Программа тьюторского сопровождения Развитие познавательных процессов через игровую деятельность


Программа тьюторского сопровождения
«Развитие познавательных процессов через игровую деятельность»
для коррекционных школ 8 вида
Составил тьюторШулятикова Анжела Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Известно, что человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, при помощи познавательных процессов. Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление, память составляют познавательные процессы. Познавательные психические процессы - это общее название ощущений, восприятий, внимания, памяти, мышления, воображения. Все они участвуют в познании действительности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности. Познавательные процессы взаимосвязаны.
Данные психологических исследований показывают, что наиболее распространенной причиной возникновения трудностей в обучении у детей является недостаточный уровень сформированности основных свойств внимания. Для преодоления вышеназванных трудностей необходима специально организованная коррекционно-развивающая работа.
Такая работа рекомендована детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, патологическими страхами, сниженным фоном настроения, задержкой психического развития различного генеза, легкой и средней степенью умственной отсталости.
В современном мире предъявляются повышенные требования к адаптационным возможностям человека. Очевидно, что лица с нарушениями интеллекта испытывают трудности в адаптации к социуму. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке взрослого.
В игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но главное, игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игры способствуют формированию фантазии, воображению, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся жить. И задача взрослых показать мир «изнутри» и помочь ребенку понять свое место в этом мире как члена, участника событий, преобразователя.
Говоря о воспитании как социальном явлении, мы видим основную задачу школы в подготовке учащихся к самостоятельной жизнедеятельности. Для успешного решения этой проблемы необходимо вести планомерную работу по формированию всесторонне развитой личности воспитанника. Он – член общества, не только постоянно подвергающийся воздействию социальной среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений.
Не менее важна и другая проблема – процесс формирования совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих направление развития личности и её отношение к действительности.
Следует помнить, что как раз формирование сознания ребёнка с нарушениями интеллекта менее всего поддаётся коррекции. Необходимо направить все усилия, чтобы помочь нашему школьнику приспособиться к жизни и выработать нужное для него поведение. В этом могут помочь упражнения, направленные на формирование коммуникативных навыков и развитие позитивных жизненных целей.
Предлагаемая программа применима к возрастной категории от 6 до 17 лет. Занятия проводятся индивидуально и в группе от 5 до 10 человек, их длительность 15-20 минут.
Цель программы: развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта.
Задачи программы:
развитие познавательных процессов ребенка,
развитие навыков социализации,
развитие знаний, умений и навыков по образовательным предметам.
Ожидаемые результаты:
повышение устойчивости произвольного внимания, улучшение концентрации и распределения внимания;
развитие зрительной и слуховой памяти, увеличение объема долговременной памяти;
повышение точности координаций движений и мелкой моторики;
формирование операций классификации, обобщения и сравнения, анализа и синтеза;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
развитие пространственно-временного восприятия;
развитие навыков эффективного общения;
развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;
развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
формирование взаимного доверия.

Содержание программы
1 1.Беседа о лете.
2.Дидактическая игра «Что где растёт».
3.Аппликация «Ваза с фруктами».
2 1.Математическая игра «Сложи узор».
2.Математическая игра «Найди недостающую фигуру».
3.Конструирование «Птица».
3 1.Беседа о лесе и его обитателях.
2.Дидактическая игра «Животные и растения».
3.Лепка «Грибы»
4 1.Дидактическая игра «Найди, что опишу».
2. Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй».
5 1.Математическая игра «Заполни клетки».
2.Математическая игра «Сложи узор».
6 1.Беседа об овощах.
2.Дидактическая игра «Вершки и корешки».
3.Аппликация «Овощи на тарелке».
7 1.Математическая игра «Прозрачный квадрат».
2.Дидактическая игра «Придумай узор».
8 1.Беседа о труде людей осенью.
2.Дидактическая игра «Овощехранилище».
3.Аппликация «Консервируем огурцы и помидоры».
9 1.Беседа о птицах.
2.Дидактическая игра «Летает, не летает»
3.Дидактическая игра «Кто как кричит?»
10 1. Беседа об осени, (обобщающая).
2.Дидактическая игра «Кто, где зимует?»
3.Дидактическая игра «Животные, насекомые, птицы»
11 1.Математическая игра «Цифры по порядку».
2.Математическая игра «Цифроцирк»
3.Конструирование «Разноцветные цифры»
12 1.Обучение новым способам ухода за комнатными растениями.
2.Дидактическая игра «Отгадай, что за растение?»
3.Дидактическая игра «Цветочное лото»
13 1.Беседа о зимующих и перелётных птицах.
2.Дидактическая игра «Что за птица?»
3.Аппликация «Сказочная птица»
14 1.Беседа «Откуда пришёл Дед Мороз»
2.Дидактическая игра «Украсим нашу ёлку»
3.Конструирование «Сделаем бусы для ёлки»
15 1.Рассматривание картин с зимней тематикой.
2.Дидактическая игра «Новогодние подарки»
3.Аппликация «Новогодняя открытка»
16 1.Беседа о домашних животных.
2.Дидактическая игра «Птицы, звери, рыбы».
3.Рисование «Разноцветные рыбки».
17 1.Математическая игра «Пять математических корзинок»
2.Конструирование «Корзинка»
3.Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»
18 1.Дидактическая игра «Сколько звуков услышали?»
2.Пальчиковая игра «Разожми свой кулачок…»
3.Рисование «Порисуем верёвочками»
19 1.Дидиктическая игра «Птичья столовая»
2.Письмо снегирю
3.Аппликация «Снегирь на ветке рябины»
20 1.Беседа на тему «Мы - друзья природы»
2.Дидактическая игра «Какое время года?»
3.Лепка «Белочка»
21 1. Беседа на тему «Наша Армия родная»
2. Аппликация «Вертолёт»
22 1. Дидактическая игра «Однажды хозяйка с базаре пришла…»
2.Конструирование «Кошечка» (оригами)
23 1.Математическая игра «Разложи предметы по порядку»
2.Математическая игра «Весёлый поезд»
3.Конструирование «Подарки для пап и дедушек»
24 1. Дидактическая игра «Здравствуй, весна!»
2. Рисование «Ранняя весна»
25 1. Математическая игра «Что изменилось?»
2. Математическая игра «Найди свой домик»
3. Конструирование «Цветы для мамочки» (из полосок)
26 1. Математическая игра «Забавные цифры»
2. Конструирование цифр из деталей.
27 1.Дидактическая игра «Отчего портится настроение»
2. Лепка «Дети весело танцуют»
28 1.Дидактическая игра «Моя семья»
2.Рисование «Портрет семьи»
29 1.Дидактическая игра «Едем в гости к бабушке»
2.Дидактическая игра «К нам приехали гости»
30 1. Дидактическая игра «Назови три предмета»
2.Математическая игра «Дни недели»
31 1.Беседа о комнатных растениях.
2.Дидактическая игра «Отгадай, что за растение»
32 1.Беседа на тему «Таблетки растут на ветке.
2.Таблетки растут на грядке»
3.Дидактическая игра «Времена года»
33 1.Беседа на тему «Таблетки растут на ветке.
2.Таблетки растут на грядке»
3.Дидактическая игра «Времена года»
34 1.Беседа на тему «Скоро лето!»
2. Дидактическая игра «Что где растёт?»
3.Рисование «Лето»
Занятие № 1
1.Беседа о лете.
2.Дидактическая игра «Что где растёт».
3.Аппликация «Ваза с фруктами».
Цель: Обобщить и систематизировать представления о лете по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния). Закреплять знания детей о месте произрастания растений. Продолжать учить вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы; сочетать элементы композиции по цвету, размеру и форме, дополняя их характерными деталями. Воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
Занятие № 2
1.Математическая игра «Сложи узор».
2.Математическая игра «Найди недостающую фигуру».
3.Конструирование «Птица».
Цель: Развивать комбинаторные способности. Развивать логическое мышление, творческое воображение. Учить делать птиц из природного материала.
Занятие № 3
1.Беседа о лесе и его обитателях.
2.Дидактическая игра «Животные и растения».
3.Лепка «Грибы»
Цель: закреплять у детей понятия о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Закреплять умения классифицировать по группам. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы.
Занятие № 4
1.Дидактическая игра «Найди, что опишу».
2. Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй».
Цель: Учить находить растения по описанию. Учить отгадывать загадки и при помощи рисования передавать характерные особенности животных.
Занятие № 5
1.Математическая игра «Заполни клетки».
2.Математическая игра «Сложи узор».
Цель: Учить детей решать логические задачи на поиск недостающей фигуры. Учить путём зрительного анализа рядов фигур выбирать недостающие из шести предложенных фигур. Продолжать развивать умение анализировать, сравнивать, способность к комбинированию.
Занятие № 6
1.Беседа об овощах.
2.Дидактическая игра «Вершки и корешки».
3.Аппликация «Овощи на тарелке».
Цель: Формировать обобщённые представления об овощах, уточнить представления о многообразии овощей, формировать умение обобщать по существенным признакам. Учить составлять целое из частей. Способствовать развитию умения вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы.
Занятие № 7
1.Математическая игра «Прозрачный квадрат».
2.Дидактическая игра «Придумай узор».
Цель: Продолжать знакомить детей с эталонами формы и величины, соотношением целого и части, с физическими свойствами: прозрачность, гибкость; развивать сенсорные, познавательные и творческие способности. Закреплять умения складывать узор из геометрических форм и знакомых предметов.
Занятие № 8
1.Беседа о труде людей осенью.
2.Дидактическая игра «Овощехранилище».
3.Аппликация «Консервируем огурцы и помидоры».
Цель: Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая. Заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им. Продолжать учить классифицировать овощи и фрукты для хранения (некоторые заготавливают свежими, другие солят, консервируют). Продолжать учить вырезать овощи из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы.
Занятие № 9
1.Беседа о птицах.
2.Дидактическая игра «Летает, не летает»
3.Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Цель: Расширять и уточнять знания о птицах. Об их внешнем виде, питании, издаваемых звуках. Развивать слуховое внимание, воспитывать выдержку. Соотносить звуки издаваемые птицей с конкретным её изображением.
Занятие № 10
1. Беседа об осени, (обобщающая).
2.Дидактическая игра «Кто, где зимует?»
3.Дидактическая игра «Животные, насекомые, птицы»
Цель: Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, воды), о состоянии растений осенью, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о труде людей осенью. Уточнить знания о том, кто где зимует. Продолжать учить классифицировать по группам.
Занятие № 11
1.Математическая игра «Цифры по порядку».
2.Математическая игра «Цифроцирк»
3.Конструирование «Разноцветные цифры»
Цель: Развивать внимание. Закреплять знания цифр и чисел натурального ряда. Развивать умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, объединять предметы по признакам. Составлять целое из частей.
Занятие № 12
1.Обучение новым способам ухода за комнатными растениями.
2.Дидактическая игра «Отгадай, что за растение?»
3.Дидактическая игра «Цветочное лото»
Цель: Учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивая из пульверизатора, учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу. Учить описывать растение и узнавать его по описанию. Упражнять в подборе одинаковых цветов.
Занятие № 13
1.Беседа о зимующих и перелётных птицах.
2.Дидактическая игра «Что за птица?»
3.Аппликация «Сказочная птица»
Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище; углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелётных (ласточка ,грач, утка, стриж, скворец).Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их. Учить делать сказочную птицу, украшать её декоративными элементами.
Занятие № 14
1.Беседа «Откуда пришёл Дед Мороз»
2.Дидактическая игра «Украсим нашу ёлку»
3.Конструирование «Сделаем бусы для ёлки»
Цель: Вызвать у детей радостное чувство, связанное с предстоящим новогодним праздником; учить чередовать круги разные по цвету и размеру. Учить склеивать из полосок бумаги круги, чередовать по цвету. Выполнять работу аккуратно.
Занятия № 15
1.Рассматривание картин с зимней тематикой.
2.Дидактическая игра «Новогодние подарки»
3.Аппликация «Новогодняя открытка»
Цель: Сформировать представления о пейзажной живописи, прививать любовь к зимним явлениям природы. Развивать конструкторские способности, умение составлять из частей целое. Уметь делать новогодние открытки, аккуратно наклеивать элементы, не размазывая клей по основе.
Занятия № 16
1.Беседа о домашних животных.
2.Дидактическая игра «Птицы, звери, рыбы».
3.Рисование «Разноцветные рыбки».
Цель: Конкретизировать представление о домашних животных и сформировать понятие «домашние животные», учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб. Учить рисовать разноцветных рыб.
Занятие № 17
1.Математическая игра «Пять математических корзинок»
2.Конструирование «Корзинка»
3.Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»
Цель: Закрепить счёт, способствовать совершенствованию мелкой моторики руки.
Закреплять умение складывать объёмные корзинки, дополнять изделия украшениями.
Занятие № 18
1.Дидактическая игра «Сколько звуков услышали?»
2.Пальчиковая игра «Разожми свой кулачок…»
3.Рисование «Порисуем верёвочками»
Цель: Учить выделять звуки в словах, определять количество звуков в слове; развивать внимание, фонематический слух. Продолжать развивать мелкую моторику руки. Показать возможность создания образа с помощью верёвочки, развивать воображение и творчество.
Занятие № 19
1.Дидиктическая игра «Птичья столовая»
2.Письмо снегирю
3.Аппликация «Снегирь на ветке рябины»
Цель: Учить доброте. Приучать заботиться о птицах, дать элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Уточнить представление о птицах, воспитывать сочувствие к живой природе. Учить создавать силуэт птицы, воспитывать художественный вкус.
Занятие № 20
1.Беседа на тему «Мы - друзья природы»
2.Дидактическая игра «Какое время года?»
3.Лепка «Белочка»
Цель: Закрепить знания о правилах поведения на природе. Учить бережному отношению к природе и друг другу. Учить соотносить описание природы в стихах и прозе с определёнными временами года, развивать слуховое внимание. Вызывать интерес к обитателям, лепить фигурку из целого куска и частей, передавать выразительность образа.
Занятие № 21
1. Беседа на тему «Наша Армия родная»
2. Аппликация «Вертолёт»
Цель: Воспитывать уважение к Российской армии, вызывать стремление к подражанию солдатам, их службе. Закрепить навыки вырезывания овальных форм из прямоугольника.
Занятие № 22
1. Дидактическая игра «Однажды хозяйка с базаре пришла…»
2.Конструирование «Кошечка» (оригами)
Цель: вызывать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре. Учить складывать кошечку способом оригами.
Занятие № 23
1.Математическая игра «Разложи предметы по порядку»
2.Математическая игра «Весёлый поезд»
3.Конструирование «Подарки для пап и дедушек»
Цель: Учить раскладывать верёвочки в порядке возрастания и убывания длины. Способствовать развитию представления о числе на основе счёта и измерения. Учить делать открытку с объёмной аппликацией. Воспитывать стремление доставить родным радость.
Занятие № 24
1. Дидактическая игра «Здравствуй, весна!»
2. Рисование «Ранняя весна»
Цель: Познакомить с разной весной (полевой, речной, лесной), показать красоту весны. Воспитывать любовь к природе, учить передавать при помощи рисования красоту ранней весны.
Занятие № 25
1. Математическая игра «Что изменилось?»
2. Математическая игра «Найди свой домик»
3. Конструирование «Цветы для мамочки» (из полосок)
Цель: Развивать память. Группировать предметы по наличию одного свойства. Закрепить умение и навыки в работе с бумажными полосками.
Занятие № 26
1. Математическая игра «Забавные цифры»
2. Конструирование цифр из деталей.
Цель: Закрепить счёт, знание цифр. Развивать способности ориентироваться в пространстве, мелкую моторику рук.
Занятие № 27
1.Дидактическая игра «Отчего портится настроение»
2. Лепка «Дети весело танцуют»
Цель: Учить определять не только своё личное состояние, но и состояние окружающих их людей. Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции через мимику и жесты. Создавать радостное настроение, умение передавать фигурку человека в движении (танцует).
Занятие № 28
1.Дидактическая игра «Моя семья»
2.Рисование «Портрет семьи»
Цель: Учить называть членов своей семьи. Показывать на фотографии. Понимать роль взрослых и детей в семье. Воспитывать доброе отношение к родным; учить передавать эти образы в рисунке доступными средствами выразительности.
Занятие № 29
1.Дидактическая игра «Едем в гости к бабушке»
2.Дидактическая игра «К нам приехали гости»
Цель: Учить проявлять заботу, относиться с нежностью и любовью к своей бабушке. Закрепить знания о культуре поведения в случае, когда приходят гости, умение планировать свои действия. Воспитывать вежливость, щедрость, гостеприимство.
Занятие № 30
1. Дидактическая игра «Назови три предмета»
2.Математическая игра «Дни недели»
Цель: Упражнять в классификации предметов. Закрепить представления о днях недели. Развивать познавательные способности : память, внимание.
Занятие № 31
1.Беседа о комнатных растениях.
2.Дидактическая игра «Отгадай, что за растение»
Цель: Уточнить и систематизировать знания о растениях. Воспитывать интерес к жизни комнатных растений. Умение узнать предмет по его описанию.
Занятие № 32
1.Беседа на тему «Таблетки растут на ветке.
2.Таблетки растут на грядке»
3.Дидактическая игра «Времена года»
Цель: Познакомить с понятием витамины. Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Учить различать признаки времён года.
Занятие № 33
1.Дидактическая игра «Зоопарк»
2.Математическая игра «Найди недостающую фигуру»
3.Рисование «Зоопарк»
Цель: Закрепить названия диких животных, их детёнышей, особенности питания. Развивать логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать любовь к животным, стремление рисовать их, выбрать персонаж для изображения, использовать различные средства и приёмы выразительности.
Занятие № 34
1.Беседа на тему «Скоро лето!»
2. Дидактическая игра «Что где растёт?»
3.Рисование «Лето»
Цель: Обобщить и систематизировать представления о лете по основным признакам. Закрепить знания о месте произрастания растений. Развивать наблюдательность, передавать в рисунке существенные признаки.