А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»


Тема: А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любань», «Пешки»). Своеобразие жанра и композиции книги А.Н. Радищева. Крестьяне, их жизнь и труд в произведении.
Цели: 
-познакомить с биографией А. Н. Радищева;
-обсудить главы из книги «Путешествие из Петербурга в Москву»
-прививать любовь к литературе
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя.
Сегодняшний урок мы посвящаем личности необыкновенного человека, действовавшего, по словам Пушкина, «с удивительным самоотвержением и с какою-то рыцарскою совестливостью». Мы будем говорить об А. Н. Радищеве, о его стойкости, преданности и верности своим убеждениям, во имя которых он готов был пожертвовать всем: карьерой, положением в обществе, семейным благополучием и даже самой жизнью. Трагическая судьба первого русского революционера и его книги не может не взволновать, не вызвать уважения к несгибаемой воле и мужеству этого человека. Велик подвиг этого скромного чиновника коммерц-коллегии, напечатавшего в своей типографии казалось бы обыкновенные «путевые заметки».
Радищев принадлежит к тому же поколению, что и Державин, и Фонвизин, но его героическая подвижническая жизнь, его убеждения и взгляды уже предвосхищают самоотверженное мужество декабристов, «пошедших сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия» (А. Герцен).
2. Сообщение учащегося «Жизненный подвиг Радищева» (индивидуальное задание).
3. Путешествие по страницам «Путешествия…».
Дальнейший рассказ о писателе будет связан с теми периодами его жизни, когда увидела свет книга «Путешествие из Петербурга в Москву» и последовавшими вслед за этим трагическими событиями.
Сообщение можно построить, опираясь на такие примерно вопросы:
1) Почему, зная, что издание его книги не останется безнаказанным, Радищев предпринял все, чтобы ускорить ее выход в свет?
Объяснить побуждения Радищева увидеть книгу в печати помогут нам слова героя главы «Крестьцы», провожающего своих сыновей на службу, слова, которые, несомненно, выражают и мысли автора:
«Но если бы закон или государь, или бы какая-либо на Земле власть подвигала тебя на неправду и нарушения добродетели, пребудь в оной неколебим. Не боися ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко камень среди бунтующих, но немощных валов. Ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою; и, если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты поживешь на памяти благородных душ до скончания веков». (Цитата записана на доске).
2) Почему Екатерина II так испугалась книги Радищева? Как она охарактеризовала автора и содержание «Путешествия…»? («Он бунтовщик хуже Пугачева…»; «…Тут рассеивание угрозы французской…», «Книга клонится к возмущению крестьян против помещиков, войска, против начальства, царя и грозит плахою…».)
В указе о замене смертной казни Радищеву ссылкой говорится: «…Александр Радищев оказался в преступлении противу присяги его и должности подданного изданием книги под названием «Путешествие из Петербурга в Москву», наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства, и, наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями противу сама и власти царской…»
3) О чем же рассказал Радищев своим современникам, к чему призывал, что предвидел?
– Сатирическое обличение самодержавия (краткий пересказ учащимся главы «Спасская Полесть»).
– Выявление античеловеческой сущности крепостного права: «Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме…».
Пересказ  учениками гл. «Любани» (труд крепостного) и «Пешки» (быт крестьянина).
Необходимо отметить революционный пафос повествования, который создается не только правдивым изображением картин крепостнической действительности конца XVIII в., но и непосредственными высказываниями путешественника (рассказчика), героев, а также включением в текст отдельных строф оды «Вольность» (гл. «Тверь»).
4. Выступление ученика (индивидуальное задание). Суд над Радищевым, осуждение на смертную казнь; замена ее десятилетней ссылкой в Сибирь; дорога в изгнание; стихи «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?». Судьба Радищева после смерти Екатерины II.
– Какую оценку событиям своей жизни дал Радищев предсмертными словами: «Потомство за меня отомстит…»?
Вспомните слова Ломоносова: «…пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» и подумайте, есть ли разница в их смысле у Радищева и Ломоносова и в чем она.
II. Обобщение по уроку.
Слово учителя.
В русской литературе XVIII в. нет произведения, которое столь глубоко изобличало бы все стороны самодержавно-крепостнической действительности, где «две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы», а одна треть состоит из «зверей алчных, пиявиц ненасытных».
Поразительный по смелости политический памфлет – глава «Спасская Полесть», где в аллегорическом сне Истина открывает глаза властителю, привыкшему к подобострастию и лести придворных, и он видит, кто «первейший в обществе… убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого».
Коллективным многоликим героем книги Радищева выступает народ. Образы крестьян и крестьянок – от крепостного пахаря до крепостного интеллигента, их горестные судьбы писатель рисует с неизменной искренней теплотой и сочувствием. Он стремится не просто изображать человеческие характеры, но показывает их обусловленность внешними обстоятельствами. Образы крестьян у Радищева – качественно новое явление в русской литературе.
Выбор А. Н. Радищевым жанровой формы «путешествия», подсказанный опытом западноевропейского сентиментализма, был обусловлен возможностью посредством рассказа от первого лица пронизать повествование повышенной эмоциональностью: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».
Но, в отличие от Карамзина, чье творчество также связано с этим направлением в литературе (мы будем изучать его на последующих уроках), эта эмоциональность связана у Радищева не с авторской иронией или погружением в мир интимных чувств и переживаний, а с гневной и страстной реакцией на «страдания человечества». Под страданиями этими он подразумевает прежде всего участь обездоленного трудового большинства. Стремление «соучастником быть во благоденствии себе подобных» определяет высокий патетический стиль, к которому прибегает автор «Путешествия…». Образцом служили ему ораторская проза Ломоносова (недаром перед расставанием с читателем Радищев ставит «Слово о Ломоносове»), сочинения передовых революционных мыслителей, ораторов и публицистов Европы и Америки.
Революционная «чувствительность» Радищева сближает его с сентименталистами. Но в «Путешествии» в рассказах о дорожных впечатлениях, наблюдениях и встречах, в стремлении героя беспощадно и трезво обнажать социальные противоречия русского общества, как и в фонвизинском «Недоросле», пробиваются также черты просветительского реализма.
Крупнейший политический мыслитель России своего времени, первый русский дворянский революционер, предшественник декабристов и Герцена, А. Н. Радищев был также замечательным теоретиком стиха и поэтом-новатором. Его ода «Вольность» была первым классическим памятником русской революционной поэзии. В высоко оцененной Пушкиным элегии «Осьмнадцатое столетие», созданной незадолго до смерти, Радищев воздвиг замечательный поэтический памятник своему бурному столетию – веку необратимых революционных изменений в социальной, политической и умственной жизни человечества:
                   Нет, ты не будешь забвенно, столетье
                                                                  безумно и мудро,
                   Будешь проклято во век, ввек удивлением всех…
                   Мудрости смертных столпы разрушив,
                                                      ты их паки создало;
                   Царства погибли тобой, как раздробленный корабль.
                   Царства ты зиждешь; они расцветут
                                                      и низринутся паки.
Домашнее задание:
1) Ответить устно на вопрос: «Что сближает Фонвизина и Радищева и что их разделяет»?
2) Анализ стихотворения «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?».