Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство для 3 класса УМК Начальная школа 21 века


Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство»
предметная область «Искусство»
для 3 Г класса
на 2014 – 2015 учебный год
(программа разработана на основе ФГОС второго поколения (2009), примерной основной образовательной программы начального общего образования (2011) и авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская (2013) УМК «Начальная школа XXI века»
1. Пояснительная записка.
Нормативная правовая база.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения начального общего образования от 19 апреля 2011 г. N 03-255.
Авторская программа Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской. ФГОС. Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1-4 классы.Издание третье, переработанное. Москва. Изщдательскимй центр «Вентана-Граф». 2013 – 107с.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края»;
Учебный план МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» на 2014-2015 учебный год;
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» (принято на педагогическом совете, протокол № 171 от 23 мая 2012 г.);
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (принято на педагогическом совете, протокол №180 от 27.05.2013).
Сроки реализации рабочей учебной программыРабочая программа по изобразительному искусству для ступени основного общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края» рассчитана на 2014- 2015 учебный год
Место предмета в учебном плане Программа начального общего образования по изобразительному искусству составлена в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане образовательного учреждения на 2014 – 2015 учебный год. Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 3 классе в объёме 35 часов в год; в авторской программе - 34 часа в год.
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 ч в неделю:
9 учебных недель первой четверти (9 часов);
7 учебных недель второй четверти (7 часов);
10 учебных недель третьей четверти (10 часов);
9 учебных недель четвёртой четверти (9 часов);
Всего – 35 часов в год.
В авторскую программу изменения не внесены.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской

Программа начального общего образования по изобразительному искусству составлена в соответствии с Учебным планом образовательного учреждения на 2014 – 2015 учебный год: 35 учебных недель. В авторской программе - 34 учебных недели.
Изменений в последовательности изучения тем учебного курса нет.

1.5 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО».
Цели:
Разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
Активизацию самостоятельной творческой деятельности.
Развитие интереса к природе и потребности общения с искусством ( восприятие и практическая деятельность).
Формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, к своему народу, к многонациональной культуре своей страны.
Задачи изучения предмета:
Воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения.
Развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту.
Формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно – прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
Формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными графическими материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире.
Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.
1.6 НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание.По художественно-творческой изобразительной деятельности должны иметь:– представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях; о выборе и применении выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.Должны знать:– холодные и теплые цвета, свойства графики; виды изучаемых материалов и их свойства; начальные представления о цветоведении; особенности композиции при изображении природных объектов;Должны уметь:
-- выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства;– выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, моделировать цвета из 2-х и более цветов, прорисовывать мелкие детали;– под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;– самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого в работе материала и поддерживать порядок на нем во время работы; оценивать качество выполненной работы с точки зрения соответствия ее художественному замыслу;– ориентироваться в художественных тенденциях искусства эпохи Средневековья и Возрождения.
1.7 К КОНЦУ 3 КЛАССА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ:
Личностные результаты:
Целостное, гармоничное восприятие мира.
Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.
Умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
Способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.
Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
Умение доводить работу до конца.
Способность предвидеть результат своей деятельности.
Способность работать в коллективе.
Умение работать индивидуально и в малых группах.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
Постановка учебной задачи и контроль её выполнения ( умение доводить дело до конца).
Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.
Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса.
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.
Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.
Умение проводить самостоятельные исследования.
Умение находить нужную информацию в Интернете.
Умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием.
Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.
Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
Сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне.
Умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания.
Умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему.
Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.
Умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге.
Умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.
Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуры разных народов.
Сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знании архитектурных памятников своего региона, их истории.
Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.
Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.
Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном.
Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них.
Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
1.8 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛГИИ.
Игровые технологии.
Технология сотрудничества.
Групповая технология.
Природосообразная технология.
Технология развивающего обучения.
Технология проектирования.
1.9 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цветов. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм ( по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три-пять человек. Поиск Интернет музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю. Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (7 часов).
Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусств. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.
1.10 КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.
Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.
Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования. Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.
Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. – 2 изд. доработанное – М. Вентана-Граф, 2013 – 159 стр.
Изобразительно-иллюстративный материалИллюстрации произведений известных художников мира разных видов искусства: народное искусство, живопись, графика, серия художественно-дидактических таблиц, архив творческих детских работ.
ОборудованиеМультимедиа, CD, DVD диски по искусствуНатурный материалРеквизит для натурных постановок, драпировки, изделия народных художественных промыслов, муляжи фруктов и овощей, чучела птиц
Календарно-тематическое планирование
3 класс (35 часов)
Учебная неделя № урока Кол-во часов Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащегося
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)
1 четверть (9 часов)
1 1 1 1. Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. Примерные темы композиций: «Букет из осенних листьев», «Дом на горе» Работа на плоскости
Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе)
2 2 1 2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Работы на пленэре — этюды Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.
Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников
3 3 1 3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок) Открытое и закрытое пространство. Примерные темы композиций: «Облака и птицы в небе», «Подводные обитатели», «Лягушки в болоте». Работа в технике акварели «по сырому» Создавать выставки фотографий с уголками природы.Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.Создавать цветовые графические композиции в технике компьютерной графики.Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).
Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды
4 4 1 4. Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рассмотри деревья.
Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.) Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра. Условное изображение карты рельефа, художественное отображение ландшафта в картине. Исследование ландшафта родной природы. Создание карты региона с указанием достопримечательностей. Исследовательские проекты: рельеф местности (источниковая база по выбору, в том числе Интернет) Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины).Отделять главное от второстепенного.Выделять композиционный центр.Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок, орнамент).Представлять и передавать условное изображение в географических картах.
Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями)
5 5 1 5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции: вертикальный, горизонтальный, вытянутый, квадратный, овальный и др. Примерные темы композиций: «Грозовые тучи», «Закат солнца, сумерки». Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов.
Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.
Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики
6 6 1 6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше.
Воздушная перспектива Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». Передача ритмического рисунка журавлиного клина. Работа в смешанной технике Передавать графическими средствами воздушную перспективу.Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата.Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся.
Использовать в работе средства компьютерной графики
7 7 1 7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах. Примерные темы композиций: «Яхты в море», «Солнечный день в горах», «Прогулка в парке». Передача в пейзаже двух разных состояний природы — солнечного дня и пасмурного утра Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.
Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.)
8 8 1 8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). Примерные темы композиций: «Осенний букет», «Морской натюрморт с ракушкой». Композиционное размещение предметов Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.Изображать с натуры предметы конструктивной формы.Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения.
Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте
9 9 1 9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению) Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: весна — изготовление скворечника, посевная; лето — сенокос, езда на велосипеде, купание; осень — сбор урожая, начало учебного года; зима — катание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы Передавать движения.Уметь работать с натуры и по наблюдению. Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит.Работать в одной цветовой гамме.
Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек
2 четверть (7 часов) 10 10 1 10. Передача объёма в живописи и графике Освоение разнообразных видов штриха. Зависимость штриха от используемого графического материала и характера изображаемого предмета. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы — яблока, чашки Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.
Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш
11 11 1 11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата по выполненным наброскам.
Создание конструкции летательного аппарата в технике бумажной пластики Работа в объёме и пространствеПредставлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве.
Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели)
12 12 1 12. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал) Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина». Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина)
13 13 1 13. Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы композиций: «Артисты на арене цирка», «Футбол». Осваивать профессиональную лепку.Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).
Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок
14 14 1 14. Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек Работа в малых группах. Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. Примерная тема: «Детский городок». Использование несложного каркаса. Предварительное обсуждение эскиза будущей работы и распределение обязанностей Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.
Передавать ритм и динамику при создании художественного образа
15 15 1 15. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа Создание композиции по мотивам литературных произведений, например по сказкам
Н.Н. Носова, Дж. Родари.
Примерные темы композиций: «Городок, где жил Чиполлино», «Цветочный город» Декоративно-прикладная деятельностьСоздавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках).
Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3–5 человек
16 16 1 16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений, полученных на экскурсии в музей. Основой вазы может стать стеклянная ёмкость (бутылка, пузырёк или баночка). Лепка из цветного пластилина или работа с помощью бумаги и клея Создавать предметы для интерьера с учётом его особенностей.Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.
Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами
3 четверть (10 часов) 17 17 1 17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые
Создание художественной формы на основе наблюдений за природой. Например: «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи» Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными.
Эту работу можно выполнить в технике бумажной пластики или с помощью цветного пластилина
Работа в определённой цветовой гамме: сближенные цвета — мягкая цветовая гамма (замутнение цвета чёрным, белым); яркие, чистые цвета – «праздник красок» Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.
Осваивать технику бумажной пластики
Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм.Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства.
Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм
Развитие фантазии и воображения (11 часов)
18 18 1 1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. Развитие умения определять выразительный язык художественного произведения, созвучный настроению, ритму природы Работа на плоскостиУлавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.
Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий
19 19 1 2. Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения.
Смысловая зависимость между форматом и материалом Композиции на передачу контраста в рисунке. Примерные темы композиций: «Унылое и радостное», «Высокое и тонкое, низкое и толстое», «Мягкое и пушистое, твёрдое и колючее». Передавать индивидуальную манеру письма.
Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики
20 20 1 3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. Образное определение звуков в цвете и форме. Воспитание потребности выразить визуальными средствами звуки природы Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.
Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения
21 21 1 4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации) Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации.Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении.
Создавать коллективную книжку-раскраску
22 22 1 5. Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений Коллективные творческие исследования, связанные с выявлением особенностей графического решения заглавных букв (буквиц) разными художниками в текстах сказок, былин, сказаний. Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.
Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы
23 23 1 6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля Создание сюжетных объёмно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки. Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок (можно для кукольного спектакля). Использование большой картонной коробки Работа в объёме и пространствеСоздавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному).
Уметь работать в коллективе, распределять обязанности
24 24 1 7. Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда) Вовлечение школьников в мир сказочных героев, способных мгновенно изменить пространственную среду в зависимости от своего желания (цветовое, световое, предметное
окружение). Примерные темы композиций: «Дворец сказок», «Архитектура в стране снов — домик, в котором живёт твой сон». Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены.Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества.
Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства
25 25 1 8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами Зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен. Создание предметов декоративно-прикладного искусства на темы: «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной», «Кувшин „Поющий петух“». Декоративная лепка: глина, пластилин Декоративно-прикладная деятельностьПредставлять особенности декоративной формы, её условный характер.Передавать в объёмной декоративной форме настроение.
Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета
26 26 1 9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек, можно фигурок в национальных костюмах, в технике бумажной пластики. Применение в работе пузырьков, бутылочек, коробок для каркаса Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира.
Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек
4 четверть (9 недель) 27 27 1 10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. Роль знака и символа в жизни. Цвет и форма в знаковом изображении. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. Работа на небольших форматах. Декоративная роспись камня узором. Работа фломастерами или цветными карандашами Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа».Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др.
Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт
28 28 1 11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.
Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д. Формирование представления о характере и форме украшений (драгоценные и поделочные камни). Цвет, форма, ритм и символика в украшениях. Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой или Царевне-лягушке на основе ритма (чередования форм бусин). Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.
Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (7 часов)
29 29 1 1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Выразительные средства изобразительного искусства (цвет, форма, ритм, мелодика, конструкция, композиция) Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии).Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
Проводить коллективные исследования по данной теме
30 30 1 2. Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства Восприятие произведений разных видов искусства. Обсуждение, построенное на сравнении, нахождении общего и особенного в каждом виде искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений музыки, поэзии, живописи, графики Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы).
Понимать специфику выразительного языка каждого из них
31 31 1 3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский, Е.И. Чарушин Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки). Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Виды графики Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии.
Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике
32 32 1 4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа Организация и проведение экскурсий (заочных и очных), бесед, обсуждений. Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам.
Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.
Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона
33 33 1 5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники И.Я. Билибин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шишкин, В. Ван Гог, И.К. Айвазовский Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).
Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства
34 34 1 6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. Беседы, обсуждения, выполнение зарисовок архитектурных сооружений своего региона Представлять и понимать связь архитектуры с природой.
Называть архитектурные памятники региона, знать их историю
35 35 1 Резервный урок. Итого: 35 часов
4. Лист внесения изменений и дополнений№ п/п Дата Характер изменения Реквизиты документа, которым закреплено изменение Подпись сотрудника, внесшего изменения