Формирование контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников.


Формирование контрольно – оценочнойсамостоятельности младших школьников.
Куликова Галина Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 8»
г. Инта Республика Коми
В настоящее время перед школой стоит задача - вырастить самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе. Для этого целью обучения должно стать не только вооружение учащихся той или иной суммой знаний, школа должна научить их самостоятельно ориентироваться в научной и другой информации, т. е. школа должна учить мыслить на основе полученных знаний, знания должны служить развитию личности, а не быть самоцелью в обучении.
В современной школе необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания. Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету.
Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего “знания – незнания”.
Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “а это я ещё совсем не знаю, надо узнать”, “я уже немного знаю это, но надо ещё получше разобраться” - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.
Начиная с 1-го класса, учителю и учащимся необходимо сосредоточить свои усилия на формировании самоконтроля и самооценки как основы для постановки будущих учебных задач. Необходимо вооружить детей такими умениями, как:
 выделять критерии оценки,
 фиксировать их определённым образом,
 проводить пооперационный контроль,
 проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
 высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.
Формирование контрольно – оценочной самостоятельности ребенка ведется с первых дней обучения. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинаю оценочную деятельность с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Обязательно подчеркиваю, как хорошо дети готовы к уроку, выделяю при этом, что значит “хорошо готов к уроку”.
Очень важно говорить с детьми именно об их успехах, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования школьной жизни. Уже на второй – третьей неделе обучения сфера оценочной деятельности расширяется. В нее включаются успехи в учебном труде маленьких учеников. Оцениванию уже подлежат правильность, аккуратность, старательность при выполнении работы, соответствие результатов труда образцу. Расширяя оценочную деятельность, учитель должен каждый раз вводить четкие критерии оценивания: что значит аккуратно, правильно... И только после усвоения критериев правильности и критериев соответствия требований детьми, я ввожу фиксацию трудностей ребенка (а вот над этим заданием еще нужно поработать), т.е в перспективе показываю, что именно и как ребенку надо сделать, тем самым вселяя в ребенка веру в то, что у него все обязательно получится.
Каждый шаг выполняется с опорой на успех, что реализует здоровьесберегающую, психологическую, динамическую функции контрольно-оценочной деятельности.
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат. К сожалению, на этот путь педагогов толкают нормативные документы, требующие “освоить, изучить, сформировать…” Но моя задача - отследить и зафиксировать продвижение каждого ребенка.
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый “Светофор”. В первом классе предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: “Можно двигаться дальше”. Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: “Нужна небольшая помощь”. Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: “Стоп! Мне нужна помощь!” Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Также самооценку дети проводят в виде следующих знаков:
! – Молодец!
+ - Хорошо.
- - Надо еще поработать.
Этот вид оценивания используется как взаимооценка работы своего товарища.
После самооценки и взаимооценки наступает очередь оценки учителя.
Собрав тетради, учитель ставит свои знаки в тетради. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: “Молодец! Ты умеешь себя оценивать”. В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
“Дерево успехов”
Итоги дня подводим на Дереве успехов. После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось; цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось; листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь. Карта индивидуального развития (индивидуальных достижений)
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика 1 класса, заводится “Карта индивидуального развития (индивидуальных достижений)”. В карту заносятся основные программные требования по учебному предмету, которые должен освоить ребенок в ходе обучения (достижения).
Успехи фиксируются условными обозначениями:
+ - материал усвоен в полном объеме
- материал усвоен частично
? - материал не усвоен
Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.
Портфолио достижений
Раскрыть динамику личностного развития каждого ученика, отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане позволяет портфолио достижений. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, рисунки, поделки, зачетные работы и т.д.
Одна из серьезных задач обучения, которая может быть решена при использовании портфолио - развитие рефлексии школьника, как основы его дальнейшего индивидуального роста и развития.
Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия. В достижении этой цели поможет использование схемы самооценки и самоанализа (рефлексивная деятельность). Рефлексию применяю на каждом уроке, она проходит в различной форме:
Со 2 класса в диалогах “учитель – ученик” использую следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:
– В начале урока сообщаю детям, какие важные дела предстоит выполнить; подвожу детей к тому, чтобы они сами сформулировали тему урока, увидели проблему.
Например, на уроке русского языка по теме «Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме» рефлексию учебной деятельности провожу в виде задания на карточке.
В каждой цепочке слов найдите и подчеркните лишнее. Докажите свой выбор:
Мак, луг, рак. Сад, дуб, лук. Дочка, точка, почка.
(Учащиеся оценивают свою работу по шкале: «!»; «+»; «-».)
На следующем уроке по этой теме провожу рефлексию в рабочей тетради. Учащиеся также оценивают свою работу по данной шкале.
При подведении итогов урока задаю следующие вопросы:
- Чему учились на уроке?
- Какие упражнения оказались полезными для вас?
- Кто доволен своей работой?
- Что для вас было самым трудным?
- Оцените свою работу с помощью смайликов.
В конце изучения темы дети должны оценить свою деятельность. С этой целью раздаю им карточки для самоанализа:
Самоанализ
Допишите предложения:
На уроках по теме «Звонкие и глухие звуки и буквы»
я узнал(-а) …,
понял(-а) …,
научился(-лась) …..
Наибольшего успеха я достиг(-ла) в … .
Самооценка:
На уроках мы пользуемся контрольными лентами, на которых с помощью смайликов дети фиксируют свои результаты. По итогам урока учащиеся выбирали для себя соответствующую оценку своей деятельности.
– При оценке работы ребенка особое значение придается:
 упорству, старанию, труду;
 достигнутому успеху;
 личной позиции ученика;
 мотиву, побуждению, стремлению;
 возможностям ребенка достичь большего результата.
– Поощрение в ребенке:
 смелости ума, умения сомневаться, способность идти на разумный риск;
 готовности защищать свою точку зрения;
 творческого подхода;
 пытливости, любознательности;
 самоконтроля, способности оценить свою работу;
 стремления находить и исправлять свои ошибки.
При устном самооценивании и взаимооценивании, например, для пересказа у доски перед всем классом или в паре выбираются совместно с учащимися следующие критерии: громкость, последовательность, выразительность, темп. Для чтения наизусть – точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка.
Для самоконтроля и самооценки на уроках чтения использую “Лист – список стихов, обязательных для заучивания”. Этот список составляется на полугодие, прикрепляется к внутренней обложке дневника. При получении отметки за стихотворение ученик закрашивает строчку с названием, часть ребят использует цвета: зеленый, желтый, красный, часть просто закрашивает одним цветом. В этой же строке ставят отметку, полученную за данное стихотворение.
При чтении художественного текста к предыдущим критериям добавляется умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок.
Ребята с большим вниманием следят за пересказом, чтением своих одноклассников. Большая часть ребят оценивает себя адекватно. Только 2 ученика, у которых низкая учебная мотивация, не умеют, не пытаются и не испытывают потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, но более охотно оценивают других.
Вход в учебную деятельность для ребёнка невозможен без учителя, он вводит ребёнка в учебную деятельность, помогает ему вырастить способность самостоятельно ставить и решать учебные задачи, делая его тем самым способным к самоизменению.
Например, на уроке математики во 2 классе по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток» мотивацию к учебной деятельности осуществляю с помощью постановки проблемы.
-Посмотрите на записанные выражения, решите их, какое выражение вызвало затруднение?
-Почему?(мы еще не изучали).
-А вы хотите научиться? (после этого формулируем тему урока)
С таким случаем ещё не встречались, не знаем способа действий. В этот момент и возникает УЗ – научиться вычислять значение таких выражений. При постановке УЗ имеет место контроль, приводящий к отказу от старого способа действия в новых условиях – рефлексивный контроль. Далее идёт поиск решения УЗ. Слушаем рассуждение тех, кто решил. Важно в ситуации поиска услышать и зафиксировать на доске все детские версии, опробовать их и определить, какие оказались ложными, а какие помогли открыть новый способ действия. В процессе такой работы идёт формирование взаимоконтроля и взаимооценки участников совместного поиска.