Конспект урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных».
Учитель: Кожевникова Л.Ю.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Цели: формировать умения распознавать существительные женского рода с шипящим звуком на конце слова, уточнение знаний о функциях мягкого знака;
создать условия для повторения и закрепления знаний, умений, навыков по пройденному материалу.
Задачи: развивать у учащихся умение обосновывать свою точку зрения, активизировать познавательную деятельность;
способствовать формированию коммуникативной культуры, воспитывать самостоятельность.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить; определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, развивать саморегуляцию ,пошаговый самоконтроль.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Ресурсы:
Основные:
Учебник «Русский язык 3 класс» С.В.Иванов, А.О.Евдокимова
Дополнительные:
рабочая тетрадь «Пишем грамотно», электронные физкультминутки, презентация к уроку, мультимедийный проектор, алгоритм самооценки, веера.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Все приготовились к уроку? Тогда настройтесь на работу. Постарайтесь быть внимательными, активными, старательными. Желаю всем хороших отметок.
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
-Сегодня мы продолжаем работу над разделом «Правописание».
2.Диагностика знаний учащихся. Актуализация знаний.
-Проверим ваши знания, ответим на вопросы теста. На веере покажите номер правильного ответа. (В тетрадях фиксируют букву, стоящую напротив верного ответа).
-Каждому варианту ответа соответствует буква. Если вы правильно отвечаете на вопросы теста, у вас получится слово.
-Что называет имя существительное?
1)действие предмета; с
2)предмет; м
3)признак предмета. н
-На какие вопросы отвечает имя существительное?
1)что делать? что сделать? у
2)какой? какая? какое? какие? ы
3) кто? что? о
-Имена существительные бывают:
1)ж.р. и м.р.; ж
2)ж.р., м.р., ср.р; л
3)не имеют рода. б
-В единственном числе имя существительное называет:
1)два и более предметов; м
2)один предмет о
-Буквы ж, ч ,ш, щ обозначают:
1)шипящие согласные; д
2)свистящие согласные; а
3)гудящие согласные. т
-Какими буквами обозначается на письме мягкость согласных звуков:
1)е, ё, ю, я, и; н
2)ь ; п
3)е, ё, ю, я, и, ь . ц
-В каких словах мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков:
1)зверь, пальто, гвоздь; ы
2)мышь, рожь, дочь, вещь. а
-Прочитайте слово, которое получилось в процессе ответа на вопросы теста. ( Молодцы!)
3.Постановка цели и задачи урока.
-Вернемся к последнему вопросу теста. Почему вы не выбрали вариант номер два? (Буквы ж, ш обозначают всегда твердые согласные.).
-Выясним, почему же в этих словах пишется ь? (Проблемная ситуация).
Операционно-исполнительный этап.
1.Знакомство с новым материалом. «Открытие нового знания»
-Прочитайте слова. Что объединяет слова первой и второй строки?
-Прочитайте слова первой строки, определите род.
-Прочитайте слова второй строки, определите род.
Мяч ключ лещ уж карандаш
Дочь ночь вещь рожь мышь
-Чем отличается написание слов второй строки от написания слов первой строки?
2.Сообщение темы урока.
-Тема нашего урока: «Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных» (дети формулируют тему самостоятельно)
-Кто может сформулировать правило о написании мягкого знака после шипящих у имен существительных? (Дети формулируют правило)
3. Выравнивание знаний. Первичное закрепление.
-Откроем учебник на стр.170 и проверим, правильно ли мы сформулировали вывод о написании мягкого знака у имен существительных на конце после шипящих. (Читают правило)
-Показателем чего является ь знак в словах мышь, рожь, дочь, вещь?
-Выполним упр. 1 на стр.170 учебника
-В словах какого столбика вы написали на конце ь знак? Почему?
2.Физкультминутка.
3.Самостоятельная работа.
-Проверим, как вы усвоили правописание ь знака на конце после шипящих у имен существительных. Дети работают по группам (уровням).
Самостоятельно выполняют упражнение 2 стр.39 в тетради «Пишем грамотно».
Самостоятельно выполняют упражнение 2 стр.170 в учебнике (один ученик за доской).
Самостоятельно работают, выполняя упражнение 3 на стр.171. Записывают слова парами: сначала во мн.ч., потом в ед.ч.
( Один ребенок у доски).
Ландыши-ландыш
Овощи-овощ
Малыши-малыш
-Проверим работу 2 группы.
-На какие 2 группы разделили все слова?(существительные м.р.,ед.ч. и существительные ж.р. ед.ч.)
-У существительных какого рода и числа на конце слова вы написали ь знак?
(Работу 1 группы проверяют ребята 3 группы. Ребята 3 группы сверяют написание с доской)
-Прочитаем правило, как определить правильность написания слов с шипящим звуком на конце слова (стр.170)
-Запишем это правило в виде алгоритма действий (Выкладывают на доске и сверяют с вариантом учителя).



Рефлексивно-оценочный этап.
Тренировочные упражнения и задания на повторение.
1.Работа в печатной тетради.
-Проверим, хорошо ли вы запомнили, когда у имен существительных с шипящим на конце слова пишется ь знак.
-Откроем тетрадь на станице 39, найдем упр.1.
-Найдите лишнее слово в каждой строчке. Запишите остальные слова.( Работают фронтально).
-У существительных какого рода и числа на конце после шипящих вы написали ь знак?
4.Работа с текстом.
-Ребята, послушайте музыку. Что представляли, когда слушали музыку?
-Откроем тетрадь на стр.39, найдем упр.4 . Прочитайте текст.
-Можно ли соотнести текст, с прослушанным музыкальным произведением?
-Найдите ошибки в тексте. (Работают по группам)
1гр-Исправляют ошибки и записывают 1 и 2 предложение.
2гр.-Записывают 3 предложение, исправив ошибки, находят грамматическую основу предложения.
3гр.-Записывают весь текст, исправив в нем ошибки.
-В каких словах были допущены ошибки? Почему в словах тишь, ночь вы написали ь знак?
5. Рефлексия деятельности (итог урока).
(Учитель организует фиксирование содержания).
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили?
-Достигли цели?
- Что надо сделать, чтобы узнать пишется ь знак после шипящих на конце слова или нет?
-Поставьте в тетради восклицательный знак те, кто считает, что он усвоил правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных, кто сомневается - вопросительный.
6.Инструктаж домашнего задания.
1и 2 гр.- стр.171 упр.3 учебника
3 гр.- стр.139 упр.2