Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики в 4 В классе. Программа Начальная школа ХХI века


Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования МОиН РФ от 6.10.2009г. №373
3. Приказа МОиН РФ от 26.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в Федеральный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом МОиН РФ от 6.10.2009г. №373
4. Авторская программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы М.Т. Студеникина «Основы светской этики», М.; Русское слово, 2012г5. Образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 85»
6. Учебного плана МБОУ «Школа № 85» Ново – Савиновского муниципального района РТ на 2015-16 уч. год.
7. Положение о рабочей программе МБОУ «Школа № 85» Ново – Савиновского муниципального района РТ.
Основам религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, требованиями основной образовательной программы ОУ, программы курса «Основы светской этики» под редакцией М.Т. Студеникина. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Ценностные ориентиры содержания курса
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество
Результаты изучения курса
Личностные           Метапредметные Предметные
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
2) формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
5) воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
2) формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
3) адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
4) умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
5) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
6) овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
7) готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 1) знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
2) знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
3) формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
4) осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
4 класс (35 ч)
Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Духовный мир человека. Культурные традиции.
Раздел 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (15 часов)
Россия − наша Родина.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Раздел 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (13 часов)
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время? Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования. Что такое честь. Что такое достоинство. Что такое совесть. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Разделы 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в разделе 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Раздел 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
В результате прохождения программного материала 4-го года обучения учащиеся научатся:
Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Используемый учебно-методический комплект
Учебная
программа Учебники,
учебные пособия Методические
материалы Дидактические
материалы Материалы
для контроля
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразова - тельных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя.А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во часов Планируемые предметные результаты Универсальные учебные действия Дата
план факт
Раздел 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
1 Введение в предмет. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 1 Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Познавательные:
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
Коммуникативные: владение рассуждением, описанием, повествованием.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. Раздел 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (15 часов)
2 Россия – наша Родина 1 Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Познавательные:
Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.
Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.
Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы.
Коммуникативные: владение рассуждением, описанием, повествованием.
Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; 3 Что такое светская этика? 1 Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. 4 Мораль и культура. Вежливость 1 Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. 5 Особенности морали. 1 Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. 6 Добро и зло. 1 Знать моральное значение добра и зла; смысл понятий добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло. Понимать и сопереживать чувствам других людей. 7 Добродетели и пороки. 1 Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей 8 Дружба и порядочность. 1 Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Знать, что такое проявление дружбы и порядочности в повседневной жизни, в классном коллективе. Уметь уважительно относиться к иному мнению, соблюдать правила дружбы. 9 Что значит быть моральным? 1 Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
Уметь осознавать ценности человеческой жизни. 10 Честность и искренность.
Свобода и моральный выбор человека. 1 Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. 11 Свобода и ответственность. 1 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 12 Гордость и гордыня 1 Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. 13 Справедливость. 1 Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. 14 Альтруизм и эгоизм. 1 Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 15 Обычаи и обряды. Семейные праздники. 1 Знать обычаи и обряды разных народов. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. 16 Терпение и труд.
Роль труда в жизни человека. 1 Знать сущность трудовой морали. Понимать необходимость и важность труда для жизни каждого человека. Уметь заниматься самообслуживающим трудом, соблюдать технику безопасности. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре. Раздел 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (13 часов)
17 Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. 1 Знать высшие нравственные ценности семьи, традиции россиян, собственные традиции семьи. Понимать важность сохранения и укрепления семьи, значение семейных традиций для укрепления семьи, воспитания детей. Уметь следовать традициям своей семьи, уважать традиции других людей. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Познавательные: Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу;
Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм
Регулятивные: адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;Коммуникативные: избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.
18 Нравственный поступок. Семья.
Семейные традиции. 1 Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи. Семейные традиции. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. 19 Золотое правило нравственности. 1 Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
20 Сердце матери.
Любовь – основа жизни. Заповеди любви. 1 Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. 21 Правила твоей жизни.
Стыд, вина и извинение. 1 Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества..22 Честь и достоинство. 1 Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения 23 Совесть. Долг. Ответственность. 1 Познакомить со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей 24 Защитники Отечества.
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. 1 Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. 25 Джентльмен и леди. 1 Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. 26 Этикет. 1 Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. 27 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 1 Знать роль матери в семье, традиции празднования Дня матери. Понимать важность и необходимость уважительного отношения к матери; важность помощи детей родителям. День матери России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Уметь проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к матери. 28 Этика об отношении к другим людям и самому себе. 1 Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. 29 Мысли и поступки. Слова и речь. 1 Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Раздел 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)
30 Государство. Светская этика. 1 Знать: что такое собственное достоинство, порядочность и скромность; отличие гордости от гордыни Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Познавательные: Анализируют жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставлять их с нормами разных культурных традиций. Учат толерантному отношению к представителям разных мировоззрений у культурных традиций
Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 31 Нравственные законы в современном мире. 1 . Понимать важность необходимость проявления любви и уважения к человеку; соблюдения морали гражданина России 32 Образцы нравственности в культуре Отечества. 1 Уметь проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России. Понимать значение патриотизма в сохранении и укреплении государства. 33 Праздники народов России.
Подготовка творческих проектов учащихся. 1 Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. 34 Презентация творческих работ. 1 Готовят сообщения по выбранным темам. Участвуют в диспутах: учится слушать собеседника и излагать своё мнение, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. 35 Повторение изученного материала в течение года. 1 Анализируют жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставлять их с нормами разных культурных традиций Лист коррекции
№ Тема урока Внесенные изменения в КТП Дата
План Факт