта.
А можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову?
Правильно, т.е. мы определяем значение слова по его признакам.
А почему мы назвали свою загадку не берёза, а берёзка?
Итак, ребята, вы уже знаете, что лексическое значение слова можно определить и по его признакам, и по морфеме.
Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (слайд презентации)
По Толковому словарю. Они разные: у вас на парте школьный, вот толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова, словарь Владимира Ивановича Даля и многие другие.
А теперь давайте проверим себя по словарю и определим значение слова берёза. (слайд презентации)
Так толкуется значение слова береза.
Это называется словарной статьей.
Из таких словарных статей составляется толковый словарь. Это очень большой труд.
В.И. Даль в прошлом веке собирал слова по крупицам, преодолевая большие трудности, сам ездил по деревням и городам России.

Из чего состоит эта словарная статья?
Заголовочное слово.
Грамматические пометы.
Толкование лексического значения.
Пример употребления в речи.

Какая из этих частей главная (3). Каким образом толкуется значение этого слова? (Подбором близких по значению слов).

Мы с вами обратились к словарю, чтобы проверить себя. Можно обращаться и когда не совсем уверены в значении слов, а уж когда не знаете обязательно загляните в толковый словарь.

Игра: составь слова – великорусский

- Следующее задание. Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям, составьте словосочетание и предложение.

1гр. Наметенная ветром большая куча снега, а также вообще чего-н. сыпучего, мелкого. (сугроб)
2гр. Твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде ледяных кристаллов. (снег)
3гр. двенадцатый, последний месяц в году; декемврий; студень или грудень (декабрь).

- Проверьте себя и оцените свою работу.
- Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение?
Нет, скоро наступит зима и любимый нами праздник. Какой?
Теперь ваша задача наоборот дать толкование заданного слова, а мы вместе должны будем отгадать. Кому трудно составить лексическое значение слова самим, обратитесь к толковому словарю.
1 гр. Снегурочка
2гр. Дед Мороз
3гр. Новый год


Работают с материалом учебника,

Выполняют физминутку.

Работают со словом,





(Берёзка)

Перечисляют признаки.
(береза - символ Родины, России, символ русского народа).

Решают лингвистическую задачу.





Работают у доски.










Работают в группах.

(прилаг., сущ.)





(описание)
(берёзку)



Работаю над определением лексического значения
(лиственное дерево с тонким белым стволом.)
(Нет)


(Суффикс –к- указывает на уменьшительно-ласкательное значение.)




(По словарю.)


Работают со словарями, знакомятся с понятием словарная статья.






























Смотрят сценку «Словарь В.Даля»

Выполняют задание по парам, кто больше?

Работают с лексическим значением слова, составляют словосочетания и предложения.




















- Новый год








Закрепление умения пользоваться основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Уметь работать в парах и группах.

V. Рефлексия деятельности (итог урока), дом. задание.
- 5мин









Зафиксировать новое содержание урока;
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Мы переходим к последнему этапу.
Итак, чтобы знанья были впрок,
Следует кратко повторить урок.
-Исследование какой темы вели на уроке?
-Какие понятия разобрали?
Лексика - это... (сл. состав). Лексическое значение - это... (главный смысл слова).

-Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит цель урока достигнута.
Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
А как вы чувствовали себя на уроке? Если вам было интересно, комфортно, поднимите солнышко, а если грустно, скучно – тучку. Покажите мне карточку с вашим настроением.
Мне сегодня тоже понравилось, было легко работать, потому что вы были внимательны, активны.

Домашнее задание. 1.Написать письмо к Деду Морозу или 2. Учебник стр. 72, упр. 168

От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость. Благодарю за урок!













Понять что такое лексическое значение

Оценивают деятельность на уроке.





Показывают карточку своего настроения.







Делают запись в дневнике.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Способность к самооценке.



15