Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка


Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
Суздальцева Ирина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ лицея № 2 г. Волгограда
Актуальность темы. Формирование УУД – важнейшее направление работы учителя в условиях реализации ФГОС. Формирование УУД рассматривается на примере работы с электронными образовательными ресурсами сайтов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и Федеральной коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Предмет исследования – формирование УУД при обучении русскому языку на основе использования ЭОР.
Вопрос проекта: как должен организовать свою работу учитель, использующий ресурсы сайта Единой коллекции ЭОР, чтобы сформировать различные виды УУД?
Гипотеза: для успешного решения поставленной проблемы необходимо придерживаться следующих принципов:
Реализация требований ФГОС второго поколения (самостоятельное добывание знаний, возможность организации парной или групповой работы, типология заданий, связанная с формированием универсальных учебных действий: анализ языковых единиц, их классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.);
Осуществление внутрипредметных и межпредметных связей;
Возможность применения одного и того же ЭОР в соответствии с уровнем подготовки обучающихся;
Реализация принципов наглядности, доступности, занимательности;
Методическая целесообразность применения данного ЭОР.
На этапе проверки гипотезы был создан ряд заданий, опробованных на уроках русского языка в разных классах. Для участия в конкурсе представлены методические материалы уроков русского языка (презентация). Задания требуют осознания проблемы, наблюдения за языковым материалом, его анализа и интерпретации, классификации языковых единиц, что соответствует требованиям ФГОС.
Например, урок русского языка в 8 классе.
Урок усвоения новых знаний «Однородные и неоднородные определения».
Предварительное домашнее задание. Можно предложить ребятам ответить на вопросы и подобрать примеры:
Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
– Какой член предложения называется определением?
– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?
– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”? Какие части речи могут согласовываться с именем существительным?
Актуализация знаний.
В ходе этого этапа урока проверяется предварительное домашнее задание.
Даны предложения:
Он легко справлялся с трудными математическими задачами.
Приятный нежный голосок птички звенел где-то в вершине дерева.
Сухой мох похрустывал под ногами, а морошка была на удивление сочной и крупной.
Все ли согласованные прилагательные в этих предложениях являются определениями? (В третьем предложении они являются частью сказуемого).
Прочитайте 1 и 2 предложения. В чем особенности их интонационного оформления? Сделали ли вы паузы между определениями? Следовательно, в каком предложении запятая между определениями не нужна?
Определите, к каким разрядам относятся прилагательные в 1 и 2 предложениях. (В первом – качественное и относительное, во втором - качественные). Как они характеризуют предмет речи в предложении? (В первом случае – степень сложности и область знаний, к которой относятся задачи; во втором – красота и приятность голоса птицы).


20470092067791Неверно!
Неверно!


Выводы о различиях однородных и неоднородных определений ученики делают самостоятельно, учитель просто контролирует и немного направляет эту работу.
Выводы. В результате систематической работы по определению методического потенциала того или иного ЭОР, выстраивания структуры урока в соответствии с требованиями ФГОС, грамотного системного подбора вспомогательного методического материала удается добиться следующих результатов:
Формируются и развиваются различные виды УУД, наблюдается активизация познавательной деятельности школьников.
Значительно повышается уровень самостоятельности и ответственности детей, развиваются регулятивные УУД.
Познавательные УУД также достаточно развиваются.
Растет интерес к урокам русского языка, благодаря использованию ИКТ.
Узнавание нового материала происходит легко, в спокойной обстановке.
Итогом проектной деятельности педагога стал банк подобных методических разработок, направленных на формирование УУД на уроках русского языка.