Конспект урока по обществознанию: Государственные символы России


План урока по обществознанию в 5 классе Дата______________№__________
Тема урока: Государственная символика России.
Цели урока: 
- знакомство с историей государственных символов РФ,  символическими значениями цветов  флага;
-   развитие познавательного интереса;
-   воспитание чувства патриотизма, интереса к истории и культуре родной страны;
- воспитание активной жизненной позиции, уважение  к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране;
-   совершенствование умения самостоятельной работы и работы в группе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:  Компьютер, проектор,  карточки с изображениями: красного креста, зеленого человечка;
изображения флагов России, США, Канады;
изображения с бело-синими флагами;
герб России, герб Московского государства XV в.;
оставной герб;
толковые словари;
текст гимна (по количеству учащихся).
карточки с практическим заданием (по количеству учащихся)
Основные понятия: герб, флаг, гимн, символы государства
Методы и приёмы: иллюстративный, поисковый, понятийный, ауди-материал, словесный.
Структура урока.
Орг. Момент.
Цель этапа: психологический настрой, проверка отсутствующих.
Проверка знаний и умений учащихся.
Цель этапа: актуализация знаний по теме: «Наша родина-Россия»
I. Организационный момент.учитель: Здравствуйте ребята и гости нашего урока. Сегодня мы проведём обычный урок, но в несколько необычной форме. Весь класс я разделила на три команды. По ходу урока вы будите выполнять различные задания. За каждый конкурс вы будите получать карточки-баллы, за шум и выкрики, баллы будут сниматься. В конце урока мы выявим наиболее подготовленную команду-победителя, набравшую больше всех баллов, которая получить высокие оценки.
Вначале урока отметим отсутствующих учащихся и проверим всё ли у нас готово к уроку.
Целью сегодняшнего урока будет знакомство с государственной символикой России и историей ее появления.
II. Актуализация знаний учащихся
учитель: на последних уроках мы с вами знакомились с понятиями: власть, государство, федерация, рассматривали виды, характерные черты и признаки этих понятий. Сегодня мы с вами рассмотрим еще одно составляющее понятия «государство» - рассмотрим государственную символику, когда и как она появилась, менялась.
первое задание, игра «Историческая рыбалка»
учитель: мы с вами будем повторять терминологию, от каждой команды по два игрока, по очереди они будут вылавливать рыбку с термином, если они дают правильно определение рыбка засчитывается, если нет, то «уплывает» обратно. У каждого игрока есть две попытки, остальным членам команды нельзя выкрикивать или подсказывать с места, это тоже может привести к потере рыбки.
Терминологии
1. нация – группа людей, имеющих общий язык и традиции
2. государство – особая форма организации общества
3. власть- возможность влиять на других
4. закон – правовой документ
5. федерация особое устройство государства, объединившее несколько территорий.
6. субъект федерации – территории из которых состоит федерация
7. конституция главный документ страны
8. монархия форма правления одного человека
9. президент - должностное лицо избираемое народом
второе задание – игра «Угадай-ка – что лишнее»
учитель: вы сейчас получите по две карточки с заданием. На карточках перечислены слова, связанные чем - то общим, вам нужно найти лишние по 4 слова, подчеркиваете прямо на карточке работа на время и скорость, выполнившие первыми получают 3 балла, вторые 2 балла, третий -1 балл.
Карточка 1
Москва, Калмыкия, Гималаи, Краснодарский край, Коми, Урал, Астраханская область, Сибирь, Волгоградская область, Аляска.. Карточка 2
Петербург, Тульская область, Волга, Ставропольский край, Дагестан, Дон, Саратовская область, Тибр, Приморский край, Днепр, Карточка 3
Хабаровский край, Москва, Кавказ, Урал, Астраханская область, Адыгея, Самарская область, Альпы, Новгородская область, Аппенины. Карточка 4
Тверская область, Греция, Чечня, Македония, Москва, Калмыкия, Франция, Краснодарский край, Ярославская область, Италия. Карточка 5
Астраханская область, Петербург, Кавказ, Альпы, Адыгея, Чувашия, Хабаровский край, Урал, Волгоградская область, Памир.Карточка 6
Москва, Саратовская область, Англия, Калмыкия, Краснодарский край, Италия, Египет, Карелия, Греция, Липецкая область.3. задание - игра «Географы»
учитель: каждой команде даётся карточка, на которой названия народов, одни из них имеют своё государство, а другие - россияне, расселить всех по своим странам, отвечаете прямо на карточке, работа на время и скорость, выполнившие первыми получают 3 балла, вторые 2 балла, третий -1 балл .Карточка 1
Сибиряки, (Россия)
Украинцы, (Украина)
Англичане (Англия )Уральцы (Россия )Итальянцы (Италия)
Карточка 2
Сибиряки (Россия)
Французы (Франция)
Астраханцы (Россия)
Австралийцы (Австралия)
Испанцы Испания) Карточка 3
Уральцы (Россия)
Белорусы (Белоруссия)
Волгоградцы (Россия )Греки (Греция)
Египтяне (Египет)
Изучение нового материала.
Цель этапа: знакомство с историей государственных символов РФ,  символическими значениями цветов  флага.
Занятие начинается с небольшой беседы с классом, в ходе которой разъясняется, что такое символы и какие существуют государственные символы.
– С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему городу. Представляем, как мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа(учитель показывает карточку с изображением красного креста) [Приложение 1]. И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу и на светофоре загорается вот такой символ(учитель показывает карточку с изображением зелёного человечка) [Приложение 2].
– Как вы думаете, что обозначает этот символ? (Это означает, что путь для пешехода свободен.)
– Все это – символы (карточки с изображением красного креста и зеленого человечка вешаются на доску).
Работа с понятиями.
Учитель обобщает: запись в тетрадь.
– Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл.
Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.
Эвристическая беседа.
– Как называется государство, в котором мы живем? (Россия)
– А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)
– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг)
Если ребята затрудняются с ответом, то учитель им помогает, задавая наводящие вопросы:
– Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях?
– Какая музыка при этом исполняется?
Российский флаг
– Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.
Учитель зачитывает стихотворение:
Гордо рею я на мачте корабля,И в бою солдаты берегут меня.Я России часть и знак –Бело-сине-красный ….... (флаг)! С.КупринРассказ учителя
Работа с понятиями.
Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства. Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)
Если ребята затрудняются с ответом, то учитель продолжает:
– И мы снова отправляемся в путешествие, но теперь не пешком, а на самолёте. Закрываем глаза и представляем, что наш самолёт взлетает в воздух. Пролетев какое-то расстояние, старший пилот сообщает, что в связи с изменившимися погодными условиями самолет должен совершить вынужденную посадку. Наш самолёт приземляется, и мы выходим из него, но не можем понять, где мы находимся. Лишь только на здании аэропорта развивается вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Канады) [Приложение 3]. И мы сразу понимаем, что мы находимся в Канаде.
– Ребята, а если бы на здании аэропорта развивался вот такой флаг (учитель показывает изображение флага США) [Приложение 4] тогда в какой стране мы находимся? (США)
– А если мы видим вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Российской Федерации)[ HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/313925/pril5.doc" Приложение 5], то понимаем, что далеко мы не улетели и остались в России. У каждой страны есть свой собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран (учитель показывает изображения флагов некоторых стран, например, США и Канады).
Задание: раздаются карточки с изображениями бело-сине-красных флагов [Приложение 6].
– Посмотрите, пожалуйста, на изображения бело-сине-красных флагов. Найдите на рисунке среди флагов Государственный флаг нашей страны. Под каким номером он находится? (№ 5)
– Под какими номерами расположены флаги, которые больше всех похожи на российский флаг? (№ 2 – флаг Словении, № 4 – флаг Словакии)
– Чем они похожи? (Полосы расположены в том же порядке, что и на Российском флаге, но их отличают помещенные на флагах эмблемы).
Учитель обращает внимание ребят на то, что все флаги на рисунке похожи на Российский флаг. Это сходство не случайно: эти флаги принадлежат славянским странам – Чехии (рис. 1), Словении (рис. 2), Хорватии (рис. 3), Словакии (рис. 4), России (рис. 5). Люди, живущие в этих государствах, говорят на языках, похожих на русский.
– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)
– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)
– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.
Российский герб
– Ребята, какие еще государственные символы вам известны? (Герб, гимн)
– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в XV век, откуда берет свое начало история герба России.
Работа с лентой времени. У детей – индивидуальные “ленты времени”, на которых они отмечают даты. На доске увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.
– Покажите день сегодняшний.
– Покажите отрезок будущего времени.
– Мы хотим отправиться в прошлое. Куда будем двигаться?
– Обозначим X век.
– Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим его на ленте времени.
– В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России. Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея.
Задание: раздаются карточки с изображениями современного герба России и герба московского государства XV века.
– Рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Достаточно, если ребята выделят орла) [Приложение 7].
Учитель постепенно собирает составной герб на доске.
– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел)
Учитель помещает на щит изображение двуглавого орла.
– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток. – Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава)
Учитель прикрепляет к составному гербу изображение скипетра и державы.
– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.– Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца). – Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы.– Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец)– А кто зло? (Змей)
IV. Гимн России
– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)
– Вы знаете, что такое гимн?
Задание: некоторым ребятам раздаются толковые словари Ожегова и Даля, где они должны найти и зачитать определение слова “гимн”. В это время остальные ребята пробуют дать своё определение слову “гимн”. Учитель обобщает ответы ребят и найденные определения.
Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.
– Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)
– Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)
Ребятам раздаётся текст гимна [Приложение 8]. Далее проводится работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).
Учитель: Прочитайте про себя.
1) Прослушивание чтения вслух учителем.2) Чтение вслух детьми (хором с учителем, самостоятельно).
– Какие слова непонятны?
– Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России.)
V. Физкультминутка
Учитель просит ребят встать.
– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)
– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:
Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)Выше выше, самолёт! (Махи руками)Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши)Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой)Ура-ра-а-а!!! (Поднимают руки вверх)
Повторить три раза, постепенно увеличивая темп речи и громкость последнего слова.
VI. Закрепление
Ребятам раздаются карточки с практическим заданием [Приложение 9(1), Приложение 9(2),Приложение 10]. Первые три человека правильно справившиеся с заданием получают символические призы.
VII. Подведение итогов занятия
В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.
– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг)
– Что нового о них вы узнали?
– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов?(Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами).
С занятия дети уносят макет герба и текст гимна.