Творческая разработка «Системно – деятельностный подход на уроке русского языка по теме «Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова » («Начальная школа XXI века», 3класс)




Творческая разработка
«Системно – деятельностный подход на уроке
русского языка по теме «Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова »
(«Начальная школа XXI века», 3класс)


Выполнила: Никитина Т.В., учитель начальных классов


Новокузнецк, 2016
Содержание

Введение …………………………………………………………. 3
Методическая разработка урока …………………………………4

Заключение ………………………………………………………...8
Литература ………………………………………………………... 9
Приложение ……………………………………………………….10
Введение
Системно-деятельностный подход – методическая основа стандартов начального общего образования. Его использование на уроке позволяет оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку учащихся.
Для реализации цели и задач ФГОС НОО, который предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» необходимо широко использовать современные педагогические технологии.В данной работе представлен урок русского языка для 3 класса, составленный в соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта по учебнику «Русский язык» С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой, входящим в образовательную систему «Начальная школа 21 века».
В уроке обозначены задачи учащихся, выражающиеся в планируемых результатах освоения темы, характеристике универсальных учебных действий, сформулированы педагогические цели, позволяющие рационально и компетентно смоделировать образовательный процесс. Урок содержит виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных и речевых умений, творческого потенциала. Учащимся предлагается осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебные задачи и находить пути их решения.
При разработке урока используется структура:
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3.Выявление места и причины затруднения (каких знаний, умений не хватает для решения учебной задачи). Проблемная ситуация.
4.Построения проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).
5.Реализация построенного проекта.
6.Первичное закрепление.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой.
8.Включение в систему знаний и повторений.
9.Рефлексия учебной деятельности. Организация оценивания учащихся собственной деятельности.
Методическая разработка урока
Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова.
Тип урока: решение учебной задачи.
Цель деятельности педагога: научить писать слова с буквами о, ё после шипящих в корне слова; способствовать развитию фонематического слуха, памяти, внимания, мышления, умение работать в парах; прививать интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Начинается урок,
Он пойдет сегодня впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Всегда отметку только «5»
- Желаю всем успехов на уроке и интересной работы.
II. Актуализация опорных знаний, фиксация затруднений в учебной деятельности.
- Сегодня мне пришло письмо от Учёного чёрного кота. Он просит Вас ему помочь. Откроем это письмо? У вас на столах лежат таблицы. Давайте поработаем в парах.
2844165647700021774158000900

Орфограммы
273367514541500 корня
111442519050021717006731000
-Вспомните и запишите известные вам орфограммы.
- А теперь заполним схему, с вашей помощью, на доске.

Безуд. глас.
провер. ударением
21793203365500102362020764500296799020764500?Безуд. гласная, непроверяемая
ударением
Орфограммы
2971800787400010287007302500 корня
21717006731000
Написание Непроизносимые
ь согласные
Парные
согласные
Все ли орфограммы мы знаем? Как вы думаете почему?

III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
- Как думаете, чем мы займемся на уроке? ( познакомимся с новой орфограммой корня)
-Давайте вспомним 2 класс и ответим на вопрос «Какие звуки в русском языке называются шипящими? [ж], [ш], [ч’], [щ’]
- Какими буквами они обозначаются? (ж,ш,ч,щ)
Карточки на доске:
Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’]
Буквы шипящих ж ш ч щ
IV. Открытие новых знаний. Построение проекта, выхода из затруднения.
- Откройте учебник С.111
[ч’орный’] - чёрный
[шорты] – шорты
[шолк] – шёлк
[крыжовн’ик] - крыжовник
[жолтый’] - жёлтый
- Обратите внимание на обозначение звука [о] после шипящих в корнях слов.
- Можно ли сказать, что под ударением звук [о] после шипящих записывается всегда одной буквой? (нет. в одних словах буква ё, в других буква о)
- Обратите внимание на эти слова:
Чёрный – чернетьшов
Жёлтый – желтетьшорты
Шёл – вышелшорох
Жёлуди - желудей
- Можете ли вы определить правило выбора буквы о или ё?
- Какой буквой обозначен звук [о] в словах первого столбика? (ё)
- Что происходит с буквой ё во вторых словах первого столбика? (вместо ё появляется е)
- Попробуйте подобрать к словам второго столбика такие родственные слова или формы слов, чтобы в их написании появилась буква е. Можно ли это сделать? (нет)
- Попробуйте сформулировать правило написания букв о и ё в корне после шипящих. (варианты ответов)
-Давайте откроем учебники на стр. 112 и проверим свое предположение.
(Чтение правила про себя, вслух, повторение несколькими учениками)
- В некоторых словах буква о после шипящих в корне пишется и в безударном положении. Например, шоколад, шофёр, шоссе, жонглер.
-Как быть с этими словами? (запомнить)
-Давайте запишем эти слова в тетрадь и придумаем однокоренные слова (шоколадка, шоколадный, шофёрский, жонглировать)

V. Первичное закрепление.
1. Работа по учебнику.
- Что нужно для того чтобы писать слова с этим правилом правильно? (знать правило и уметь его применять)
- Прочитаем в учебнике рубрику «Учимся применять правило»
Устно разобрать образцы из учебника «чёрный» и «шорты».
2. Выполняем упражнение 1 в учебнике по вариантам: 1вариант – п ервый столбик, 2вариант – второй столбик. Затем проверяем по цепочке.
- Какая буква будет вписана во все вторые слова пар, если в первых словах каждой пары после шипящих пишется буква е ? (выделить корни, подчеркнуть буквы е, ё)
Физкультминутка ( Упражнение гимнастика для глаз)
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5 мин. ( повторить 4-5 раз)
VI. Включение в систему знаний.
Рубрика «Обрати внимание» - прочитаем и запомним эти слова (на доске вывешиваются на карточках: жонглёр, лечо, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия) Закрепление, отработка написания слов с данной орфограммой
Упражнение 2 разберем устно, подбирая необходимые слова
(жёстко – жестковатый, шёлковый – шелковистый, шёл – вышел, отчёт – отчитаюсь, шёпот – шептать, щёчка – щека, щётка – щетинка.

Динамическая пауза
-Я буду называть слова, а вы если пишется ё хлопайте в лодоши.
-Если нет махайте головой.

VII. Дифференцированная работа. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Сильные ученики выполняют упр.№3 (работа в парах),
(дрова – дров, вода – водный, корзина, смотреть – смотрит, дорогой – дорог, холодный – холод, шорох)слабые ученики получают карточки с заданием вставить попущенные буквы (о или ё)
- Чёрный кот благодарит, Вас, за работу на уроке! Он прислал подарок. Соберите слово из букв. Докажи написание. Чёрный

VIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности (оценивание учащихся собственной деятельности).
- Вернемся к нашей схеме. Можем ли мы дополнить её? (да)
- Какую орфограмму добавим? (о/ё после шипящих)
Учитель вписывает на доске, ученики - в свои схемы.( карточки-помощницы) и убирают в папку-помощницу.
- Можно ли сказать, что сегодняшний урок продвинул нас на 1 ступень по лестнице к грамотному письму?
- Какое правило сегодня узнали?
- Поднимите руки, кто считает, что научился пользоваться этим правилом на письме?
- Молодцы! Мне урок тоже очень понравился, мы все отлично поработали.
VIII. Домашнее задание
-Рабочая тетрадь. На выбор:
1. стр.30 упр. 1,
2. стр. 30 упр.2,4.
Заключение
Основным ценностным ориентиром обучения русскому языку является его направленность на формирование у третьеклассников умения учиться. В период обучения на уроках у учащихся формируется произвольность, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной учителем задаче, активность и инициативность, умение проявлять самостоятельность в работе, умение оценивать правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной деятельности.
Моделирование звукового состава слова, состава предложения помогает формировать наглядно - образное и логическое мышление учащихся. Самостоятельное построение моделей дает возможность формировать у учащихся такой компонент учебной деятельности, как контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания, умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. На уроке учащиеся учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, доказывать свою точку зрения.
Направленность урока позволяет заложить основу принятия и освоения социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №67.
3. Русский язык 3 класс / С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой- М: Вентана-
Граф, 2014.- 120 с.

Приложение
1.
2844165647700021774158000900

Орфограммы
273367514541500 корня
111442519050021717006731000

2
Упражнение1.
Спиши. Не забывай вставлять необходимую букву.
шептать — ш...пот пель — щ...лка гчела — пч...лы персть — ш...рсткачернеть — ч...рный желтизна — ж...лтый шелка — ш...лковый причесать — прич...скаВ корнях некоторых заимствованных слов после ж, ч, ш без ударения пишется буква о: жонглёр, лечо, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия.
Упражнение 2.
Найди лишнее с точки зрения орфослово. Запиши получившиеся группы
1)крыжовник, щёлкать, шов, шорох, порты
2)шёлковый, шёл, расчёсывать, шёпот, пофёр 3)шоколад, жонглёр, щётка, шоссе
3
Упражнение 3. Запиши только те слова, в которых
пропущена буква о.
тр...ва, др...ва, в...да, к...ртина, к...рзина см...треть, пош...л, д...рогой, х...лодный, ш...рохШ...ПОТ
Какие правила тебе пришлось вспомнит! для правильного написания слов?