Рабочая программа по факультативным занятиям 7 класс Мир животных






Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании авторской программы факультативного курса «Экология животных» для обучающихся 7 класса, составлено с учетом использования учебника.
Учебник Экология животных:: 7 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др./ Под ред. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2008.
34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения
Факультативный курс «Экология животных» предназначен для учащихся 7 классов и носит предметно-ориентированный характер. Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на планете ).
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Цели факультативного курса «Экология животных»
– углубление и расширение экологических знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей животного мира нашей планеты
– формирование таких общеучебных учебных действий, как умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
– формирование логических учебных действий – умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения
Задачи данного факультативного курса:
– научить анализировать представленный видеоматериал и находить ответы на поставленные учителем вопросы
– научить правильно формулировать вопросы к видеосюжетам о животных
– научить составлять рассказ о животном, используя план-клише
– познакомить учащихся с основными правилами оформления рефератов
– способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся
Успешность освоения программы курса может быть оценена по следующим критериям:
Учащиеся должны знать:
основные понятия экологии – среда обитания, экологические факторы, природное сообщество, популяция, цепь питания
основных представителей различных природных сообществ
принципы составления цепей питания
Учащиеся должны уметь:
анализировать видеофрагмент, текст о животном, выделяя главное
определять черты приспособленности животных к среде обитания
составлять цепи питания не менее чем из четырех звеньев
составлять рассказ о животном используя план-клише
Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на планете ).
Курс рассчитан на 34 часа и рекомендуется для изучения в течение учебного года.
Формы работы – коллективная, групповая, парная, индивидуальная
Методы работы – словесные, наглядные, поисковые, метод проектов, контроль и взаимопроверка


Содержание рабочей программы факультативного курса «Экология животных» для 7 класса
Тема:1 Введение (1 час).
Введение. Что изучает экология животных.
Тема:2 Условия существования животных (8 часов).

Экскурсия «Условия обитания животных». Среда обитания и условия существования. Пища животных. Способы добывания пищи. Вода в жизни животных. Воздух в жизни животных. Температура среды обитания. Свет в жизни животных Жилища животных. Растения – укрытия и жилища для животных.

Тема:3 Роль животных в природе (4 часа).
Влияние растительноядных животных на растения. Роль животных в опылении и распространении растений. Роль животных в образовании горных пород и почв. Влияние животных друг на друга.

Тема:4 Животный мир суши (3 часа).
Животные тундры и лесов умеренной зоны. Животные степей, саванн, прерий, пустынь. Животные тропических лесов и горных областей.


Тема:5 Животный мир морей и рек (1 час).
Водоем как многоэтажное жилище, взаимосвязи морских и пресноводных животных.
Тема:6 Животный мир почвы (2 часа).
Почва как среда обитания. Животные-землерои. Обобщающее занятие по теме: «Животный мир экологических сред»

Тема:7 Сезонные изменения в жизни животных (2 часа).
Спячка и оцепенение. Миграции животных

Тема:8 Взаимоотношения между животными (5 часов).
«Своя территория». Встреча будущих родителей. Взаимодействие между родителями и детенышами. Групповой образ жизни. Иерархия. Хищник-жертва, паразит-хозяин, животные-нахлебники. Конкуренция и взаимовыгодные отношения между животными.

Тема:9 Численность животных (2 часа).
Численность животных: популяции животных, изменение численности животных. Причины изменения численности животных.

Тема:10 Животные в природных сообщества. (2 часа).
Животные биоценозов Хабаровского края. Животные биоценозов Вяземского района.

Тема:11 Изменения в животном мире Земли (2 часа).
Редкие и исчезающие животные. Животные, истребленные человеком.

Тема:12 Охрана животных (2 часа).
Красная книга. Охраняемые территории России. Заповедные территории Дальнего Востока.


Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Экология животных» для 7 класса


урока
п/п

темы
№ урока
в теме
Тема урока
Планируемая дата проведения урока
Фактическая дата проведения урока
Эксперимент, материально-техническое оснащение урока


1.

Введение (1 час)

1.

1.
Введение. Что изучает экология животных


Видеофильм «Тайна рождения»


2.

Условия существования животных (8 часов)

2.

1.
Экскурсия «Условия обитания животных»




3.

2.
Среда обитания и условия существования.


Видеофильм «Дороги жизни»

4.

3.
Пища животных. Способы добывания пищи.


Д. гербарий

5.

4.
Вода в жизни животных.


Д. водоплавающие животные

6.

5.
Воздух в жизни животных


Д. чучела птиц, перья

7.

6.
Температура среды обитания.




8.

7.
Свет в жизни животных


Д. табл. Животные почвы, животные открытых мест, ночные птицы

9.

8.
Жилища животных. Растения – укрытия и жилища для животных.


В.ф. «Тайна рождения»


3.

Роль животных в природе (4 часа)

10

1.
Влияние растительноядных животных на растения.


Д. гербарий Видеофильм «Жираф»

11.

2.
Роль животных в опылении и распространении растений.


Д. гербарий Видеофильм «Растения-путешественники»

12.

3.
Роль животных в образовании горных пород и почв


Коллекция горных пород Видеофильм «Крылья над Серенгетти»

13.

4.
Влияние животных друг на друга.


Видеофильм «Бобр»


4.

Животный мир суши (3 часа)

14.

1.
Животные тундры и лесов умеренной зоны.


Видеофильм «Северный олень»

15.

2.
Животные степей, саванн, прерий, пустынь.


Видеофильм «Зебра»

16.

3.
Животные тропических лесов и горных областей.


Видеофильм «Орангутанг»


5.

Животный мир морей и рек (1 час)

17.

1.
Водоем как многоэтажное жилище, взаимосвязи морских и пресноводных животных


Видеофильм «Морской слон»


6.

Животный мир почвы (2 часа)

18.

1.
Почва как среда обитания. Животные-землерои


Видеофильм «Калифорнийский суслик»

19.

2.
Обобщающее занятие по теме: «Животный мир экологических сред»


Видеофильм «Тайна рождения»


7.

Сезонные изменения в жизни животных (2 часа)

20.

1.
Спячка и оцепенение


Видеофильм «Барибал»

21.

2.
Миграции животных


Видеофильм «Дороги жизни» «Антилопа Гну»


8.

Взаимоотношения между животными (5 часов)

22.

1.
«Своя территория». Встреча будущих родителей


Видеофильм «Тайна рождения »

23.

2.
Взаимодействие между родителями и детенышами.


Видеофильм «Тайна рождения »

24.

3.
Групповой образ жизни. Иерархия.


Видеофильм «Гориллы»

25.

4.
Хищник-жертва, паразит-хозяин, животные-нахлебники.


Видеофильм «Большая охота»

26.

5.
Конкуренция и взаимовыгодные отношения между животными.


Видеофильм «Гиены»


9.

Численность животных (2 часа)

27.

1.
Численность животных: популяции животных, изменение численности животных.


Видеофильм «Газель Томпсона»

28.

2.
Причины изменения численности животных.


Видеофильм «Волк»


10

Животные в природных сообществах (2 часа)

29.

1.
Животные биоценозов Хабаровского края


Слайд-фильм

30.

2.
Животные биоценозов Вяземского района


Экскурсия


11.

Изменения в животном мире Земли (2 часа)

31.

1.
Редкие и исчезающие животные


Слайд-фильм

32.

2.
Животные, истребленные человеком


Слайд-фильм


12.

Охрана животных (2 часа)

33.

1.
Красная книга. Охраняемые территории России




34.

2.
Заповедные территории Дальнего Востока




Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать: предмет изучения экологии животных
Учащиеся должны знать: основные среды обитания животных
Учащиеся должны уметь: определять особенности среды обитания животного, черты приспособленности животного к среде обитания
Учащиеся должны знать: об отношениях организмов в популяциях , видах взаимодействия животных и других организмов
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; объяснять роль животных в природе
Учащиеся должны знать:
– Представителей животного мира суши
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности животных суши к условиям среды обитания
Учащиеся должны знать:
– Представителей животного мира морей и океанов
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности животных морей и океанов к условиям среды обитания
Учащиеся должны знать:
– Представителей животного мира почвы
о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности животных почвы к условиям среды обитания
Учащиеся должны знать: основные сезонные изменения в жизни животных региона
Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой, анализировать просмотренный видеоматериал
Учащиеся должны знать:
о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; законы конкурентных отношений в природе; об отношениях организмов в популяциях
Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой
Учащиеся должны знать: причины изменения численности популяции и ее регуляция в природе;
Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой
Учащиеся должны знать:
о месте человека в экосистеме Земли
Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой
Учащиеся должны знать: влияние человека на изменения в животном мире Земли
Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой
Учащиеся должны знать:
современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
Учащиеся должны уметь: обосновывать необходимость природоохранных мероприятий




Перечень учебно-методического обеспечения

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии. – официальные документы в образовании, 2005, №4.
Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2010.
Галушкова Н. И. Биология. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. – Волгоград: учитель, 2007.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2007.
Латюшин В. В., Шапкин В.А. Биология. Животные. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2007.
Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Биология. 7 класс. Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.. Латюшина В.В., Шапкина В.А. и др. – М.: ВАКО, 2004.
Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы / Под ред. профессора В.Н.Яценко. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.



15