Урок по литературе на тему В.Г.Короленко Огоньки (8 класс)


В.Г.Короленко «Огоньки» 8 класс
Цели: 1)научить учащихся видеть позицию автора в художественном тексте; 2) вовлечь учащихся в размышления о «назначении в жизни»; 3) раскрыть содержание понятия «Стихотворение в прозе»
Ход урока
1.Чтение стихотворения «Огоньки» учителем.
2. Беседа
- Какое впечатление произвело на вас это произведение? Какие чувства оно вызвало? (красивое, мелодичное, содержательное)
- Назовите жанр данного произведения. (Стихотворение в прозе – небольшие лирические зарисовки лирического характера)
- Кто из русских поэтов был непревзойденным мастером данного жанра? (И.С.Тургенев)
- Какие стихотворения в прозе И.С.Тургенева вы можете вспомнить?
3.Повторное чтение стихотворения учащимися.
4.Беседа.
- Какой рисует автор окружающую обстановку?
-На какие части можно условно разделить рассказ?
- Автор сравнивает жизнь с рекой, текущей в угрюмых берегах. А с чем можно сопоставить огонек?
-Какова основная мысль рассказа?
5.Анализ рассказа. Работа в тетрадях.
- Выпишите ключевые слова вместе с определениями. Что они могут символизировать?
- Запишите основную мысль рассказа.
Вечер осенний река угрюмая горы темные поворот
Жизнь трудности огонек далеко
Мелькнул река
Ярко, сильно, близко темно
Живой угрюмые берега
Основная мысль: Но все-таки…все-таки впереди – огни!
6.Вывод.
Слово учителя.
В каких бы «угрюмых берегах» не текла жизнь, все-таки впереди огни! Необходимо «принимать жизнь такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что… все-таки впереди огни!» Человек должен идти и дойти до этого света, даже если рушится последняя надежда.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек! (Р.Киплинг. «Заповедь»)7. Самостоятельная работа по рассказу «Огоньки».
- Напишите мини-сочинения на тему: «Читая стихотворение «Огоньки»
8. Итог урока