Урок русского языка в 5 классе по теме «Слово. Лексическое значение слова, его отличие от грамматического.»


-184785-491490 Головчанская Ольга Николаевна
Учитель 1 категории
Писаревская средняя школа
Северо – Казахстанская область
Район Магжана Жумабаева
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Слово. Лексическое значение слова, его отличие от грамматического.
Цель: Формирование навыка различия лексического и грамматического значений слова.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Методы обучения: словесный, практический.
Форма урока: игра.
Оборудование: Презентация (компьютер), учебник, рабочие тетради
Ход урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой
Наш веселый школьный звонок пригласил нас всех на урок.
Доброй улыбкой всем улыбнитесь!
Много сегодня работы у нас, всем я желаю успехов сейчас!
2.Этап всесторонней проверки.
Итак, мы с вами продолжаем путешествие на космическом корабле «Грамотей». Первая остановка на планете «Фонетика»: мы должны пройти таможенный контроль, а точнее «профонетиться». По –моему, что-то знакомое есть в этом слове для нас, кто живет на планете «Фонетика»? (звуки и буквы)
(Слайд) Первое задание в бортовом журнале: посчитайте сколько звуков и букв в словах: яма, поёт, вьюга, дрожжи. Почему они отличаются по своему составу?
Летим дальше, но для начала мы должны сделать разгон на синтаксической дорожке, на которой написано предложение:
Солнце ярко светило с безоблачного неба. ( командир корабля работает у доски, члены экипажа на местах).
(Слайд) Люки закрылись и корабль взмыл вверх. Впереди огромный, сияющий космос и в нем очень много звезд, как слов в языке. А что такое слово? ( ответы учеников)
3. Усвоение новых знаний.
(Слайд) Наконец, мы прибываем на планету «Лексика». Как вы думаете, кто живет на этой планете?(слова)
Посмотрите запись №3 в вашем бортовом журнале( Прочитайте определение и задайте вопрос друг другу «что изучает лексика?»)
Поэтическая минутка упр.269 «На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово- что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
(Слайд) Упр. 270 (устно) Толковые словари (презентация)
Выступления учеников Упр. 273. 274.(заранее подготовленный ученик дом.зад)
А теперь нам предстоит выполнить научные исследования на планете «Лексика»: найти у слова лексическое и грамматическое значения:
Выполняем задание №4.Прочтите определения на стр. 109 учебника.
(Слайд) Узнайте слово по его описанию:
1.Он большой, как мяч футбольный, если спелый- все довольны,
Так приятен он на вкус, называется -………………..
2.На ветке не птичка- зверек- невеличка,
Мех теплый, как грелка, кто же это-……………
Какое значение мы определили у слов? (лексическое)
Что такое лексическое значение? (лексическое значение-это то, что слово обозначает). А теперь нам надо решить кроссворд: по лексическому значению слова впишите слова в пустые клетки и определите их грамматическое значение.
1 с т а я
2 с т о г
3 м о с т
4 на с т
5 л е т о
(Слайд) 1.Группа птиц.(ж.р.ед.ч)
2. Большая высокая копна сена. (м.р.ед.ч.)
3. Средство переправы через речку. (м.р. ед.ч)
4 Толстая корка на снегу. (м.р.ед.ч)
5. Время года перед осенью. ( ср.р.ед.ч.)
Физминутка. Задание №5 Упр. 271 (по группам)
Этимологическая минутка. Определение ЛЗ слова. Как вы думаете ,как должна выглядеть собачка по кличке Жучка? (черной и маленькой, как жук).
В узбекском языке есть слово «куру», что означает «сохнуть». Какое существительное , образованное от него, заимствовано из узбекского языка есть в русском языке и как оно произносится? (курага)
4. Подведение итогов. Что нового мы узнали сегодня на уроке? Понравилось ли вам наше путешествие? Оно продолжится на следующих уроках по теме «Лексика».
А сейчас давайте составим синквейн о слове. Слова бывают какими? Что они делают? Что такое слово?
Разные, удивительные, меткие,
Разъясняют, поясняют.
Слово- удивительная вещь.
Оценивание
Д/з упр. 277, стр. 108-111