Рабочая программа по русскому языку по программе Начальная школа 21 века

Рабочая программа по предмету «Русский язык»

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса русского языка и на основе авторской программы С.В.Ивановым, М.В.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой, Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой.
Цели и задачи курса:
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально – целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранение его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание курса:
Программа включает в себя изучение трёх блоков: блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний); блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма); блок «Развитие речи».
В соответствии с Образовательной программой школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа по русскому рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
- Иванов С.В. Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль – М.: Вентана-Граф, 2012
- Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф, 2013
Романова В.Ю. Русский язык: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013

















Содержание программы (170 часов)
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний) (62 ч)
Фонетика и графика (3ч)
Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова.
Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Состав слова (морфемика) (4ч).
Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу.
Синтаксис(18 ч)
Предложение. Нахождение главных и второстепенных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Морфология (37 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение существительных мужского, женского, среднего рода. Род неизменяемых имён существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам.. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение смысловых (синтаксических) и падежных вопросов. Определение принадлежности существительных к 3 склонениям. Различение собственных и нарицательных существительных. Наблюдение за неодушевлёнными и одушевлёнными существительными. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание»
(формирование навыков грамотного письма) (53 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и применение:
приставки на з, с;
соединительные гласные о, е в сложных словах;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой)
буквы о,ё после шипящих в корнях слов;
буквы и,ы после ц в различных частях слов;
суффиксы имён существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, енк;
мягкий знак после шипящих на конце существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях существительных на –ий, -ия, ие;
буквы о, ё в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
безударные гласные в падежных окончаниях прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» (30 ч)
Устная речь
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуации учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнёра при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении.
Письменная речь
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ) и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (25 ч)
























Планируемые результаты обучения
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
различать, сравнивать, кратко характеризовать
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять и находить
- собственные имена существительные;
- личные местоимения 1, 2. 3 лица;
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи
- определять род изменяемых имён существительных;
- устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
- определять принадлежность имён существительных к 1, 2, 3 склонению;
- устанавливать с помощью смысловых (синтаксических вопросов) связь между словами в предложении;
- находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65-80 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- составлять план собственного и предложенного текстов;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
- составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания
- приставки, оканчивающиеся на з, с;
- непроверяемые гласные и согласные в коре слова (словарные слова, определённые программой);
- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
- безударные гласные после шипящих на конце имён существительных;
- буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу ( в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
устанавливать род неизменяемых имён существительных;
склонять личные местоимения;
различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
применять правило правописания суффиксов имён существительных –ок-. –ец-, -иц-, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на –ий, -ие, -ия;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах;
писать подробные изложения;
создавать собственные тексты (писать сочинения) с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
соблюдать нормы современного русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника

Метапредметные результаты обучения
В области познавательных УУД:
- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях;
- обобщать результаты наблюдений, делать самостоятельные простые выводы;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках);
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;
- факты ориентироваться в целях, средствах, условиях общения;
- группировать слова по заданному основанию
В области регулятивных УУД:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- составлять план и последовательность действий в соответствии с поставленными задачами;
- осуществлять контроль по образцу, алгоритму, результату выполнения задания.
В области коммуникативных УУД:
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
- задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь.
В области личностных УУД:
- осознание языка как основного средства общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.












Контрольные работы

№ работы
Название работы
Дата проведения

1
Повторение


2
Написание изученных орфограмм


3
Сложные слова. О и ё после шипящих


4
Итоговый диктант за полугодие


5
Правописание существительных


6
Правописание безударных падежных окончаний существительных


7
Правописание падежных окончаний имён прилагательных


8
Списывание


9
Итоговый диктант за год


































Поурочное планирование учебного материала



Название темы
Характеристика деятельности учащегося

1
Повторяем фонетику
Понимать информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему. Сравнивать транскрипцию с буквенной записью слов. Группировать слова по заданному основанию.

2
Правило написания прописной буквы
Соотносить собственный ответ на вопрос с предложенными вариантами ответов. Контролировать собственные действия при работе по образцу. Распознавать орфограмму, объяснять условия написания прописной буквы.

3
Фонетический разбор слова
Знакомиться с алгоритмом фонетического разбора слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Находить слова по заданным основаниям. Проводить фонетический разбор слова.

4
Правило переноса
Выбирать правильный ответ из предложенных и аргументировать свой выбор. Графически обозначать деление слов на слоги. Подбирать слова, удовлетворяющие заданным условиям.

5
Текст, его признаки, типы
Соотносить предложенный план с текстом. Проверять правильность составленного плана. Определять тип текста. Выбирать заголовок, заканчивать текст. Отбирать необходимые языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи.

6
Фонетический разбор слова
Оценивать правильность выполнения фонетического разбора. Сравнивать слова по звуковому составу. Находить слова по заданным основаниям. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

7
Правило обозначения гласных после шипящих
Устанавливать орфограмму и объяснять написание слов. Заканчивать предложения словами с указанными характеристиками. Использовать образец рассуждения.

8
Состав слова
Анализировать варианты инструкций нахождения корня и устанавливать правильный ответ. Распознавать родственные слова. Выполнять разбор слова по составу и контролировать свои действия по алгоритму.

9
Правописание безударных гласных в корне слова
Устанавливать место и тип орфограмм в слове. Находить слова по заданному основанию, подбирать проверочные. Понимать информацию, представленную в виде таблицы.

10
Признаки и типы текста
Соотносить свой текст с предложенными. Различать типы текста. Подбирать заголовки к текстам на заданную тему.

11
Разбор слова по составу
Подбирать слова по заданным основаниям. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом разбора слов по составу. Определять и доказывать правильность выполнения задания.

12
Правописание согласных в корне слова
Обсуждать проблемный вопрос. Устанавливать правильный способ проверки орфограммы. Графически обозначать место орфограммы в слове.

13
Словообразование
Определять способы словообразования слов. Составлять слова из заданных морфем. Анализировать информацию, представленную в таблице. Составлять письменные высказывания, объясняющие значения слов.

14
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение»
Находить слова по заданным основаниям. Проводить фонетический разбор слова. Проверить результаты освоения темы.

15
Работа над ошибками
Приводить примеры слов с данной орфограммой. Анализировать и оценивать свою работу.

16
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Аргументировать правильность выбора буквы. Планировать собственную запись в соответствии с условием задания.

17
Текст и его заголовок
Соотносить заголовок и части текста. Высказывать предположение и аргументировать его.

18
Разбор слова по составу, словообразование
Оценивать правильность использования алгоритма разбора слова по составу. Использовать алгоритм разбора слова по составу. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

19
Правописание суффиксов
Находить слова, отличающиеся от группы. Конструировать слова из заданных элементов. Представлять информацию в виде таблицы.

20
Правописание приставок
Доказывать выбор буквы, графически обозначать место орфограммы в слове. Предлагать различные способы проверки.

21
Проверочная работа по теме «Фонетический и словообразовательный анализ»
Группировать слова по заданным основаниям. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Конструировать слова из заданных элементов. Проводить фонетический разбор и разбор слова по составу. Контролировать правильность выполнения задания.

22
Заголовок и начало текста
Подбирать заголовки по началу текста. Редактировать текст.

23
Предложение и его смысл. Слова в предложении
Анализировать предложенные высказывания, выбирать правильный ответ и обосновывать сделанный выбор. Восстанавливать предложение. Устанавливать границы предложения. Определять для себя возможность или невозможность выполнения задания.

24
Виды предложений по цели высказывания и интонации
Определять тип предложения по цели высказывания и интонации. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

25
Последовательность предложений в тексте
Редактировать текст. Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Восстанавливать правильный порядок абзацев текста.

26
Главные члены предложения
Находить и графически обозначать грамматическую основу предложения. Восстанавливать предложение по смыслу. Обосновывать свой выбор.

27
Списывание по теме «Повторение изученных орфограмм»
Устанавливать границы предложения. Проверить результаты освоения темы. Устанавливать орфограмму и объяснять написание слов.

28
Написание разделительных знаков
Группировать слова по разным основаниям. Различать одинаково звучащие приставки и предлоги. Графически доказывать выбор ъ и ь.

29
Главные члены предложения
Использовать алгоритмы нахождения главных членов предложения. Восстанавливать пропущенный главный член предложения.

30
Написание приставок
Выявлять закономерности написания приставок и делать выводы о правилах их написания. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Представлять информацию в виде таблицы. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов.

31
Написание приставок, оканчивающихся на з/с
Выявлять закономерности написания и формулировать выводы о правилах написания приставок. Использовать алгоритм написания приставок. Группировать слова по заданному основанию.

32
Подлежащее
Наблюдать за различными способами выражения подлежащего. Оценивать правильность высказанной точки зрения. Использовать алгоритм нахождения подлежащего. Устанавливать связь подлежащего и сказуемого по смыслу и форме.

33
Сказуемое
Наблюдать за различными способами выражения сказуемого. Оценивать правильность высказанной точки зрения. Использовать алгоритм нахождения сказуемого. Устанавливать связь подлежащего и сказуемого по смыслу и форме.

34
Учимся писать письма
Устанавливать ситуацию общения и отбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Составлять план текста.

35
Подлежащее и сказуемое
Составлять предложения по заданным основаниям. Устанавливать правильный порядок следования слов.

36
Проверочная работа по теме «Предложение»
Находить и графически обозначать грамматическую основу предложения. Относить предложения к определённому виду по интонации и цели высказывания. Обнаруживать границы предложений.

37
Второстепенные члены предложения
Задавать вопросы по предложенному алгоритму. Находить предложение по заданному основанию. Определять для себя возможность или невозможность выполнения задания в зависимости от его сложности.

38
Контрольный диктант №2 по теме «Написание изученных орфограмм»
Использовать алгоритм письма под диктовку. Осуществлять самоконтроль. Контролировать правильность выполнения работы.

39
Работа над ошибками
Относить слова к определённому типу орфограмм. Использовать алгоритм работы над ошибками.

40
Обстоятельство
Задавать вопросы к обстоятельствам. Осуществлять взаимный контроль и осуществлять взаимопомощь в группе. Графически обозначать обстоятельства.

41
Написание приставки с-
Составлять слова из предложенных морфем. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей.

42
Обстоятельство
Использовать алгоритм нахождения обстоятельств. Преобразовывать предложения с обстоятельствами.

43
Определение
Анализировать языковые объекты с выделением общих признаков. Задавать вопросы к определениям. Графически обозначать определения.

44
Определение
Выбирать предложения, удовлетворяющие определённым условиям. Дополнять предложения определениями. Сравнивать предложения.

45
Написание слов с двумя корнями
Графически обозначать корни в сложных словах. Анализировать языковые объекты с выделением общих признаков.

46
Соединительные гласные о,е
Представлять информацию в виде таблицы. Графически обозначать корни в словах.

47
Учимся писать письма
Наблюдать за отбором языковых средств пи написании писем различным адресатам. Редактировать предложенные тексты.

48
Дополнение
Устанавливать вопросы дополнений. Дополнять предложения дополнениями. Устанавливать связь слов в предложении.

49
Написание букв о, ё после шипящих в корне слова
Находить в предложении слова по заданным основаниям. Наблюдать за формами одного слова и их синтаксической функции в предложении.

50
Написание букв о,ё после шипящих в корне слова
Использовать алгоритм обозначения ударного звука [о]после шипящих в корне слова. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма.

51
Однородные члены предложения
Сравнивать предложения с однородными членами и без них. Наблюдать за особенностями однородных членов предложения. Использовать символические средства для фиксации однородных членов предложения.

52
Контрольный диктант №3 по теме «Сложные слова. О и ё после шипящих»
Использовать алгоритм обозначения ударного звука [о]после шипящих в корне слова. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма.

53
Работа над ошибками
Относить слова к определённому типу орфограмм. Использовать алгоритм работы над ошибками.

54
Обозначение звука [ы] после звука [ц]
Формулировать зависимость выбора буквы от части слова. Объяснять написание слов с изучаемой орфограммой.

55
Однородные члены предложения
Соотносить предложения и схемы. Знакомиться с союзами при однородных членах. Использовать знаково-символические средства для доказательства знаков препинания.

56
Знаки препинания при однородных членах
Составлять предложения с однородными членами. Устанавливать необходимость постановки знаков препинания.

57
Учимся писать письма
Наблюдать за порядком изложения мысли в тексте письма. Выявлять допущенные в тексте лексические недочёты. Создавать тексты по заданным окончаниям.

58
Проверочная работа по теме «Члены предложения»
Анализировать языковой материал. Дополнять предложения второстепенными членами. Выделять грамматическую основу предложения.

59
Учимся писать письма
Выявлять допущенные в тексте логические несоответствия. Редактировать тексты с повтором слов. Применять правило оформления конверта при выполнении поставленной в упражнении задачи.

60
Однородные члены предложения
Находить предложения с однородными членами. Оценивать правильность работы, находить и исправлять ошибки.

61
Знаки препинания при однородных членах
Сравнивать предложения с законченным и незаконченным перечислением однородных членов. Устанавливать необходимость постановки знаков препинания.

62
Учимся писать письма
Выявлять допущенные в тексте стилистические ошибки. Оценивать правильность выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.

63
Повторяем фонетику и состав слова
Выявлять слова неудовлетворяющие условиям задания. Контролировать правильность выполнения фонетического анализа. Характеризовать слово по предложенной модели.

64
Самостоятельные и служебные части речи
Группировать слова по заданным основаниям. Различать самостоятельные и служебные части речи. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

65
Работа с текстом
Обнаруживать пропуски запятых и объяснять необходимость их постановки.

66
Имя существительное
Определять часть речи по набору признаков. Группировать слова по заданному основанию.

67
Работа с предложением и текстом
Доказывать написание слов. Составлять предложения в соответствии с предложенными моделями.

68
Итоговая контрольная работа за первое полугодие
Устанавливать место и тип орфограмм в слове. Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. Контролировать правильность выполнения задания.

69
Работа над ошибками
Находить ошибки и объяснять их. Относить слова к определённому типу орфограмм. Использовать алгоритм работы над ошибками.

70
Имя существительное
Наблюдать за синтаксической функцией. Наблюдать за значением существительного.

71
Контрольный диктант №4 по итогам первого полугодия
Графически обозначать наличие заданной орфограммы. Контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей.

72
Работа над ошибками
Относить слова к определённому типу орфограмм. Использовать алгоритм работы над ошибками.

73
Учимся писать изложение
Определять основную мысль текста. Выделять ключевые слова каждого абзаца. Находить в тексте средства художественной выразительности. Создавать собственный текст, ориентируясь на образец.

74
Списывание
Контролировать правильность выполнения задания. Пользоваться алгоритмом списывания.

75
Род имён существительных
Понимать информацию, предложенную в виде моделей. Определять род. Определять для себя возможность выполнения задания.

76
Род имён существительных
Наблюдать за связью слов в предложении. Устанавливать род несклоняемых существительных. Дополнять предложения несклоняемыми существительными.

77
Учимся писать изложение
Выделять в текстах описаниях опоры для пересказа. Сравнивать тексты разных типов. Сравнивать письменный пересказ с предложенным текстом.

78
Число имён существительных
Образовывать форму множественного числа. Различать формы единственного и множественного числа.

79
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
Устанавливать орфограмму и объяснять написание слов. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись.

80
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
Группировать слова в зависимости от типа и места орфограммы. Понимать информацию в таблице. Применять правило написания ь у существительных после шипящих.

81
Число имён существительных
Определять род существительного в форме множественного числа. Различать изученные части речи.

82
Изменение существительных по числам
Наблюдать за сложными случаями образования множественного числа существительных. Заканчивать предложения, используя слова с указанными характеристиками.

83
Изменение существительных по числам
Соблюдать порядок действий при списывании. Образовывать форму множественного числа от существительных на –мя.

84
Проверочная работа по теме «Части речи. Имя существительное»
Составлять предложения по заданным условиям. Различать изученные части речи. Образовывать форму множественного числа. Определять род существительного.

85
Учимся писать изложение
Выявлять признаки текста. Восстанавливать текст. Озаглавливать текст. Отбирать необходимые языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи.

86
Изменение имён существительных по падежам
Различать родственные слова и формы одного и того же слова. Знакомиться с падежом как грамматическим признаком существительного.

87
Падеж имён существительных
Определять нужную форму слова в предложении. Контролировать правильность выполнения задания. Наблюдать взаимодействие предлогов с падежными формами.

88
Контрольный диктант №5 по теме «Правописание существительных»
Определять нужную форму слова в предложении. Контролировать правильность выполнения задания. Определять границы предложений.

89
Работа над ошибками
Относить слова к определённому типу орфограмм. Использовать алгоритм работы над ошибками.

90
Написание слов с удвоенными согласными в корне слова
Систематизировать информацию. Опознавать границы предложений и ставить необходимый знак пунктуации.

91
Падеж имён существительных
Восстанавливать предложения, включая имена существительные в падежной форме. Знакомиться с системой падежей русского языка.

92
Учимся писать суффикс – ок- в именах существительных
Договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах. Записывать слова в соответствии с условием.

93
Падеж имён существительных
Понимать информацию, представленную в таблице. Различать падежные и смысловые вопросы. Знакомиться с алгоритмом определения падежа существительного.

94
Учимся писать суфиксы –ец- и –иц- и сочетания ичк и ечк
Наблюдать за написанием суффиксов. Выявлять признак, определяющий написание суффиксов.

95
Работа с текстом
Кратко пересказывать текст по составленному плану и опорным предложениям. Находить в тексте фрагменты описания и повествования.

96
Склонение имён существительных
Устанавливать начальную форму существительных. Графически обозначать падежные окончания. Наблюдать за 3 системами падежных окончаний.

97
Учимся писать сочетания инк, енк
Группировать слова на основе определения набора окончаний. Контролировать собственные действия. Подбирать примеры к предложенным схемам. Использовать алгоритм написания суффиксов.

98
Учимся писать письма
Находить в тексте заданную информацию. Различать существительные по склонениям.

99
Работа с текстом
Составлять собственный текст –описание по образцу. Устанавливать соотношение заголовка и основной мысли текста. Подбирать заголовки к тексту.

100
Склонение имён существительных
Характеризовать существительные по заданным грамматическим признакам. Конструировать слова из заданных элементов.

101
Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения
Выявлять несколько грамматических признаков одного и того же слова. Формулировать алгоритм определения склонения существительных в косвенных падежах. Наблюдать за обозначением безударных гласных в окончаниях существительных.

102
Списывание
Соблюдать порядок действий при списывании. Осуществлять самоконтроль.

103
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Находить лишнее слово в группе. Находить слова по заданному основанию. Наблюдать за группами слов, объединённых общим признаком. Знакомиться с лексико-грамматическим признаком существительного.

104
Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения
Выбирать способ проверки написания безударных гласных в окончаниях существительных. Контролировать собственные действия в соответствии со способом проверки.

105
Самостоятельная работа по теме «Склонение существительных»
Находить лишнее слово в группе. Находить слова по заданному основанию. Определять склонение существительных в косвенных падежах.

106
Учимся писать изложения
Редактировать текст с нарушением норм письменной речи. Заканчивать текст по предложенному началу. Обсуждать варианты продолжения событий.

107
Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения
Аргументированно доказывать свою позицию. Знакомиться с понятием «несклоняемые существительные». Доказывать написание безударных гласных в окончаниях. Сравнивать формы именительного и винительного падежа множественного числа.

108
Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения
Характеризовать существительные по заданным грамматическим признакам. Графически обозначать место орфограммы в слове.

109
Имена существительные собственные и нарицательные
Контролировать собственные действия, распознавать нерешаемую задачу. Договариваться о последовательности действий при работе в группе. Сопоставлять пары слов, объяснять написание прописной буквы. Использовать правило написания собственных имён.

110
Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц
Формулировать результаты наблюдения за языковым материалом. Определять нужную форму записи слов.

111
Учимся писать изложение
Составлять план собственного текста. Записывать текст. Сравнивать предложенные варианты окончания рассказа с авторским. Знакомиться с алгоритмом написания изложения.

112
Способы образования имён существительных
Дополнять таблицу. Определять способ образования слов. Объяснять значение слова через развёрнутое толкование. Соотносить слова с графическими моделями.

113
Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения
Применять алгоритм проверки написания безударной гласной в окончаниях. Подбирать слова к заданной модели.

114
Контрольный диктант №6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний существительных»
Применять алгоритм проверки написания безударной гласной в окончаниях.

115
Работа над ошибками
Обосновывать применение разных способов работы над ошибками.

116
Правописание безударных окончаний имён существительных
Применять алгоритм проверки написания безударной гласной в окончаниях. Подбирать падежную форму существительных.

117
Повторяем фонетику и состав слова
Поводить фонетический анализ слова. Находить в тексте слово по нескольким признакам.

118
Написание изложения
Редактировать текст. Находить лишние предложения. Письменно пересказывать исходный текс с изменением лица повествователя.

119
Проверочная работа по теме «Грамматические признаки имён существительных»
Подбирать слова к заданной модели. Определять нужную форму записи слов. Определять склонение существительных в косвенных падежах. Определять число и род существительных.

120
Правописание безударных окончаний имён существительных
Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания безударных падежных окончаний

121
Имя прилагательное
Наблюдать за значением прилагательного. Находить в тексте прилагательные с опорой на вопросы.

122
Правописание безударных окончаний имён существительных множественного числа
Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания безударных падежных окончаний

123
Имя прилагательное
Грамматически обозначать окончания прилагательных. Наблюдать за синтаксической функцией прилагательного.

124
Правописание окончаний имён существительных на –ий,-ия,-ие
Определить особенности написания падежных окончаний существительных на –ий, -ие, -ия. Контролировать свои действия при их написании.

125
Правописание окончаний имён существительных на –ий,-ия,-ие
Графически обозначать окончания. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Осуществлять контроль по результату выполнения задания.

126
Правописание безударных окончаний имён существительных
Сопоставлять окончания имён существительных разных склонений. Объяснять выбор окончаний.

127
Качественные имена прилагательные
Знакомиться с признаками качественных прилагательных. Находить в тексте слова по заданному основанию.

128
Качественные имена прилагательные
Наблюдать за значением качественных прилагательных и особенностями их словообразования. Подбирать антонимичную пару.

129
Изложение с элементами сочинения
Выделять смысловые части текста. Формулировать вывод. Письменно пересказывать текст с опорой на план.

130
Изложение с элементами сочинения
Письменно пересказывать фрагмент текста в форме рассуждения.

131
Правописание окончаний имён прилагательных
Формулировать выводы о способах проверки написания безударных окончаний прилагательных. Доказывать написание окончаний.

132
Учимся писать изложение
Соотносить предложенный план с текстом. Редактировать план. Формулировать вывод на основе содержания прочитанного.

133
Краткая форма качественных прилагательных
Характеризовать прилагательные по заданным грамматическим признакам. Наблюдать за образованием кратких прилагательных.

134
Правописание окончаний имён прилагательных
Применять алгоритм проверки написания безударных падежных окончаний прилагательных.

135
Учимся писать сочинение
Устанавливать связь заголовка с основной мыслью. Редактировать текст с нарушением последовательности предложений. Определять предложение для начала текста.

136
Относительные имена прилагательные
Предоставлять информацию в табличной форме. Наблюдать за прилагательными, не имеющими краткой формы.

137
Правописание относительных прилагательных
Находить и исправлять ошибки и объяснять причины их появления. Знакомиться с особенностями относительных прилагательных.

138
Образование относительных имён прилагательных
Образовывать качественные или относительные прилагательные. Сравнивать их признаки.

139
Правописание относительных прилагательных
Подбирать слова по описанию. Конструировать слова в соответствии с моделями. Устанавливать наличие в слове орфограммы.

140
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматическое значение»
Характеризовать прилагательные по заданным грамматическим признакам. Находить словосочетания по заданному основанию.

141
Работа над ошибками
Контролировать свои действия при работе по образцу.

142
Учимся писать сочинение
Анализировать содержание будущего текста с заданным началом. Сочинять начало в зависимости от типа текста.

143
Притяжательные имена прилагательные
Упорядочивать запись в форме таблицы. Графически обозначать в словах суффикс и окончание. Сравнивать признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

144
Контрольный диктант №7 по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»
Применять алгоритм проверки написания безударных падежных окончаний прилагательных.

145
Работа над ошибками
Обосновывать применение разных способов работы над ошибками.

146
Правописание притяжательных прилагательных
Указывать несколько грамматических признаков прилагательного. Контролировать свою деятельности при образовании прилагательных.

147
Работа с текстом
Заканчивать текст по предложенным признакам. Составлять рассказ на заданную тему.

148
Работа с предложением
Находить в тексте предложения по заданному основанию. Изменять порядок слов в предложении в соответствии с нормами произношения.

149
Правописание сравнительной степени качественных прилагательных
Наблюдать за возможностью качественных прилагательных обозначать степень проявления признака.

150
Правописание превосходной степени качественных прилагательных
Наблюдать за возможностью качественных прилагательных обозначать степень проявления признака.

151
Списывание
Устанавливать смысловой пропуск в тексте. Восстанавливать пропущенный абзац. Обосновывать выбор пропущенной буквы.

152
Правописание краткой формы качественных прилагательных
Использовать правила написания краткой формы прилагательного. Контролировать свои действия при работе по образцу. Обобщать правила о написании ь после шипящих.

153
Местоимение
Наблюдать за значением местоимений, их признакам, синтаксической функцией. Записывать информацию в виде таблицы.

154
Личные местоимения
Наблюдать за значением и синтаксической функцией местоимений. Находить в тексте местоимения, определять какие слова они заменяют. Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений.

155
Контрольное списывание
Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Контролировать °собственные действия в соответствии с правилами правописания.

156
Работа над ошибками
Объяснять выбор ошибочно написанной буквы, знака препинания. Оценивать собственные действия в соответствии с правилами правописания.

157
Правописание местоимений с предлогами
Наблюдать за правописанием предложно-падежных форм личных местоимений. Понимать информацию, представленную в виде схемы.

158
Изменение местоимений
Обосновывать выбор нужной формы личных местоимений. Графически обозначать синтаксическую функцию местоимений. Изменять местоимения по родам.

159
Правописание местоимений
Обобщать результаты наблюдений. Формулировать выводы об особенностях написания. Определять грамматические признаки местоимений.

160
Повторяем части речи
Указывать несколько грамматических признаков одного и того же местоимения. Контролировать правильность выполнения задания. Анализировать слова как части речи.

161

Контрольный диктант №8 по итогам года
Систематизировать знания, приобретённые на уроках русского во 2-3 классах.

162
Работа над ошибками


163
Повторяем части речи
Группировать слова по заданному основанию. Преобразовывать буквенную запись в транскрипцию.

164
Повторяем фонетику и словообразование
Контролировать правильность выполнения фонетического разбора и разбора слов по составу. Соотносить слова со схемами.

165
Повторяем изученные орфограммы
Находить в тексте слова по заданному основанию. Планировать порядок записи в соответствии с заданием.

166
Комплексная итоговая контрольная работа
Определять возможность невозможность выполнения задания. Соотносить звуковой и буквенный состав слова.

167
Работа над ошибками
Классифицировать слова в зависимости от типа или места орфограмм.

168
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Графически обозначать орфограммы. Опознавать слова, не удовлетворяющие поставленным условиям.

169
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных
Графически обозначать орфограммы. Опознавать слова, не удовлетворяющие поставленным условиям.

170
Игра «Знатоки русского языка»
Систематизировать знания, полученные при изучении русского языка в 1-3 классах. Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения.











































Проверочные работы
I четверть

Диктант (входной контроль)

Одинокий
Поздняя осень. За редкими берёзками видна узкая полоска звёздного неба. В вышине плывёт журавлиная стая.
Близко слышу зов журавля. Вижу его одинокую фигуру в низине. Почему он один? Почему не летит со всеми?
Журавль с опаской на меня. Вот он разбежался и легко взлетел. Звучит его грустный крик.

Орфографическое задание
I вариант
1. Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой безударной гласной в корне. Рядом запиши проверочные слова.
Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропусков надо писать букву т.
Счасливый, интересный, обласной, усный, небесный, ужасный, ненасный, месный, древесный, чесный.

II вариант
Выпиши из текста 3-4 слова с проверяемой безударной согласной в корне. Рядом запиши проверочные слова.
Среди данных слов найди и запиши только те, в которых на месте пропусков надо писать букву о.
Смтреть, повтрить, знты, стрна, слнёнок, влсинка, глзок, наслить, чсы, подрить, вылвить.


Словарный диктант

Морковь, рисунок, песок, компьютер, интересный, иней, пирог, малина, ракета, остров, сегодня.














Итоговая контрольная работа за I четверть

I вариант
1. Выпиши из текста вопросительное невосклицательное предложение.
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!
(По Ю. Фролову)

2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.
1. Повествовательное невосклицательное.
2. Вопросительное невосклицательное.
3. Повествовательное вопросительное.

3. Запиши предложение, в котором подлежащее находится перед сказуемым. Отметь в этом предложении грамматическую основу
Шёл я по заросшей вырубке.
Солнце поднимается быстро.
В лесу появились первые проталины.

4. Охарактеризуй 2-й звук в слове дверь, 4-й звук в слове краб, 2-й звук в слове пою, 3-й звук в слове крюк.

5. Выпиши слова, в которых правильно отмечена приставка.
убежать, ужас, съесть, сорвать, история, истопить

6 (дополнительное). Из данных слов составь и запиши повествовательное невосклицательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.
кусты, раздался, посвист, за, рябчик


II вариант
1. Выпиши из текста побудительное восклицательное предложение.
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!
(По Ю. Фролову)

2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.
1. Вопросительное восклицательное.
2. Побудительное повествовательное.
3. Побудительное невосклицательное.

3. Выпиши предложение, в котором неправильно отмечены главные члены. Отметь грамматическую основу в этом предложении.
Среди ветвей мелькнули серые тени.

Слева послышался шорох листьев.

Я увидел летящего орла совсем близко.

4. Охарактеризуй 4-й звук в слове обувь, 1-й звук в слове яма, 2-й звук в слове ёлка, 3-й звук в слове ножка

5. Выпиши слова, в которых правильно отмечен корень.
перелетный, городской, пробег, поездка, бесшумный, погибают

6. (дополнительное). Из данных слов составь и запиши вопросительное невосклицательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.
друг, по, Кавказ, путешествовать, долго.

II четверть
Контрольная работа по теме: «Простое предложение»
I вариант
Из предложений выпиши грамматические основы.
Сухая трава побелела от инея.
Лужи затянул тонкий ледок.
К вечеру небо просветлело.

Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.
Мы любили играть под липами.
Ярко светит летнее солнышко.

3. Запиши предложения. На месте пропусков напиши подходящие по смыслу слова. Подчеркни их как члены предложения.
Я люблю читать (что?) ... и мечтать (о чём?)... .
Я выполнил рисунок (чем?)... .

4. Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово ель.
Ель растёт во влажных лесах.
Игрушки висят на ели.
На поляне дети увидели ель.

5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.
сундук - подлежащее
лежать - сказуемое
старый - определение
чердак - обстоятельство

6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме .
Я лежу в душистой траве на лугу, Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.


II вариант
1. Из предложений выпиши грамматические основы.
С болота донесся журавлиный клич.
Холодный ветер легко продувает плащ.
В кустах за поляной раздался посвист рябчика.

2. Спиши предложения, найди и подчеркни все обстоятельства.
Летом под липами ветерок колыхал лиловые колокольчики.
Завтра мы пойдём в музей.

3. Спиши предложения, найди и подчеркни все дополнения.
Дуб боится крепких морозов.
Отец быстро вскопал грядку.

4. Запиши предложения. Определи, каким членом предложения является слово ёлка.
Возле ёлки разгуливает румяный Дед Мороз.
Ребятишки украшают ёлку разноцветными игрушками.
Высокие ёлки окружили полянку зелёным хороводом.

5. Придумай и запиши предложение, чтобы данные слова были указанными членами предложения. Охарактеризуй предложение по цели высказывания и интонации.
сорока - подлежащее
ухаживать - сказуемое
потомство - дополнение
заботливо - обстоятельство
свой - определение

6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши предложение, которое соответствует схеме:
Я лежу в душистой траве на лугу. Качаются над головой золотые цветы. Трепещут лёгкие стрекозы. Пробегают по невидимым тропкам муравьи. В небе над облаками кружат быстрые ласточки.
Словарный диктант

Трамвай, очень, газета, обычный, яблоко, шоколад, осина, шофёр, шелест, огород, медленно, гигант.

Диктант (итоговый за II четверть)

Кормушка
Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали хлебных крошек и повесили ее на березу. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.
(55 слов)
Примечание: Выделенные написания четко проговариваются учителем.

Орфографическое задание
I вариант
1. Найди и подчеркни в тексте предложение с однородными членами (сказуемыми).
2. Запиши слова в три столбика:
слова с орфограммой в приставке;
слова с орфограммой в корне;
слова с орфограммой в суффиксе.
Буквы орфограммы подчеркни.
Полеты, поляна, звездный, ключик, жучок, шелк, подъем, отставил, сказка, зайчонок.

II вариант
1. Найди и подчеркни в тексте предложение с однородными членами (подлежащими).
2. Запиши слова в три столбика:
слова с орфограммой в приставке;
слова с орфограммой в корне;
слова с орфограммой в суффиксе.
Буквы орфограммы подчеркни.
Помыл, зимой, вкусный, замочек, мышонок, шорты, подъехал, отклеил, пробка, бычок.

III четверть
Контрольная работа по теме: «Части речи. Род и число имён существительных» (текущая)
I вариант

Выпиши только имена прилагательные.
петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание

Распредели имена существительные в три группы по значению:
животные
помещения для животных
профессии людей
свинья, конюх, свинарник, птичница, корова, пастух, коровник, овца, ветеринар, курица, курятник, лошадь, конюшня

Запиши слова в три столбика по родам.
сахар, дыхание, тётя, сырость, чтение, кот, ветер, мороженое, морковь

Поставь имена существительные в форму единственного числа, запиши.
двери, степи, озёра, растения, орлы, города, сады, деревья, мосты, дороги

Запиши группы слов. В каждой группе найди и подчеркни «лишнее» слово (обрати внимание на род или число существительных)
луна, поляна, деревня, дядя
деревья, перья, семья, стулья

6 (дополнительное). Спиши текст, подчеркни в каждом предложении главные члены.
Провода провисли под тяжестью сотен ласточек. Птицы беспрерывно слетают, носятся над водой, садятся на землю и снова возвращаются на провода.

II вариант

1. Выпиши только глаголы.
петь, пение, песенный, запеть, припев, припевать, напевный, певец, певучий, песня, плыть, заплыв, плавательный, заплыть, пловец, плавучий, плавать, плавание

2. Найди в каждой группе лишнее по значению слово. Запиши группы слов, исключая лишние слова.
1) диван, стул, дверь, стол, шкаф
2) чай, кофе, сок, суп, кисель
3) ветер, снег, дождь, пожар, туман

Запиши слова в три столбика по родам.
коктейль, решение, мебель, костюм, меню, сырость, высота, здание, ковёр

4. Поставь имена существительные в форму множественного числа, запиши.
стул, лестница, верёвка, доктор, смелость, учитель, волк, сапог, лиса

5. Выпиши из текста существительные мужского рода единственного числа.
Я люблю простые лесные цветы. Когда приходит весна и тает снег, мы на целый день уходим в лес, греемся на солнце, слушаем пение птиц, обираем подснежники, вяжем из них маленькие букеты.
Эти простые цветы напоминают далёкое детство, родную любимую природу.

6 (дополнительное). Спиши текст, подчеркни все имена существительные как члены предложения.
Июльское солнце плывёт над лесами и полями, над городами и сёлами. Дарит солнышко своё тепло и малой травинке, и крошечному муравью, и могучему столетнему дубу.

Словарный диктант
Девочка, багаж, инженер, орех, территория, галерея, картофель, метро, аптека, болото, человек, восток.

Тестирование на тему «Род, число, падеж имён существительных»
I вариант
1. Отметь «х» все существительные мужского рода.
1.
· ладонь
2.
· огонь
3.
· окунь
4.
· ткань
5.
· пень
2. Отметь «х» все существительные среднего рода единственного числа.
1.
· поля
2.
· сравнение
3.
· скорость
4.
· чувство
5.
· санаторий
3. Отметь «х» все существительные, у которых нет формы единственного числа.
1.
· сапоги
2.
· ворота
3.
· пуговицы
4.
· зеркала
5.
· джинсы
4. Отметь «х» все вопросы творительного падежа.
1.
· кого?
2.
· чему?
3.
· кем?
4.
· o чём?
5.
· чем?
5. Отметь «х» все существительные в родительном падеже единственного числа.
1.
· к дереву
2.
· около деревьев
3.
· у дерева
4.
· над деревом
5.
· возле дерева
6. Отметь «х» все существительные в предложном падеже множественного числа.
1.
· на озёрах
2.
· в озёрах
3.
· к озёрам
4.
· об озёрах
5.
· на озере
7. Отметь «х» все предложения, в которых существительное книга стоит в именительном падеже множественного числа.
1.
· Я люблю получать книги в подарок.
2.
· Книги лежат на столе.
3.
· Младший брат читает книги с картинками.
4.
· Эти книги рассказывают о далёких звёздах.
5.
· Учительница раздала новые книги.
8. Отметь «х» все предлоги, которые употребляются с дательным падежом.
1.
· к
2.
· в
3.
· до
4.
· по
5.
· об
9. Отметь «х» все существительные, падеж которых определён неверно.
1.
· через дорогу (В. п.)
2.
· на реке (Д. п.)
3.
· без окон (Р. п.)
4.
· по земле (Д. п.)
5.
· для мамы (В. п.)
10. Отметь «х» все существительные в начальной форме.
1.
· сестра
2.
· дороги
3.
· на стол
4.
· школа
5.
· лесом
11. Отметь «х» все существительные 3-го склонения.
1.
· молодежь
2.
· конь
3.
· день
4.
· огонь
5.
· горечь
12. Отметь «х» существительное не 1-го склонения.
1.
· дядя
2.
· страна
3.
· семья
4.
· зеркала
5.
· Стёпа
13. Отметь «х» все несклоняемые имена существительные.
1.
· звено
2.
· метро
3.
· окно
4.
· село
5.
· кино
14. Отметь «х» все существительные 1-го склонения, женского рода, в творительном падеже, в единственном числе.
1.
· за горами
2.
· с дядей
3.
· под тетрадью
4.
· за водой
5.
· под крышей

II вариант
1. Отметь «х» все существительные мужского рода.
1.
· соболь
2.
· метель
3.
· уголь
4.
· рояль
5.
· соль
2. Отметь «х» все существительные среднего рода единственного числа. .
1.
· гербарий
2.
· облака
3.
· уравнение
4.
· письмо
5.
· полёт
3. Отметь «х» все существительные, у которых нет формы множественного числа.
1.
· выносливость
2.
· дело
3.
· конфета
4.
· мясо
5.
· дерево
4. Отметь «х» все вопросы дательного падежа.
1.
· кого?
2.
· чему?
3.
· чего? '
4.
· кем?
5.
· кому?
5. Отметь «х» все существительные в родительном падеже единственного числа.
1.
· за дорогой
2.
· до дороги
3.
· на дороге
4.
· у дороги
5.
· без дорог
6. Отметь «х» все существительные в предложном падеже множественного числа.
1.
· по реке
2.
· о реках
3.
· в реках
4.
· o реке
5.
· на реках
7. Отметь «х» все предложения, в которых существительное самолёт стоит в именительном падеже.
1.
· Самолёт стремительно поднялся в воздух.
2.
· В небе мы увидели самолёт.
3.
· Парашютисты покидали самолёт.
4.
· Высоко над нами пролетел самолёт.
5.
· Пассажиры заходили в самолёт.
8. Отметь «х» все предлоги, которые употребляются с предложным падежом.
1.
· над
2.
· о
3.
· без
4.
· для
5.
· при
9. Отметь «х» все существительные, падеж которых определён неверно.
1.
· в дом (И. п.)
2.
· под снегом (Т. п.)
3.
· на песке (Д. п.)
4.
· около дома (Р. п.)
5.
· к другу (Д. п.)
10. Отметь «х» все существительные в начальной форме.
1.
· под шкафом
2.
· дом
3.
· книги
4.
· берёза
5.
· карандашом
11. Отметь «х» все существительные 3-го склонения.
1.
· зверь
2.
· метель
3.
· уголь
4.
· олень
5.
· радость
12. Отметь «х» все существительные не 1-го склонения
1.
· свёкла
2.
· дедушка
3.
· рога
4.
· земля
5.
· Коля
13. Отметь «х» все несклоняемые существительные.
1.
· пианино
2.
· сито
3.
· шоссе
4.
· солнце
5.
· небо
14. Отметь «х» все существительные 1-го склонения, женского рода, в творительном падеже, в единственном числе.
1.
· под водой
2.
· над ошибками
3.
· с дедушкой
4.
· над головой
5.
· за помощью



Диктант (итоговый за III четверть)
Кукушонок.
На вершине ели было гнездо. Рядом с маленькими яичками там лежало одно большое. Его подкинула кукушка.
Птенцы вылупились. Родители усердно кормили птенцов. Кукушонок стал выталкивать братьев из гнезда.
Мой внучок забрал подкидыша домой. Кукушонок поселился в старом птичьем гнезде. Кошки Мурки тогда в доме не было. Птенец без страха летал по комнате. Скоро пушок на крылышках сменили перья. Мы выпустили кукушонка на волю.
По И. Соколову-Микитову
(64 слова)
Слова для справок: яички, его.
Орфографическое задание
I вариант
1. От данных слов образуй и запиши слова с сочетанием -инк- или -енк-
проталина, спальня, вишня, царапина, башня, сосна, паутина, калина

2. Поставь каждое слово в форму творительного падежа, единственного числа. Отметь окончания.
душ, камыш, палец, сердце, кольцо, улица, кирпич, птица
Образец: товарищ товарищам (Т- п., ед. ч.).

II вариант
1. От данных слов образуй и запиши слова с суффиксами -ок-, -ик- или -ек-.
чеснок, сад, рог, горох, чердак, сук, кусок, конверт
2. Поставь каждое слово в форму дательного падежа единственного числа. Отметь окончания.
цель, степь, туча, ночь, сестра, роща, печь, мышь
Образец: сестра сестре(Д. п., ед. ч.).


IV четверть

Словарный диктант.
Вокруг, пшеница, календарь, ботинки, помидор, лучше, лагерь, океан, библиотека, запад, привет, животное.

Контрольная работа на тему: «Имя прилагательное и его грамматические признаки»
I вариант

Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в женском роде.
Высокий дом, железная лестница, синее море, королевская конница, тёмный чердак, зелёное растение, звонкая песня, строгий учитель, доброе лицо, летняя веранда

Спиши словосочетания. В скобках укажи род, число и падеж имён прилагательных.
старый ослик, на верхней полке, тёмной ночью, для первого класса
Спиши предложения, подчеркни все имена прилагательные как члены предложения.
Летним днём мы шли по сосновому лесу.
Белый туман расстилается над тихими лугами.

Выпиши только качественные имена прилагательные, письменно подбери антоним к каждому записанному слову.
больший, лисий, бумажный, узкий, апельсиновый, острый, папин

Запиши данные имена прилагательные в краткой форме, в мужском роде, в единственном числе.
грубый, умный, седой, сильный
образец: красивый – красив (м. р., ед. ч.)

6 (дополнительное). Спиши текст. Найди притяжательные прилагательные, подчеркни их как члены предложения, определи род, число и падеж этих прилагательных.
Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку.

II вариант

1. Запиши словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в женском роде.
ёлочная игрушка, высокое дерево, хороший прыжок, райская птица, широкий проспект, старое здание, зимние вечера, дальняя дорога, верный друг, весёлая история

Спиши словосочетания. В скобках укажи род, число и падеж имён прилагательных.
интересная книга, на скором поезде, за высокой берёзой, у деревенского колодца

3. Спиши предложения, подчеркни все имена прилагательные как члены предложения.
По вечерам мама накидывала старый бабушкин пуховый платок и читала нам сказки.
Серый осенний дождь грустно стучит по мокрой крыше.

4. Выпиши только относительные имена прилагательные. Рядом запиши слова, от которых они образовались.
лимонный, широкий, высокий, птичий, шёлковый, кислый, дедушкин, настенный

Выпиши имена прилагательные в краткой форме, женского рода, единственного числа.
ласковы, ласкова, ласковая, мудрая, мудра, внимательная, внимательна, внимателен, прекрасная, прекрасен, прекраснейшая

6(дополнительное). Спиши текст. Найди качественные имена прилагательные, подчеркни их как члены предложения, определи род, число и падеж этих прилагательных.
Протянулся через дорогу и скрылся в густом ельнике заячий след. Тонкий лисий след вьётся вдоль дороги. Шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку.


Итоговый контрольный диктант. Тема: «Орфограммы, изученные в 3 классе»

Лето
Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.
К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.
(68 слов)
Орфографическое задание
I вариант

1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.

в кроват... в кроватк...
о мам... о матер...
для мышк... для мыш...
об отц... о пап...

Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: (схема к 11 предложению)

II вариант

1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.

к ел - к ёлк
в печк - в печ
о дочк - о дочер
о дед - о дедушк
Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: (схема к 7 предложению


Диагностическое обследование
(3 класс середина учебного года)
Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы

Русский язык

Задание 1
Инструкция: Найди и отметь + правильные утверждения.

· В слове количество звуков и букв всегда совпадает.

· В слове звуков может быть больше, чем букв.

· В слове букв может быть больше, чем звуков.

· В слове букв всегда больше, чем звуков.

Оценка выполнения задания:
0 баллов – выбраны одно или оба неправильных утверждения или выбраны все утверждения.
1 балл – выбраны одно или оба правильных утверждения и одно неправильное.
2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: выбрано 2 или 3 утверждение.
два из трех правильных утверждений.
3 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме: выбраны 2 и 3 утверждения.

Задание 2
Инструкция: Отметь + слова, в которых звуков больше, чем букв.

· вьюга
· армия
· мою

· весна
· крылья

Оценка выполнения задания:
0 баллов – выбраны все слова или среди выбранных есть слово весна.
1 балл – выбраны одно или оба нужных слова, но при этом выбраны еще и слова вьюга и/ или крылья.
2 балла – выбрано только одно из слов (армия или мою), неправильных выборов нет.
3 балла – задание выполнено правильно - выбраны слова армия, мою.

Задание 3
Инструкция: Подбери и запиши по 2 слова, в которых:
3 звука, 4 буквы _________________________________________________
4 звука, 3 буквы _________________________________________________
4 звука, 4 буквы _________________________________________________
3 звука, 6 букв ___________________________________________________
Оценка выполнения задания:
0 баллов – дан только один правильный ответ или среди ответов правильных нет.
1 балл – в первых трех случаях в сумме записано 2 - 3 слова, соответствующих условию, в четвертом случае записано какое-либо слово.
2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: в первых трех случаях записано по 1 - 2 слова (в сумме записано не менее 4 правильных слов), четвертый случай распознан как нерешаемый.
3 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме: в первых трех случаях записано по 2 слова, соответствующих условию, четвертый случай распознан как нерешаемый.

Задание 4
Инструкция: Найди и отметь + правильные утверждения.
Слово может состоять из корня и окончания.
Слово может состоять из приставки и суффикса.
Слово может состоять из приставки, корня, суффикса и окончания.
Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания.

Оценка выполнения задания:
0 баллов – выбраны одно или оба неправильных утверждения или выбраны все утверждения.
1 балл – выбраны одно или оба правильных утверждения и одно неправильное.
2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: выбрано только одно правильное утверждение: 1 или 3.
3 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме: выбраны 1 и 3 утверждения.

Задание 5
Инструкция: Укажи слова, которые соответствуют схеме ¬
· ^
повозка полянка
подснежник
· портрет поход
Оценка выполнения задания:
0 баллов – выбраны все слова или среди выбранных есть слово портрет.
1 балл – выбраны одно или оба нужных слова, но при этом выбраны еще и слова полянка и/ или поход.
2 балла – выбрано только одно из слов (повозка или подснежник), неправильных выборов нет.
3 балла – задание выполнено правильно - выбраны слова повозка, подснежник.


Задание 6
Инструкция: В языке «Крокс» есть «слово» тамулюшка.
Известно, что:
а) «слово» тамулюшка изменяется так: тамулюшка, тамулюшки, тамулюшке
б) у этого слова есть родственные «слова»: тамулюшить, мулюша, мулюшок, камулюш;
в) в «словах» тамулюшка, тамяка, тафучка одинаковая приставка;
г) в «словах» тамулюшка, жукочка, сюмярка одинаковый суффикс;

Разбери слово тамулюшка по составу.

Оценка выполнения задания:
0 баллов – выделение частей слова носит абсолютно случайный характер.
1 балл – есть попытки выполнить задание, но при этом правильно выделена только одна часть слова.
2 балла – при выполнении задания использовался правильный алгоритм, но допущена одна ошибка при выделении частей слова.
3 балла – задание выполнено правильно – в слове ТАМУЛЮШКА выделены приставка ТА, корень МУЛЮШ, суффикс К, окончание А.

Задание 7
Инструкция: Найди и отметь неверное утверждение.
Подлежащее – главный член предложения.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Предложение может не иметь второстепенных членов.
Наличие главных членов – основной признак распространённого предложения.

Оценка выполнения задания:
0 баллов – выбраны все утверждения или выбрано четвертое и два из первых трех.
1 балл – выбрано четвертое утверждение и еще одно из первых трех.
2 балла – выполнено обратное к предложенному задание – учащийся отметил верные утверждения: отмечены первые три утверждения.
3 балла – задание выполнено правильно: выбрано четвертое утверждение.

Задание 8
Инструкция: Найди и отметь предложения с однородными сказуемыми.
Снег пропитался водой, отяжелел и осел.
В мае зацветают в лесу душистые ландыши, воздушные одуванчики и пахучая черёмуха.
Букет состоял из красных, жёлтых и фиолетовых тюльпанов.
Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дорогам.
Оценка выполнения задания:
0 баллов – выбраны одно или оба неправильных предложения или выбраны все предложения.
1 балл – выбраны одно или оба нужных предложения и одно неправильное.
2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: выбрано только одно из нужных предложений: 1 или 4.
3 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме: выбраны 1 и 4 предложения.

Задание 9
Инструкция: Отметь предложение, которое соответствует данной схеме.
_ . _ . _ . ======= ~~~~~~~ ________ _ _ _ _ _ _

Женя выстроил снежный домик.
На крылечке дремал рыжий кот.
Узкая тропинка ведет в лес.
Внимательно следила хитрая лисица за детьми.

Оценка выполнения задания:
0 баллов – выбраны 1, 2 и 3 предложения или выбраны все предложения.
1 балл – выбрано 4 и 1 или 3 предложения или выбрано только второе предложение.
2 балла – выбраны 2 и 4 предложения.
3 балла – задание выполнено правильно: выбрано четвертое предложение.

Задание 10
Инструкция: Найди и отметь + правильные утверждения.
Между однородными членами, не соединенными союзами, ставится запятая.
Между однородными членами, соединенными союзами а, но, запятая не ставится.
Между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами и, или, запятая ставится перед вторым и последующими союзами.
Между однородными членами, соединенными союзами а, но, ставится запятая.

Оценка выполнения задания:
0 баллов – выбрано второе утверждение.
1 балл – выбраны 1-2-3 правильных утверждения и неправильное.
2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: выбраны только 1-2 правильных утверждения.
3 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме - выбраны все три правильных утверждения: 1, 3 и 4.

Задание 11
Инструкция: Найди и отметь + предложения, в которых правильно поставлены запятые.
Тонкие стволы деревьев гнулись от сильного ветра, но не ломались.
Заяц поднял одно ухо, послушал, и сел на задние лапы.
И зимой, и летом хороша русская берёзка!
Лес весь лучится сверкает, светится.

Оценка выполнения задания:
0 баллов – выбраны одно или оба предложения с неправильной постановкой запятых или выбраны все предложения.
1 балл – выбраны одно или оба правильных предложения и одно предложение с неправильной постановкой запятых.
2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объеме: выбрано только одно правильное предложение: 1 или 3.
3 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме: выбраны 1 и 3 предложения.

Задание 12
Инструкция: Рассмотри схемы. Поставь пропущенные запятые.

а)
·
· и
·
б) и
· и
· и
·
в)
·
· но
·

Оценка выполнения задания:
0 баллов – при постановке запятых допущено более трёх ошибок.
1 балл – допущено 2 – 3 ошибки.
2 балла – задание выполнено, но из пяти необходимых запятых одна не поставлена.
3 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме:
а)
· ,
· и
·
б) и
· , и
· , и
·
в)
· ,
· , но
·
Задание 13
Инструкция: В каждой группе найди «лишнее» слово.
а) предлог, приставка, суффикс, корень
б) дополнение, определение, существительное, сказуемое
в) прилагательное, подлежащее, существительное, глагол
г) повествовательное, вопросительное, восклицательное, побудительное


Оценка выполнения задания:
0 баллов – не один из выборов не соответствует логике задания
1 балл – при выполнении задания правильно найдены только два «лишних» слова, два других слова выбраны ошибочно, или правильно выбрано только одно слово, но при этом неправильных выборов нет.
2 балла – из четырёх нужных слов подчеркнуты только 3 слова (в одной из групп «лишнее» слово либо не найдено, либо найдено неверно).
3 балла – задание выполнено правильно, подчеркнуты слова:
а) предлог, приставка, суффикс, корень
б) дополнение, определение, существительное, сказуемое
в) прилагательное, подлежащее, существительное, глагол
г) повествовательное, вопросительное, восклицательное, побудительное

Задание 14
Инструкция: Запиши слова в три столбика в зависимости от типа орфограммы.

поздний, смешной, книжка, тропинка, травка, честный, смотреть, редкий, звёздный


















Оценка выполнения задания:
0 баллов – при распределении слов по столбикам допущено больше трех ошибок.
1 балл – при распределении слов по столбикам допущено 1 – 3 ошибки.
2 балла – задание выполнено правильно, но не в полном объеме – не все слова (но не менее 7) записаны в таблицу, в распределении слов по столбикам ошибок нет
3 балла – задание выполнено правильно и в полном объеме:





поздний
смешной
книжка

честный
тропинка
травка

звёздный
смотреть
редкий





Диагностическая работа
(3 класс конец года)
Задание 1
Поставь + рядом со словами, написание которых не соответствует их произношению.

· рыбка
· пудра
· сделать

· местный
· кончик
· буква

Задание 2
Напиши, какими звуками различаются эти слова.
игра – икра ____________________________________
примерять – примирять __________________________
рысь – рис _____________________________________
грусть – груздь _________________________________

Задание 3
Найди и отметь + правильные утверждения. Подчеркни слова, которые доказывают твой выбор. Если можешь, запиши свои примеры.

· В слова может быть нулевое окончание.
стена, лес, кино, болото, шарф _________________

· В слове может не быть окончания.
городок, ручей, пальто, дно, кенгуру___________________

· В слове может не быть приставки.
пень, полёт, ключик, выход, ___________________________

· В слове может не быть корня.
поход, лётчик, клюв, мяукать, льдина __________________

Задание 4
Запиши слова в четыре столбика в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.
походы, ключик, (на) даче, полёты, липовый, полевой, (к) земле, (на) горке, (под) горой, орешек































Задание 5
Подчеркни выделенные слова как члены предложения.
1) Мама постелила на стол скатерть.
2) С юга потянуло тёплым ветром.
3) Весной начинаются оттепели, капели с крыш.
4) Мелкие лужицы покрыты льдом.

Задание 6
Прочитай предложение на языке «Крокс». Разбери его по членам предложения.
Патуранская вронь в закмучке брынзала кринявскую шмявку.

Задание 7
Подчеркни правильный ответ.
Имена существительные изменяются:
1)по родам 2)по лицам 3)по падежам 4)по склонениям 5)по числам

Задание 8
Запиши имена существительные в нужный столбик таблицы.
Россошь, Велиж, Фатеж, Сергач, Неручь, Несвиж
2 скл.
3 скл.
















Какое правило помогло тебе догадаться, как нужно распределить слова? __________________________________________________________
__________________________________________________________


Задание 9
Подчеркни имена прилагательные.
1) зелень 2) зелёный 3) горяч 4) умнее 5) лисий


Задание 10
Подчеркни окончания имён прилагательных женского рода. Укажи падеж.
1) –ая 2) –ое 3) –ой 4) –ий 5) –яя 6) –ее
__________________________________________________________

Задание 11
Найди и отметь + правильные утверждения.

· Безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова зима.

· Безударные окончания существительных третьего склонения можно проверить окончаниями слова сирень.

· Безударные окончания существительных второго склонения можно проверить окончаниями слова стол.

· Безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова весна.


Задание 12
Найди и отметь + правильные рассуждения.

· о погоде, потому что о столе;

· к ветке, потому что к стене;

· о кровате, потому что о земле;

· на карнавале, потому что на столе;

Задание 13
Определи род приведенных ниже географических названий и запиши их в нужный столбик таблицы. Тебе поможет форма предложного падежа.
Именительный падеж: Лебедянь, Мезень, Ивдель, Вымь, Коростень, Нежеголь
Предложный падеж: о Лебедяни, о Мезени, об Ивделе, о Выми, о Коростене, о Нежеголи

м.р.
ж.р.

















Задание 14
Допиши окончания имён прилагательных.
болезненн____ мозоль
красив_____ тюль
сладк_____ карамель
витаминн______ шампунь

Задание 15
Найди и подчеркни в каждой группе «лишнее» с точки зрения грамматических признаков имя существительное. Объясни свой выбор.
1) ёлка, ель, сосна, липа __________________
2) радость, костёр, журавль, успех ________________
3) окно, пальто, кресло, зеркало _______________
фасоль, тюлень, пароль, тополь ___________________













































Учебно-методические средства обучения
Литература
Для учителя:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Журова Л.Е. Беседы с учителем. Третий класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 3 класса. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: комментарии к урокам. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения– М.: Вентана-Граф, 2007.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.
Словообразовательный словарь русского языка для школьников – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2007.

Для ученика:
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: Учебник в двух частях. – М. Вентана-Граф, 2009.
Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочие тетради №1, №2. – М. : Вентана-Граф, 2009.
Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок: коррекционно-развивающая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Крючков С.Е., Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2004.
Михайлова С. Ю.Дружим с русским языком: рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Гаф, 2009.
Михайлова С. Ю. Запоминаем слова с непроверяемыми написаниями: рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Гаф, 2009.
Крючкова Л. Е., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок. М.: Вентана-Гаф, 2009.
Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2005

Оборудование
Таблица «Звуки и буквы».
Карточки «Словарные слова».
Схема-алгоритм «Фонетический разбор слова».
Таблица «Типы текстов».
Схема-алгоритм «Разбор слова по составу».
Схема-алгоритм «Правописание безударных гласных в корне слова».
Схема-алгоритм «Правописание согласных в коне слова».
Таблица «Словообразование».
Схема-алгоритм «Правописание непроизносимых согласных».
Сема-алгоритм «Правописание суффиксов».
Схемы-алгоритмы «Правописание приставок».
Таблица «Виды предложений».
Таблица «Главные члены предложения».
Схема-алгоритм «Как найти главные члены предложения».
Схема-алгоритм «Как найти в предложении словосочетания».
Таблица «Обстоятельство».
Таблица «Определение».
Таблица «Слова с двумя корнями».
Таблица «Дополнение».
Схема-алгоритм «Буквы о, ё после шипящих в коне слова».
Таблица «Однородные члены предложения».
Схема-алгоритм «Звук [ы] после звука [ц]».
Таблица «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
Таблица «Части речи».
Таблица «Самостоятельные и служебные части речи».
Схема «Имя существительное».
Таблица «Род имён существительных».
Таблица «Число имён существительных».
Схема «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных!.
Таблица «Падежи имён существительных».
Таблица «Склонение имён существительных».
Схема-алгоритм «Суффиксы –ец- и –иц- в сочетаниях –ичк- и –ечк-«.
Схема-алгоритм «Сочетания –инк- и –енк-«.
Схема-алгоритм «Безударные окончания имён существительных».
Таблица «Одуш. и неодуш. Имена существительные».
Таблица «Имена существительные собственные и нарицательные».
Схема-алгоритм «гласные в окончаниях им. сущ. после шипящих и «ц».
Таблица «Имя прилагательное».
Схема-алгоритм «Существительные на –ий,-ия, -ие».
Таблица «Качественные имена прилагательные».
Таблица «Степени сравнения качественных прилагательных».
Схема-алгоритм «Правописание окончаний имён прилагательных».
Таблица «Относительные имена прилагательные».
Схема-алгоритм «Правописание относительных имён прилагательных».
Таблица «Притяжательные имена прилагательные».
Схема-алгоритм «Правописание притяжательных имён прилагательных».
Схема-алгоритм «Написание букв о, е в окончаниях имён прилагательных».
Схема-алгоритм «правописание краткой формы качественных имён прилагательных».
Таблица «Местоимение».
Схема-алгоритм «Личные местоимения».
Таблица «Склонение местоимений».
Схема-алгоритм «Правописание местоимений с предлогами».



















Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515