Урок по русскому языкуОднородные члены предложения . Знаки препинания при однородных членах предложения


Министерство образования Республики Башкортостан
Салаватский районный отдел образования
МОБУ СОШ с. ЛагеревоТема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Разработка учителя русского языка и
литературы МОБУ СОШ с.Лагерево
Гимрановой Минзили Гаязовны.
Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Цели:
1.Обучающие:
-формирование навыка постановки знаков препинания в предложении с однородными членами;
-формирование навыков выполнения заданий в формате ЕГЭ;
-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.
2. Развивающие:
- закрепление знаний о постановке знаков препинания в предложении с однородными членами ;
-развитие пунктуационной зоркости.
3. Воспитательные:
-воспитание любви к чтению;
-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к слову.
Тип учебного занятия: урок закрепления знаний.
Оборудование: Проектор ,ноутбук , презентация, карточки.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга улыбкой и садитесь на свои места поудобнее, успокойтесь, пожелайте всем хорошего настроения. Запишите число , классная работа и оставьте место для темы, которую вы определите сами.
2. Орфографическая разминка. Выполнение задания14.Правописание -н- и –нн-
Слайд.2
2.

3. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос. Повторим темы , изученные на предыдущих уроках по теме »Предложение»
Индивидуальное задание. Синтаксический разбор предложения.
Дремали не только леса, но и лесные озёра и реки.
4. Формирование темы урока и запись ее в рабочие тетради. Чтение стихотворения. Слайд .
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
(Михаил Исаковский)
Ребятам раздаются тексты с данным стихотворением.
- Каким вы себе представили образ ветра? Кого он нам напоминает? ( Обычный ветер подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях. Ветер будто живой.)
- Верно! А теперь посмотрим на это стихотворение глазами лингвиста (ученые, изучающие язык).
- Что необычного в этом стихотворении? (Все стихотворение состоит из одного предложения.)
- Найдите и выпишите грамматическую основу предложения (Какую грамматическую основу вы выписали?).

- Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? (Одно подлежащее и 7 сказуемых)
- На какой вопрос они отвечают? ((ветер) что сделал?)
- С какой интонацией они читаются? (Перечислительная интонация)
- Как называются подобные члены предложения? (Однородные члены предложения.)
5. Введение в тему с формулировкой цели и проблемы.. Чтение стихотворения. Слайд
Ребята, давайте с вами послушаем стихотворение.
Слова есть в русской речи,Не очень-то внешне похожие,Но, полномочия на них Поровну возложены.И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,И между ними правильноДолжны расставить знаки мы.Шагают вереницею они за словом главным,Оно ими командует и за собой их тянет.Наверное, вы поняли,Слова те благородныеВсе называют в языке,Конечно, однородными.
- О каких признаках однородных членов предложения идёт речь?
- Для чего ж нам надо знать однородные члены предложения? (Нам нужно знать однородные члены для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания).
Давайте запишем в тетрадочки признаки однородных членов предложения!
Слайд. Признаки однородных членов предложения:
1.Отвечают на один вопрос
2.Являются одним членом предложения
3.Относятся к одному слову
4.Обычно являются одной частью речи
5.Интонация перечисления
- Для чего ж нам надо знать однородные члены предложения? (Нам нужно знать однородные члены для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания).
Какова цель сегодняшнего урока? Слайд.
(Обобщить знания об однородных членах предложения и знаках препинания в предложениях с однородными членами предложения; закрепить умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах) слайд.
-Как мы будем действовать, чтобы найти однородные члены предложения? Предлагаю алгоритм нахождения однородных членов. Слайд. Алгоритм.
6. Повторение темы . Слайд.
Какие члены предложения называется однородными?
Чем соединяются однородные члены предложения?
Объяснение пунктуации в предложениях с однородными членами.
7. Задание . Спишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.
Весна и ночь прикрыли дол (А. Фет).
Здесь кругом озера да болота.
Листом стелется да укусить целится.
В лесу одному шумно и жутко и грустно и весело (А. Фет).
Мы то карабкались на гору то шли косогором (В. Арсеньев).
Не то волк не то собака бежит по лесной дороге.
Мы встретимся завтра утром или вечером.
Меня отпускали с Евсеичем всякий день или поутру или вечером часа на два (И. Гончаров).
В новой избе не было ни дверей ни оконных рам (А. Аксаков).
Белка - зверёк маленький зато очень ловкий
Слайд. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
1. Весна и ночь прикрыли дол. [ и ].
2.Здесь кругом озера да болота.
3. Листом стелется, да укусить целится. [ , да (но) ]. 4.В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело. [ ,и ,и , и ]. 5.Мы то карабкались на гору, то шли косогором.
6.Не то волк, не то собака бежит по лесной дороге. 7.Мы встретимся завтра утром или вечером.[ или ]
8.Меня отпускали с Евсеичем всякий день или поутру, или вечером часа на два. [или , или ]. 9.В новой избе не было ни дверей, ни оконных рам. [ни ,ни ].
10.Белка - зверёк маленький, зато очень ловкий.[ , зато )
Слайд. Обратите внимание.
Если однородные члены соединены парными союзами как…так и, не только…но и, не столько…сколько, не так…как и т.п. или двойными союзами если не…то, хотя…но, то запятая ставится только перед второй частью союза:
Расставьте знаки препинания.
Как в лесу так и на лугах появились робкие первоцветы. Не только охотники но и рыбаки любят осеннюю пору. Если не мороз то зной может убить тоненькие стебельки яблонь. Не столько обида сколько растерянность сквозила в его словах.
Слайд. Составление предложений с двойными союзами в парах. Союзы должны связывать однородные члены предложения.
Хотя и …зато (но). (Стихотворения, природа, человек).
Если не…то. (Стихотворения, Тютчев, природа, любовь).
Не столько…сколько.(Строки Тютчев, выражать, эпоха, тютчевскую, нашу).
Как…так и. ( Тютчев, Россия, за границей).
Слайд. Работа по парам.
Расставьте знаки препинания.
1.Вдали послышался слабый неясный шум.
2. Река и роща залиты ярким светом. 3.Озябшие вороны просушились и с голодным карканьем перелетали с места на место.
4.Они говорили о чем-то спокойно серьезно.
Слайд. Вот экзаменационный пример:
А. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки.
Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утончённость вкуса её хозяина.
Художник был увлечён не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
Б. Укажите предложение, в котором нужно поставить
одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Морозный и тонкий воздух защипал в носу и иголочками уколол щеки.
2) Синие высокие дымки поднимались и таяли над крышами домов.
3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных трубах.
После чемпионата мира по футболу радовались и тренер и футболисты и болельщики команды.
В. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Ум имей хоть маленький, да свой.
2) Я сел за стол с карандашом и бумагой и стал записывать.3) Я люблю эти темные ночи, эти звезды, и клены, и пруд.
4) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом.
Слайд. Повторение темы «Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом»
Алгоритм . «Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом»

Слайд .Задание. Расставьте знаки препинания.
1.На следующих станциях хватали все газеты центральные местные краевые.
2.Всюду на улицах в магазинах в метро
обсуждали последние новости.
3.На спортивной площадке на лужайке в беседке всюду та же тишина...
4.Дети старики женщины смешались в живом потоке
Слайд. Проверим
1.На следующих станциях хватали все газеты: центральные , местные , краевые.
2.Всюду: на улицах, в магазинах, в метро -
обсуждали последние новости.
3.На спортивной площадке, на лужайке, в беседке - всюду та же тишина...
4.Дети, старики, женщины смешались в живом потоке.
токе.
Графический диктант с взаимопроверкой по образцу.
Повелительные, восклицательные, вопросительные интонации во многом определяют мелодику стихов Тютчева.
Тютчев находит душу мира и в блеске молодой весны ,и в светлости осенних вечеров, и в ночном шуме моря.
В структуру своего мироздания Тютчев включает всё: свет, хаос, космос, природу, человека.
Не только действие, но и оттенки действия отражаются в смене глагольных форм
Тестирование по вариантам с последующей самопроверкой.
I вариант.
I. Укажите предложение с одной запятой.
1.Ветер достиг силы урагана и визжал долго и зло.
2.Зарево полыхало как над городом так и далеко вокруг.
3.В словах друзей было и восхищение и благодарность и любовь.
4.В комнате остались только хозяин и Сергей Петрович.
II.Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
1.Спорт, музыка, чтение книг всегда увлекали меня.
2.Море вечно и неумолимо шумит, и блещет.
3.Смотритель пошёл домой ни жив, ни мёртв.
4.Он хорошо говорил как по-французски, так и по-немецки.
5.Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца, и на перилах балкона, и на листве.
6.А звёзды неожиданно в тумане блеснули, и свет свой холодный под липами льют.
7.Посаженные деревья: тополь, акация и дикорастущий клён зеленели приветливо и свежо.
8.Столы, лавки, кровати – всё выстругано из белого дерева.
II вариант.
I. Укажите предложение с одной запятой.
1.По вечерам за столом сидели взрослые и дети и читали вслух.
2. Садков одинаково хорошо писал как сельские так и городские пейзажи.
3.Я видел только бой да слышал канонаду.
4.Птицы затаились на время или вовсе покинули эти места.
II. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.
Я стал посещать музеи и театры, и читать книги.
Май леса наряжает. И лето в гости приглашает.
Буран, и вьюга, и холода задерживали наше продвижение.
Заблестели на листьях орешника капли не то росы не то вчерашнего дождя.
6. Я отправился на рыбалку ни свет, ни заря.
7. Эта мельница, и кустарник, и запах листьев – всё было ново.
8.Она хорошо знала языки: немецкий, французский, английский и учила этому своих детей.
Ответы. I вариант. 2//23567
II вариант. 2//23568
Слайд. Подведение итогов урока по теме.
Слайд .Домашнее задание.
1. Выполнить упр.371, п.78 2.Выписать из стихотворений любого поэта 8 предложений на разные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
3.Выполнение задания 15.
Слайд. Рефлексия.
- Я понял(а) материал…
-Я смогу использовать этот материал при выполнении заданий… ЕГЭ.
Самооценка.
-Я поставил(а) себе оценку за урок…