Конспект урока по социально-бытовой ориентировке в 6 классе по теме: «Написание адреса и индекса на конверте».


ТЕМА: «Написание адреса и индекса на конверте».
ТИП УРОКА: Практическая работа.
КЛАСС: 6 класс.
ЦЕЛЬ УРОКА: Формировать умение применять полученные на уроке знания в повседневной жизни.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Формировать представления о назначении основных средствах связи.
Учить писать адрес и индекс на конверте.
Закреплять правила заполнения почтовых бланков.
Пополнять словарный запас учащихся.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Корригировать мышление в процессе выполнения упражнения на анализ-синтез.
Развивать внимание произвольное внимание.
Развивать кратковременную память.
Формировать у учащихся способность к установлению причинно-следственных зависимостей
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, ноутбук, поздравительные открытки, конверты.

ХОД УРОКА:
Этап урока. Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения I.Организацион-ный этап. Настроить учащихся на работу, на поиск новых знаний. Организация внимания и внутренней готовности Умение организоваться Словесный Фронтальная Деятельность учителя Деятельность ученика
Организация начала урока. Рапорт дежурных Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку. Создание положительного настроя у учащихся.
Учащиеся слушают.
Этап урока. Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Закрепление и систематизация знаний по теме последнего урока. Знания Умения II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
Средства связи Словесный Коллективная
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд5
Деятельность учителя Деятельность ученика
- Назовите тему наших последних уроков.
- Для чего нужны средства связи?
- Правильно! Средства связи необходимы чтобы люди могли связаться друг с другом.
- Посмотрите на слайд и назовите, одним словом…
- Почта, телеграф, телефон – это….
- Письмо, бандероль, посылка – это…
- Телеграмма, денежный перевод – это…
- А на последнем уроке мы узнали,
какие виды писем существуют. Определите вид письма, который находится у меня в руках.
- Как называется вид письма, который мы отправляем в конверте и опускаем в почтовый ящик.
- А как называется письмо, которое отправляется с почты.
- У меня в руках книга А.П. Чехов «Ванька». Вы знакомы с этим рассказом. О чем этот рассказ?
Чтение отрывка рассказа, где Ванька подписывает конверт дедушке.
- Как вы думаете, письмо Ваньки дойдет до адресата?
- Почему?
- Оказывается важно, не только написать адрес , но и сделать это правильно. Мы уже знакомы с этими правилами.
- Посмотрите на слайд и найдите ошибки в написании адреса на конверте.
- Для чего необходимо правильно писать индекс и адрес на конверте?
- Молодцы! В настоящее время с экранов телевизора Почта России призывает нас правильно писать индекс на конверте.
- На экране образец правильного написания адреса и индекса на конверте. Скажите, как называется человек, который пишет письмо?
- И адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.
- Как называется человек, которому пишется письмо?
- Адрес человека, которому отправляется письмо, пишется в нижнем правом углу.
- Сегодня на уроке мы будем писать адрес и индекс на конверте. Но будем делать это не просто так. Скажите, какой праздник на следующей неделе будет отмечать наша страна.
- Что это за праздник?
- Мы должны помнить о них?
- А мы можем помочь людям, которые нас защищали от врагов.
- Как?
- Вчера, вы вместе с Еленой Александровной, написали поздравительные открытки.
( Чтение поздравления вслух)
- 9 мая ветераны по традиции придут на Комсомольскую площадь. Их будут чествовать и поздравлять. Но не все смогут прийти на этот праздник, так как имеют ослабленное здоровье, некоторые могут передвигаться только по квартире.
(рассказ о ветеранах: Козловой Дине Алексеевне, Карцевском Валентине Александровиче, Мурсынине Павле Васильевиче)- Средства связи необходимы чтобы люди могли связаться друг с другом.
- Почта, телеграф, телефон – это средства связи.
Письмо, бандероль, посылка – это почтовые отправления
Телеграмма, денежный перевод – это телеграфные отправления
- Открытое письмо.
- Закрытое простое письмо.
- Заказное.
- Этот рассказ о мальчике Ваньке, который писал письмо своему дедушке.
- Нет.
- Он не написал адрес на конверте.
- Нельзя писать адрес красной, зеленой и желтой пастой. - Нельзя допускать исправления.
- Названия областей, городов, улиц надо писать без сокращений.
- Цифра индекса написана неправильно.
- Чтобы письмо дошло до адреса быстрее.
Просмотр рекламного ролика Почты России о необходимости правильно писать индекс на конверте.
- Отправитель.
- Адресат.
- День Победы.
- День памяти людей, которые защищали нас от врагов.
-Да.
- Можем.
- Мы можем их поздравить.
Этап урока. Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
IV. Обсуждение проблемы
V.Практическое упражнение. Объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, метод демонстрации. Коллективная, индивидуальная Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Деятельность учителя Деятельность ученика
- Сейчас мы напишем адрес и индекс на конверте и отправим ваши поздравительные открытки.
- С чего мы начнем?
- В каком падеже?
- Как вы напишите свои фамилии? Произнесите вслух.
- Для написания адреса отведено две сточки, поэтому мы напишем только название города, улицы, номер дома и квартиры.
- В нижней части мы напишем адрес человека, которому мы отправим письмо. В каком падеже будем писать?
-Произнесите фамилии ветеранов в дательном падеже.
- На следующей строчке вы напишете адрес в именительном падеже. Имена собственные пишутся с большой буквы. Прочитайте адреса, напечатанные у вас на листочках.
- Мы будем писать адрес отправителя.
-Мы будем писать в родительном падеже.
- От А-ой Анастасии.
- От К -ой Марии.
- От К -ой Дианы.
-Мы будем писать в дательном падеже.
- К-ой Дине Алексеевне,
- К-ому Валентину Александровичу,
- М-у Павлу Васильевичу.
Учащиеся читают адрес.
Этап урока. Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения VI. Физкульт-
минутка
Снятие напряжения Практический Коллективная Слайд №7
Деятельность учителя Деятельность ученика
- Давайте отдохнем и поиграем. Мы зашифруем движения.
1 - круговые повороты плечами.
2 – рывки руками.
3 –махи руками.
4 –перекрестные движения
5 – моргаем глазами.
6 – делаем глубокий вдох. Этап учебного занятия Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Проверка степени усвоения учащимися знаний по теме урока Знания Умения Игровой Коллективный Слайд № 23
Деятельность учителя Деятельность ученика
VIII. Этап практической работы.
-Отдохнули. Возьмите ручки в руки, конверт и начинаем писать адрес.
(Самостоятельная работа учащихся) Учащиеся пишут адрес и индекс на конверте. С опорой на образец.
Этап учебного занятия Цель Компетенции Методы Формы Используемые цифровые образовательные ресурсы
Знания Умения IX. Этап подведения итогов
Подведение итогов урока. Умение обобщать полученные знания на уроке Словесный
Коллективная Деятельность учителя Деятельность ученика
- Посмотрим, что у Вас получилось.
- Чему вы научились? ТЕМА: «Написание адреса и индекса на конверте».
ТИП УРОКА: Практическая работа.
КЛАСС: 6 класс.
ЦЕЛЬ УРОКА: Формировать умение применять полученные на уроке знания в повседневной жизни.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Формировать представления о назначении основных средствах связи.
Учить писать адрес и индекс на конверте.
Закреплять правила заполнения почтовых бланков.
Пополнять словарный запас учащихся.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Корригировать мышление в процессе выполнения упражнения на анализ-синтез.
Развивать внимание произвольное внимание.
Развивать кратковременную память.
Формировать у учащихся способность к установлению причинно-следственных зависимостей
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
Воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, ноутбук, поздравительные открытки, конверты.

Урок запланирован и проведен в соответствии с календарно- тематическим планом, по типу – урок практических работ, интегрированный (включен в урок материал другой учебной дисциплины) соответствует поставленным целям и задачам обучения.
В процессе урока реализовываются основные принципы обучения: доступности знаний (излагаемый материал понятен учащимся), системности (соответствие программе, календарно - тематическому плану), поэтапного формирования знаний и умений (обеспечена связь с ранее усвоенными сведениями, а также проведена подготовка к изучению последующих тем. (правила заполнения почтовых бланков)), индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся (на основе данных психического развития), научности и доступности, знания, которые учащиеся соответствуют современным требованиям, наглядность в обучении.
Средства обучения: проектор, мультимедийная презентация.
Комплексное использование словесных и наглядных средств обучения способствует формированию теоретических знаний. Использование мультимейдиного оборудования во время урока позволяет в нетрадиционной форме формировать у учащихся умения и навыки.
Методы и приемы, используемые на уроке, соответствуют его структурным элементам, адекватны возможностям учащихся данного класса, имели коррекционную, развивающую, воспитательную направленность.
Словесные методы во время оргмомента, этапа объяснения материала, повторения предыдущего материала, наиболее всего обеспечивают взаимодействие учителя и учащихся.
Наглядные методы обучения: демонстрация натуральных объектов, технические средства обучения. Использование наглядных методов использовался для наглядной опоры, которая помогала учащимся выстроить планомерную целенаправленную деятельность.
Практические методы: письменное упражнение (организованное повторение действий с целью успешного запоминания и повышения качества знаний. На уроке осуществлялись межпредметная связь с уроками чтения, письма.
Используемые формы организации учебного процесса: фронтальная и индивидуальная, групповая. Фронтальная форма обучения предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса в соответствии с их уровнем развития, обеспечивает непосредственное общение со всеми учащимися класса. Групповая Индивидуальная форма работы позволяет отследить степень усвоения учебного материала каждым учащимся.
Структура урока направлена на достижение цели. Цель выполнима, так как содержание материала подобрано в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Конкретность цели определялась возможностью проверки усвоения материала посредствам выполнения практической работы, оценка выполненной работы, подведение итогов.
Структура урока выстроена с опорой на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина.
Первый этап - мотивационно – ориентировочный:
- рапорт дежурных;
- создание положительного настроя
- для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке и актуализации имеющихся знаний и умений по пройденной теме использованы проблемные ситуации:
- упражнение «Назови одним словом»
- проблемный вопрос «Почему письмо Ваньки не дойдет до адресата?»
- решая коррекционно-развивающую задачу, стремилась на основе жизненного материала формировать у учащихся способность к установлению причинно-следственных зависимостей.
для усвоения знаний и закрепления знаний о правилах заполнения почтовых бланков учащимся предложены три варианта написания адреса на конверте (красной пастой адрес на конверте писать нельзя, нельзя допускать исправления, нельзя сокращать названия имен собственных, правильно писать индекс)
- показан рекламный видеоролик «Пишите индекс правильно»
- информирование о цели предстоящего урока.
Урок проводился 4 мая, накануне празднования Дня Победы
- Как называется праздник, который скоро будет отмечать наша страна?
- рассказ о ВОВ;
- ветераны - это пожилые люди, которые болеют.
- «Как мы можем им помочь?»
- Я предлагаю отправить поздравительную открытку по почте.
Второй этап: основная часть
- сообщение цели урока
- повторение теоретических знаний,
- упражнение по ознакомлению с образцом правильного написания адреса и индекса на конверте,
- практическая работа, руководство мыслительной деятельностью учащихся, применение полученных знаний в процессе выполнения задания.)
- динамическая пауза (коррекционное упражнение с использованием кинезиологических упражнений)
основная часть проведена в виде социального тренинга
-Самостоятельная работа учащихся (дифференцированный подход).
Третий этап: рефлексивно – оценочная часть (контроль, оценка результатов. подведение итогов).
Активность и работоспособность учащихся стимулируется системой вопросов, выбором заданий, активизирующих познавательную деятельность проблемных ситуаций, созданием ситуации успеха, своевременным проведением динамической паузы.

Атмосфера урока доброжелательная. Цель и задачи урока достигнуты. Учащиеся показали знание теории по изучаемой теме.
Учащиеся самостоятельно выполняли практическое задание, в соответствии с требованиями, образцом. Учащиеся третьей группы по Воронковой В.В. оказывалась помощь.