Программа тьюторского сопровождения Формирование у младших школьников ценностного отношения к самовоспитанию


Программа тьюторского сопровождения в формировании у младших школьников ценностного отношения к самовоспитанию (1 неделя)
Цель и содержание тьюторского сопровождения Формы тьюторского сопровождения Обоснование содержания и форм тьюторского сопровождения
1. Мотивационный этап (1 занятие)
Занятие1.Цель: стимулирование интереса учащихся к самовоспитанию.
1)Создание ситуации психологического комфорта, посредством заданий мотивационного характера и произведений мотивационного содержания. 2)Знакомство учащихся с «Информационным портфолио». Групповая тьюторская консультация. Мотивационный элемент является одним из ключевых в тьюторском сопровождении, на нем создается атмосфера психологического комфорта, которая способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие.
2. Проектировочный этап (4 занятия)
Занятие 2.Цель: формирование знаний о сущности и приемах самовоспитания.
1)Определение значения понятия «самовоспитание». 2)Определение приемов самовоспитания. 3)Заполнение словарика.
Занятие3.Цель: 1)формирование умений самоанализа; 2)формирование умений осуществлять самооценку, 3)постановка индивидуальных целей по самовоспитанию.
1)Определение учениками значения «Целей самосовершенствования». 2)Постановка и фиксирование учениками индивидуальных целей самовоспитания в «Информационном портфолио». 3)Заполнение индивидуальной карты самооценки. 4)Изображение Я – реального и Я – идеального.
Занятие4.Цель: формирование умений заполнять индивидуальную карту самовоспитания.
1)Анализ тьютором индивидуальной карты самооценки ученика, 2)Предоставление тьютором рекомендаций по её дополнению.

Занятие5.Цель: развитие умений самоанализа и прогнозирования, составление индивидуальной программы самовоспитания.
1)Анализ тьютором вместе с учеником целей самовоспитания и изображений Я – реального и Я – идеального. 2)Обобщение данных, определение направлений индивидуальной программы самовоспитания ученика. 3)Знакомство ученика с правилами самовоспитания по А.И. Кочеткову. 4)Составление вместе с учеником индивидуальной программы самовоспитания Тьюториал.
Стартовая тьюторская консультация.
Индивидуальная тьюторская рекомендация.
Индивидуальные тьюторские консультации.
Тьюториал имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике.
Для того, чтобы научить детей самостоятельно осуществлять сбор информации по данным вопросам, необходимо стимулировать их интерес к этой работе, формировать умения самостоятельно работать с различными источниками информации, чему способствует стартовая тьюторская консультация.
Индивидуальные тьюторские рекомендации, включали вопросы, специально подобранные для встречи с каждым конкретным школьником: тьютор оказывал поддержку ученику по реализации определенного шага индивидуальной образовательной программы.
Индивидуальные тьюторские консультации позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого тьюторанта.
3. Реализационный этап (4 занятия)
Занятие6.Цель: оказание школьнику помощи в осуществлении индивидуальной программы самовоспитания.
1)Акцентуация главных позиций в программах. 2)Актуализация внимания ученика на наиболее важных моментах в процессе реализации индивидуальной программы.
Занятие7.Цель: поддерживать мотивацию ученика заниматься самовоспитанием и контролировать негативные проявления отношения учащихся к самовоспитанию.
1)Выполнение индивидуальных заданий, подобранных для ученика в соответствии с индивидуальными особенностями его отношения к самовоспитанию.
Занятие8.Цель: учить подбирать адекватные формы поведения в предложенных ситуациях.
1)Проектирование учениками своего поведения в предложенных для анализа ситуациях. 2)Проигрывание учениками этюдов и определение приемов самовоспитания, заложенных в них.
Занятие9.Цель: актуализировать знания учащихся о приемах самовоспитания, в частности, о самоанализе.
1)Презентация ученика ми собственной программы самовоспитания, обсуждение её особенностей. 2)Продолжение заполнения учениками индивидуальной карты самооценки. 3)Индивидуальное обсуждение и сравнение результатов карты самооценки до реализации программы и после первой недели. Индивидуальные тьюторские беседы.
Рабочие тьюторские консультации.
Тренинг.
Образовательное событие. Целью индивидуальной тьюторской беседы является прежде всего активизация каждого школьника с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т.д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализаци своей индивидуальной образовательной программы.
На рабочих тьюторских консультациях подводятся промежуточные итоги текущей работы, определяются трудности в реализации индивидуальной образовательной программы, их причины и способы преодоления.
В тренингах в интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. В основе тренинга, как правило, лежит групповое взаимодействие, направленное на развитие каждого отдельного участника тренинга.
На образовательном событии фиксируются продвижения каждого школьника относительно целей и задач, поставленных первоначально на определенном этапе реализации индивидуальной образовательной программы.
4. Аналитический этап (2 занятия)
Занятие10.Цель: формирование у учащихся умений осуществлять самоанализ.
1)Анализ тьютором вместе с учеником дневниковых записей за неделю и его выступления на образовательном событии. 2)Организация работы с вопросом ученика и вопросами тьютора.
Занятие11.Цель: стимулировать интерес к самовоспитанию, потребность заниматься самовоспитанием, закрепить знания о приемах самовоспитания.
1)Беседа по актуализации знаний о сущности и приемах самовоспитания. 2)Упражнение «Крепость самовоспитания». Индивидуальные аналитические тьюторские консультации.
Итоговая аналитическая тьюторская консультация. На индивидуальной аналитической тьюторской консультации анализируется определенный этап реализации индивидуальной образовательной программы; выявляются «плюсы» и «минусы» произошедшего события; трудности и неожиданности, с которыми пришлось столкнуться тьюторантам.
На итоговой аналитической консультации, подводились итоги определенного этапа реализации программы, учениками высказывали пожелания и предложения на будущее.
Таблица 4
Экспериментальная программа тьюторского сопровождения в формировании у младших школьников ценностного отношения к самовоспитанию (2 неделя)
Цель исодержание тьюторского сопровождения Формы тьюторского сопровождения Обоснование содержания и форм тьюторского сопровождения
1. Проектировочный этап (2 занятия)
Занятие1.Цель: формирование умения использовать прием самовоспитания - самокорректировку.
1)Осмысление необходимости корректировки индивидуальной программы самовоспитания на следующую неделю. 2)Внесение изменений в индивидуальную программу самовоспитания.
Занятие2.Цель: сформировать умения составлять и использовать карту самовоспитания.
1)Анализ собственной программы самовоспитания. 2)Определение позиций для создания «Карты самовоспитания» на неделю. Индивидуальные тьюторские беседы.
Рабочие тьюторские консультации. Целью индивидуальной тьюторской беседы является прежде всего активизация каждого школьника с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т.д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализаци своей индивидуальной программы.
На рабочих тьюторских консультациях подводятся промежуточные итоги текущей работы, определяются трудности в реализации индивидуальной образовательной программы, их причины и способы преодоления.
2. Реализационный этап (4 занятия)
Занятие3.Цель: оказание помощи школьнику в осуществлении индивидуальной программы самовоспитания; контролировать негативные проявления ценностного отношения к самовоспитанию.
1)Отчет ученика по индивидуальной карте самовоспитания. 2)Анализ учеником карты самовоспитания. 3)Анализ причин невыполнения отдельных позиций.
Занятие4.Цель: поддерживать мотивацию ученика заниматься самовоспитанием и контролировать негативные проявления отношения учащихся к самовоспитанию.
1)Индивидуальные упражнения и задания для учеников, подобранные тьютором в соответствии со спецификой программы ученика.
Занятие5.Цель: формировать умение учащихся осуществлять самооценку.
1)Окончание заполнения учениками индивидуальной карты самооценки. 2)Помощь в осмыслении содержания заключительной части карты самооценки.
Занятие6.Цель: формировать умение учащихся осуществлять самоанализ.
1)Сравнение, анализ и обсуждение учениками произошедших изменений всех этапов работы с картой самооценки. Индивидуальные тьюторские беседы.
Рабочие тьюторские консультации.
Индивидуальная тьюторские беседы
Тьюториал. Целью индивидуальной тьюторской беседы является прежде всего активизация каждого школьника с учетом именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т.д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализаци своей индивидуальной программы.
На рабочих тьюторских консультациях подводятся промежуточные итоги текущей работы, определяются трудности в реализации индивидуальной образовательной программы, их причины и способы преодоления.
Индивидуальная тьюторская беседа является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого школьника.
Тьюториал имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике.
3. Аналитический этап (3 занятия)
Занятие7.Цель: закрепление учениками приемов самовоспитания: самоанализ, самоконтроль; формирование умений осуществлять самоустановку.
1)Анализ карты самовоспитания, выявление успехов, неудач и возникших проблем. 2)Подбор учеником способов решения этих проблем. 3)Работа с вопросом тьютора к ученику.
Занятие8.Цель: оказание помощи школьнику в составлении индивидуальной программы самовоспитания на следующий отрезок времени.
1)Самостоятельное составление учеником индивидуальной программы самовоспитания на месяц. 2)Анализ работы ученика, рекомендации.
Занятие9.Цель: закрепить знания учащихся о сущности и приемах самовоспитания, его ценности в жизни человека.
1)Сочинение пьесы «Самовоспитание». 2)Инсценировка пьесы. 3)Обсуждение пьесы. 4)Подведение итогов работы. Индивидуальная аналитическая тьюторская консультация.
Индивидуальные тьюторские беседы
Итоговая аналитическая тьюторская консультация. Индивидуальная тьюторская беседа является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого школьника.
Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого тьюторанта.
На итоговой аналитической консультации, подводились итоги определенного этапа реализации программы, учениками высказывали пожелания и предложения на будущее.
Приведем примеры содержания индивидуальных и групповых форм тьюторского сопровождения младших школьников в формировании ценностного отношения к самовоспитанию. Полное описание всех занятий, включающее групповую и индивидуальную формы тьюторского сопровождения, даны в приложении № 10.
Групповая тьюторская консультация. Данная форма занятий была использована на мотивационном этапе тьюторского сопровождения. Её суть заключается в определении тьютором уровня мотивации школьников на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных ожиданий учащихся, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных программ. Данные условия были реализованы посредством групповых и индивидуальных заданий мотивационного характера(анализ и обсуждение мультфильма Ю. Бутырина «Нехочуха», упражнение «Что в имени тебе моём?» Г.К. Селевко), а также групповых бесед о сущности и значении самовоспитания в нашей жизни.Для реализации экспериментальной программы тьюторского сопровождения по формированию у младших школьников ценностного отношения к самовоспитанию нами было разработано «Информационное портфолио», которое включало в себя основной информационный блок: понятие и сущность «самовоспитание», раскрывались приемы и цели самовоспитания, а также блок заданий для индивидуальных и групповых занятий.
Тьюториал. Данная форма тьюторского сопровождения была использована на первой неделе на проектировочном этапе и на второй неделе на реализационном этапе. Тьюториал предполагает активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Данные условия реализовывались в различных групповых заданиях коллективного характера, например: учащиеся искали определение «самовоспитание» в различных словарях, анализировали и сравнивали их; определяли приемы самовоспитания, способы их применения, а также сходство и различие; обсуждали изменения в индивидуальных картах самооценки и т.д.
Стартовая тьюторская консультация. Данная форма работы применялась в начале тьюторского сопровождения, её специфика состоит в том, что на ней школьники совместно с тьютором намечали ближайшие цели и задачи сопровождения, формулировали свои ожидания, и планировали свою индивидуальную работу. Данные условия реализовывались посредством индивидуальных заданий, в которых ученики самостоятельно определяли цели самовоспитания, изображали Я – реальное и Я – идеальное, заполняли индивидуальную карту самооценки.
Тренинг. Данная форма тьюторского сопровождения была использована на первой неделе на реализационном этапе. Тренинг ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у учеников конкретных компетентностей, формирования форм конструктивного поведения. Ученикам предлагались 3 ситуации методики «Незаконченный рассказ», а также этюды «Правильное решение», «Деньги на мороженое», «Так будет справедливо». Каждая ситуация после прочтения или игры обсуждалась с учениками, определялось какие приемы самовоспитания использованы героями ситуаций.
Образовательное событие. Эта форма тьюторского сопровождения была использована на первой неделе на реализационном этапе. Образовательное событие имеет сутью и целью развитие образовательной мотивации, построение и предоставление индивидуальных программ. К этому занятию ученики готовили короткий рассказ о том, как они реализуют свою программу самовоспитания с демонстрацией портфолио. По итогам выступления каждого ученика было организовано обсуждение особенностей его информационной карты, оценка его работы сверстниками. После ученики заполняли индивидуальную карту самооценки, а тьютор осуществлял индивидуальные беседы с каждым.
Итоговая аналитическая тьюторская консультация. Была проведена на аналитическом этапе первой и второй недель реализации программы тьюторского сопровождения. Сутью данной консультации является анализ определенного этапа реализации индивидуальной образовательной программы; выявляются трудности и неожиданности, с которыми пришлось столкнуться тьюторантам, высказываются пожелания и предложения на будущее. Данные условия реализовывались посредством групповых заданий аналитического характера: ученики подводили итоги первой недели тьюторского сопровождения, всех её мероприятий и давали оценку своей индивидуальной работе, выполняли упражнение «Ты молодец, потому что…», где каждый ученик должен был придумать, за что может похвалить другого; задание «Крепость самовоспитания», разыгрывали пьесу «Самовоспитание», а также самостоятельно подводили итоги занятий, рассказывали о том, что больше всего понравилось и запомнилось, какие возникали трудности, а что было легко.
Индивидуальная тьюторская рекомендация была реализована на проектировочном этапе технологии тьюторского сопровождения. Сутью данной формы тьюторского сопровождения является предоставление тьютором конкретных рекомендаций ученику по вопросам реализации индивидуальной программы самовоспитания или другим вопросам данной темы. В ходе тьюторской рекомендации тьютор анализировал индивидуальную карту самооценки учащихся, предлагал обратить внимание на какие-либо ситуации или позиции, которые ученик мог упустить. В зависимости от индивидуальных особенностей ученикам были заданы вопросы, например: «После этого занятия тебе стало понятно, что такое самовоспитание? Можешь объяснить своими словами?»; «Как ты думаешь, почему тебе важно заниматься самовоспитанием?»; «Когда у человека нет явных плохих привычек, должен ли он прекращать работу над собой?».
Индивидуальные тьюторские консультации проводились на проектировочном и аналитическом этапах первой недели реализации программы тьюторского сопровождения, а также на аналитическом этапе второй недели. Суть данной формы тьюторского сопровождения – это, прежде всего, активизация каждого школьника с учетом его способностей, особенностей его характера, навыков общения и ориентировка на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной программы самовоспитания. На индивидуальных тьюторских консультациях проводился анализ тьютором целей самовоспитания, написанных учеником, изображений Я – реального и Я – идеального, а также индивидуальной карты самооценки. На основе анализа вместе с учеником определялось направление индивидуальной работы, а также формулировалась сама индивидуальная программа самовоспитания на основе правил А.И. Кочеткова. Осуществлялся также анализ тьютором вместе с учеником записей дневника за неделю, выступления школьника на образовательном событии, а также карты самовоспитания: ученик выявлял свои успехи и неудачи, формулировал вывод.
Индивидуальная тьюторская беседа. Данная форма тьюторского сопровождения была реализована на реализационном этапе первой недели и реализационном и аналитическом этапах второй недели эксперимента. Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого тьюторанта. На индивидуальных тьюторских беседах учениками вносились корректировки в индивидуальную программу самовоспитания; ученики рассказывали, как реализуется их карта самовоспитания в течение недели; тьютор выражал своё одобрение или давал рекомендации, если требовалось, но по большей части работа учеником выполнялась максимально самостоятельно. На последней индивидуальной беседе тьютор предложил ученику самостоятельно составить дальнейшую программу самовоспитания, учитывая успехи, которых он уже добился.
Рабочие тьюторские консультации. Данная форма работы применялась на проектировочных и реализационных этапах. На рабочей тьюторской консультации подводились промежуточные итоги текущей работы, определялись трудности в реализации индивидуальной образовательной программы, их причины и способы преодоления. Ученики вместе с тьютором определяли позиции для создания карты самовоспитания, в которой впоследствии отражали, как реализуется их программа самовоспитания в течение недели; учащиеся выполняли индивидуальные задания и упражнения, подобранные тьютором в соответствии с индивидуальными особенностями учеников и их программами самовоспитания.
Индивидуальные аналитические тьюторские консультации проводились на аналитических этапах на первой и второй неделях реализации программы тьюторского сопровождения. Суть данной формы тьюторского сопровождения – это, прежде всего активизация каждого школьника с учетом именно его способностей и анализ учеником определенного этапа реализации индивидуальной образовательной программы.
На аналитическом этапе, на первой неделе, индивидуальная тьюторская консультация была направлена на анализ тьютором вместе с учеником записей дневника за неделю, его выступление на образовательном событии. Рекомендации и замечания фиксировались тьютором в информационном портфолио.
На второй неделе тьютор вместе с учеником анализировали карту самовоспитания, выявляли его успехи и неудачи, формулировали вывод. Ученику предлагалось сконцентрироваться на трудностях, возникших в ходе реализации программы самовоспитания за вторую неделю. Вместе с тьютором ученик придумывал способы решения возникших проблем и возможности их решения.