Конспект к уроку Пчелы и муравьи — общественные насекомые (7 класс)

Урок в 7 классе на тему: «ПЧЁЛЫ И МУРАВЬИ – ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ. ПОЛЕЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ. ОХРАНА НАСЕКОМЫХ».

Задачи: раскрыть учащимся особенности образа жизни, поведения муравьев и пчел, их значение в природе и жизни человека; познакомить с одомашненными насекомыми – тутовым шелкопрядом и медоносной пчелой; рассказать о редких видах насекомых, их охране.
Оборудование: учебник, плакат; дополнительная литература: В.Гребенщиков «Миллион загадок», «Книга для чтения по зоологии».
Ход урока: 1.Орг. момент.
2.Тестирование.
3.Сообщение темы урока, задач.

Тестирование:
1.Где обитают паукообразные:
а)вода в)под землей
б)суша г)воздух

2.Какую роль играет ядовитый сок паука:
а)парализует жертву
б)происходит переваривание пищи
в)убивает добычу
г)защита

3.Какие части тела характерны для насекомых:
а)голова в)головогрудь
б)грудь г)брюшко

4.Что нужно предпринять в случае проникновения
клеща под кожу:
а)смазать это место мазью
б)выдавить клеща из кожи
в)перевязать
г)вырезать

5.Какие стадии развития существуют
у насекомых с полным превращением:
а)яйца в)куколка
б)кокон г)личинка.

Изучение нового материала:
Общественные насекомые: термиты, шмели, пчелы, муравьи.
Муравьи – сложное инстинктивное поведение;
работа и оборона муравейника;
способы питания;
языки общения муравьев.
Ученик: («Муравьиная семья»). Муравейник: куполообразная форма – защищает от дождя вода скатывается и защищает муравейник, не размывает муравьиное жилище. Высота муравейника бывает до 1 метра. Проветривается внутри; поддерживается оптимальная температура и влажность.
Химический язык: разыскивая дорогу к гнезду, рыжие муравьи пользуются языком запахов. С помощью обоняния они легко отличают «своих» муравьев от жителей другого муравейника. Замечено, что в разных случаях муравьи по-разному трогают, ощупывают, ударяют друг друга усиками и изменяют при этом свое поведение. Они как бы объясняются своеобразными жестами. Вот как следует понимать «язык жестов». (Используется плакат на доске).
Учитель: Медоносные пчелы – тоже общественные насекомые. Главная пчела – плодущая матка; рабочие пчелы (недоразвитые), трутни.
- профессии пчел;
- общение, инстинктивное поведение;
- польза для человека;
- разнообразие в природе.
Ученик: сообщение «Зеленый домик».
Учитель: Все пчелы вначале были дикими, но человек одомашнил их для своих целей.
- сообщение учащегося - о памятнике медоносной пчеле – фото.
Воск, мед, шелк, лекарственные препараты – человек получает от полезных для человека насекомых. Но есть одно, полностью одомашненное насекомое – тутовый шелкопряд. Он не встречается в природе в диком состоянии.
Ученик: дополнительное сообщение о тутовом шелкопряде.
Учитель: Охрана насекомых. В связи с влиянием человека на окружающую среду, многие виды животных, в том числе и насекомых, сокращают свою численность, а некоторые виды находятся на грани исчезновения.
Закрепление: вопросы на странице 141.
Домашнее задание: п.28, повторить п.1, сообщения о насекомых,
Кроссворды.