Конспект урока по литературе Формирование представлений о героизме и патриотизме на уроках литературы у учащихся средней школы на примере произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»!


Работа учителя русского языка и литературы
ГБОУ Школы № 1286 г.МосквыЗуйковой Екатерины Сергеевны
Формирование представлений о героизме и патриотизме на уроках литературы у учащихся средней школы на примере произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»
Формирование представлений о героизме и патриотизме на уроках литературы у учащихся средней школы на примере произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»
В настоящее время в рамках обучения на уроках литературы многие произведения остаются незамеченными. Произведений о Великой Отечественной войне бесчисленное множество, но каждое из них - это неповторимая часть исторического и героического подвига народа в борьбе за преодоление преград на пути к заветной цели. А, следовательно, каждое такое произведение имеет не только познавательный аспект, но и воспитательный. Не менее важным аспектом изучения художественной литературы в школе является знакомство с теоретической литературоведческой базой, которая наиболее полно позволяет провести анализ текста, воссоздавая художественные и исторические реалии через призму сознания духовно-нравственного сознания учащихся.
В школьной программе на сегодняшний день по ФГОС не изучается «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. На мой взгляд, такой подвиг летчика не может оставаться в тени, поэтому данное произведение может быть проанализировано в рамках внеклассного чтения или на внеклассном мероприятии, посвященном Великой Отечественной войне.
Задачей данной работы стало создание методической разработки урока, посвященной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого и ее практическое применение, оценка результативности проделанной деятельности.
Тема урока. Героизм и патриотизм в произведении Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»
Цели урока:
представить учащимся русского писателя ХХ века Бориса Николаевича Полевого и его книгу "Повесть о настоящем человеке";
познакомить с главным героем повести Алексеем Мересьевым и его прототипом; с теми, кто сумел повторить подвиг легендарного летчика в военное и мирное время;
совершенствовать умения анализировать поступки героев повести;
воспитывать интерес к чтению, к истории России;
дать представление учащимся о концептах героизм, подвиг и патриотизм на примере художественного произведения.
формировать работу с текстом художественного произведения, учитывая литературоведческую базы (терминологии)
формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.Вступительное слово учителя. Уважаемые учащиеся! Сегодня нам предстоит проделать с Вами большую работу: вспомнить бессмертный подвиг тех, кто когда-то сражался за Родину, отдавая свою жизнь; тех, кто ставил на кон свои судьбы во имя победы. Нам предстоит знакомство с подвигом Алексея Мересьева и его прототипа, а также мы изучим с вами новые литературные представления и понятия, такие как концепты.
Вопросы по восприятию художественного текста учащимися Какие чувства оставило у Вас произведение? Что запомнилось?
Работа с биографической справкой Данный вид работы предполагает два пути выполнения: заранее подготовленное сообщение учащимися (в форме доклада с использованием иллюстративного материала или рассказ учителя)
Примерный вариант биографической справки.
Борис Николаевич Полевой (Кампов) родился 4 марта в Москве в семье юриста. Детские и юношеские годы прошли в Твери, на фабричном дворе огромного текстильного комбината, принадлежавшего Морозовым. Дома была хорошая библиотека, оставленная отцом (умер в 1916), где были собраны все русские и лучшие иностранные классики. Мать, по профессии врач, направляла его чтение, и среди первых прочитанных книг были Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Помяловский, позже Тургенев, Гончаров, Никитин и Чехов. Самым любимым писателем был М. Горький.
Еще в школьные годы стал интересоваться журналистикой, первая заметка появилась в губернской газете "Тверская правда". Активным рабкором этой газеты стал по прошествии нескольких лет, когда, окончив промышленный техникум, работал на калининском комбинате "Пролетарка".
В 1927 вышла в свет первая книга очерков "Мемуары вшивого человека", отмеченная Горьким.
С 1928 становится профессиональным журналистом.
Литературную известность Полевому принесла повесть "Горячий цех", опубликованная перед войной в журнале "Октябрь".
С начала Великой Отечественной войны работает военным корреспондентом на Калининском фронте, находясь в самых горячих точках. Военные события, свидетелем которых он стал, отражены в его очерках, объединенных позднее в книге "От Белгорода до Карпат" (1945).
В 1946 выходит знаменитая "Повесть о настоящем человеке", написанная за девятнадцать дней (когда он в качестве военного корреспондента присутствовал на Нюрнбергском процессе).
Многие годы был главным редактором журнала "Юность".
Умер Б. Полевой в 1981 в Москве. [4, 121]
Историческая справка. (+Работа с термином «прототип») Говоря о главном герое, необходимо коснуться прототипа произведения.
Алексей Петрович  Маресьев – легендарный лётчик, Герой Советского Союза, прототип Мересьева – героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Алексею было 3 года, когда умер отец. Они остались вчетвером: трое братишек и мать, работавшая уборщицей на заводе в городе Камышине Волгоградской области. Рос Алексей слабеньким и болезненным, но мечтал стать лётчиком. Медицинская комиссия в Камышине «приговорила»: «К лётной службе не пригоден!».
Тогда он поехал на Амур строить город Комсомольск-на-Амуре. Работал лесорубом, строителем. Окреп. Создали аэроклуб, стал летать на самолёте У-2. После призыва на срочную воинскую службу в 1937 году служил механиком в 12-м погранотряде, но не летал, а по его словам «заносил хвосты» у самолётов. По-настоящему он поднялся в воздух уже в Батайской военной авиационной школе пилотов.
Свой первый боевой вылет Алексей Маресьев совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Уже к концу марта 1942 года он довёл счёт сбитых фашистских самолётов до четырёх
4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом в Новгородской области истребитель Маресьева был подбит. Он пытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. Восемнадцать суток А.П.Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался. В июне 1943 года Алексей Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской Дуге, в Прибалтике. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника.
О нём ещё при жизни была написана книга «Повесть о настоящем человеке»,  и даже поставлена опера на сцене Большого театра в Москве
В 1948 году по книге «Повесть о настоящем человеке» на Мосфильме режиссёром  Александром Столпером снят одноимённый кинофильм. Маресьеву даже предложили самому сыграть главную роль, но он отказался, и эту роль исполнил профессиональный актёр Павел Кадочников.
Герой Советского Союза полковник в отставке А.П. Маресьев награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Отечественной войны 1 степени, Дружбы народов, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Знак Почёта, «За заслуги перед Отечеством» 3 степени, медалями, иностранными орденами. Он был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл.
Его именем названа малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодёжные патриотические клубы
18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания… [3, 6]
Работа с терминологией. Теперь, мы узнаем с вами реального человека, который описан на страницах повести.
Беседа по вопросам.
В начале урока, когда мы обсуждали, какие чувства вызвала у вас повесть, неоднократно прозвучали слова героизм летчика, подвиг, патриотизм. Попробуем подробнее обсудить с вами эти понятия. Какой смысл и значение придаете им? Давайте, ознакомимся со словарем.
ГЕРОИЗМ, -а, м. Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. [2, 52]
ПАТРИОТИЗМ, -а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. [2, 136]
ПОДВИГ, -а, м. Героический, самоотверженный поступок. [2, 165]
Мы видим точное определение слов в толковом словаре. Но, в первую очередь, мы рассматриваем художественное произведение, а. следовательно, каждое понятие порождает у читателя свой ассоциативный ряд и символические образы, которые связаны с этим понятием. В литературоведении это принято обозначать как концепт. В науке известно немало работ выдающихся ученых, которые по-своему трактуют понятия концепта. Одним из самых распространенных определений, которое мы и возьмем за основу, является В. Г. Зусмана: «Литературный концепт – такой образ, символ или мотив, который имеет «выход» на геополитические, исторические, этнопсихологические моменты, лежащие вне художественного произведения» [1,147].
В качестве построения концептуального ряда мы с вами взяли три понятия: героизм, патриотизм, подвиг. Используя художественный текст в качестве основы для построения структурного ряда, попробуем с Вами выстроить систему образов, символов, которые рождаются у читателя произведения «Повесть о настоящем человеке».
Практическая часть. Построение концептуального ряда понятий. Данный вид работы учитель предлагает выполнить учащимся в тетради в форме схемы или таблицы.
На этом этапе работы учитель предполагает не только провести анализ художественного произведения, но и применить литературоведческий подход к изучению художественного концепта. (Предполагается, что учащиеся вместе с педагогом делают схему, после чего переходят к беседе с опорой на художественное произведение. Ниже представлен примерный вариант схемы).отчаянное поведение человека
2577465107315ГЕРОИЗМ
ГЕРОИЗМ
во имя всеобщего блага;
война
подвиг, доблесть
слава
Родина
патриотизм
преодоление страха перед опасностью
народность, народ
враг
храбрость, отвага, решительность; смелость, мужество
2577465134620ПОДВИГ
ПОДВИГ
победа
сплочённость и единство
гибель-смерть
выдающийся поступок
герой, награда, достояние
вера, любовь, Отечество
семья, дружба
самопожертвование или жертвоприношение, потери
труд (как работа над собой) во имя высокой идеи;
внутреннее духовное состояние
267271590805ПАТРИОТИЗМ
ПАТРИОТИЗМ

Работа со схемой с опорой на художественное произведение. Далее учащиеся на каждое понятие должны привести примеры из текста, обосновав свою позицию и доказав цитатой. Примерный план ответа см. ниже.
Итак, понятия подвиг-героизм-патриотизм неразрывно связаны с каждым из элементов схемы, построенной нами.
Расскажите, подробно о каждом из пунктов схемы.
Летчик Мересьев в последнем бою « попал в двойные «клещи», его обступили 4 немецких самолета и повели на свой аэродром. Удалось вывернуться из- под конвоя, но немец успел подбить самолет Алексея» [3,11] .Тяжелые и невыносимые испытания ждали его, когда он оказался в лесу. Здесь стоит сказать о поединке с медведем.
«Голодный злой медведь лапой перевернул Алексея, рванул когтями комбинезон, глухо зарычал, Мересьев медленным движением опустил руку в карман, нащупал пистолет, взвел курок, начал вынимать его. Медведь схватил комбинезон зубами. Подавив в себе боль, Алексей вскинул пистолет и нажал на курок».[3, 18]. Человек, который услышал страшный диагноз - гангрена, лишился ног… добивается своей цели, вопреки тяжки и жгучим болям. Опираясь на эти эпизоды, учащийся раскрывает, как в его понимании конкретная ситуация, описанная в произведении, характеризует какое – либо понятие, представленное в схеме. Например, храбрость, отвага, решительность; смелость, мужество
По аналогии учитель выстраивает работу с остальными составляющими концептуального ряда, заявленными в схеме.
Заключительное слово учителя. Разбирая произведение новым для нас способом, мы смогли с вами не только восхититься Героем – Алексей Мересьевым, но и вспомнить, какой ценой досталась нам победа в Великой Отечественной войне. Так пусть подвиги, героизм и патриотизм тех, кто когда-то подарил нам возможность жить сегодня, навсегда останутся в нашей памяти и сердцах.
В качестве домашнего задания учитель может предложить написать эссе на тему: «Бесценная цена Победы»
Результаты деятельности и практическая значимость.
Данный урок был апробирован в 8 классе ГБОУ Школы № 1286.
Результативная деятельность:
- на уроке был произведен анализ художественного произведения «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого;
- учащиеся познакомились с литературоведческими терминами (прототип, концепт, концептуальный ряд), осваивая новый метод работы – от концепта к анализу художественного произведения и конкретного эпизода;
- были реализованы поставленные воспитательные задачи;
- домашняя работа как проявление творческого потенциала учащихся.
Список литературы
Зусман В.Г. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка.- Н. Новгород, 2001.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2010.
Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке – М., 2013.
Хозиева С. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. – Москва, 2000.