Методический сценарий урока с реализацией системно-деятельностного подхода в начальной школе


Аннотация
При подготовке и проведении урока современного типа изменяется деятельность учителя и учащихся. Увеличивается познавательная активность и самостоятельность ученика. Изменяются этапы урока и формы учебной деятельности. Тему, цели и задачи урока формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания. Планирование способов достижения учебной цели производят сами учащиеся. Учащиеся осуществляют учебные действия моделирования, преобразования, логические операции с информацией по намеченному плану. Используются групповой и индивидуальный методы работы. На уроке осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. На уроке проводится самооценивание и оценивание результатов деятельности товарищей. Вместо итогов урока проводится рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание предлагается с учетом индивидуальных возможностей. Учащиеся могут выбирать задание из нескольких, предложенных им учителем, в зависимости от степени сложности. В современном уроке оцениваются не только и не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные. Основная оценка работы на уроке осуществляется самими учащимися. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя теперь становится главным деятелем. В уроке современного типа заложен системно-деятельностный подход.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
обучающиеся получат возможность научиться: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, оценивать результаты выполненного задания.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости
Возможные формы организации деятельности детей: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.
Работа с иллюстрированным словарем и учебником. Выставка рисунков. Работа с одаренными детьми (рассказ о животных, живых существах, растениях).
Цель педагогического проектирования: создание урока по программе начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС
Технологии: технология проблемно-поискового обучения.
Методы познания: проблемный, сравнительный, наблюдение, проектирование, моделирование, анализ.
Методы реализации урока: репродуктивный, частично-поисковый метод, проблемный метод, словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа, методы стимулирования мотивов интереса к учению.
При организации образовательного процесса учитель ставит учащихся в позицию субъекта учебной деятельности, создает условия, способствующие осознанному формированию знаний учащихся.
Практическая реализация:
Урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения.
Содержание подобрано в соответствии с программными требованиями и поставленными задачами, с учётом психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, способствует развитию интеллектуальных способностей детей.
При отборе содержания учтены принципы технологии развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, индивидуальная работа.
Дидактическая цель урока: создать условия для развития творческой исследовательской деятельности средствами технологии проблемного обучения и принципа цикличности познания.
Задачи урока:
1) Воспитательная
- уметь планировать работу в группе; воспитывать умение общаться;
- воспитывать устойчивый интерес к урокам.
2) Развивающая
- построить действия по поиску нужной информации для достижения поставленной задачи.
3) Обучающая
- уметь доказывать и вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий.
Авторский медиапродукт:
мультимедийная компьютерная разработка урока в виде презентации в программе POWER POINT;
технологический сценарий занятия: презентация.
Необходимое оборудование и материалы для занятия:
компьютер, компьютерная система Microsoft Windows XP, медиапроектор, экран;
документкамера;
редактор для создания презентаций POWER POINT, текстовый редактор WORD.
Время реализации занятия: 45 минут.
Категорийный аппарат: Урок окружающего мира в 1 классе (Образовательная система «Школа 2100»). Тезаурус ученика: животное, живые организмы, растения.

Технологическая карта изучения темы
Тема
«Растения и животные»

Основные понятия
Красная книга, звери, животные, живые организмы, насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, группа, признак, части тела.

Ресурсы:
- основные
1. Презентация к уроку.
2. Рисунки

- дополнительные
3.Разрезанная на части картинка.
4.Конверты для работы в группах.
5. Сигнальные карточки для проведения рефлексии.

Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.














Сценарий урока:

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Формирование УУД
Промежу-
точный контроль

1.Мотивация и стимулирование к учебной деятельности.
(1-2 мин.)
Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Устанавливает тематические рамки.

- Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

- Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Что мы делали?
- Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.









- Настраиваются на работу на уроке.























.














- Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Функциональная грамотность: сфера учебной деятельности.
Познавательные УУД:
1) уметь формулировать познавательные цели
2) уметь составить самостоятельно находить способы решения проблем при помощи общения
3) формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
4) формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
5) формирование умения устанавливать аналогии;
6) формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.
Формирование функциональной грамотности: сфера общения, сотрудничества с другими людьми
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения слушать и понимать других;
2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
4) формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения;
5) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
6) умение сотрудничать в поиске и сборе информации
Функциональная грамотность
Мотивационно-ценностная сфера личности школьника
Личностные УУД:
1)формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
1) формирование умения определять цель деятельности на уроке;
2) формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Устный опрос


- Вы готовы открывать что-то новое? Тогда вперед.
Как вы это будете делать?
Слайд№1
- Желаю успехов!





-Выясним, что мы не знаем, зафиксируем затруднение и определим его причину. Затем сами построим новое знание.
.



2. Актуализация знаний и фиксация в затруднении деятельности.
(4-5 мин.)


Цели:
1.Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.
2.Тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3. Организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
-Мы начнём сегодняшний урок открытия новых знаний с наблюдения.

Слайд №2

Как можно назвать изображенные на них группы живых организмов?

Для начала уточним, как дается понятие «группа» в словаре.

Организует работу в учебнике. Прочитайте самостоятельно на с.50 правило.

Подбери общее слово для каждой группы:
тему нашего урока.



Слайд №3
-Да, совершенно верно, тема нашего урока: « Растения и животные».



- Что общего у животных и растений?
Слайд № 4.


- на с 51 рассмотрите рисунки и постарайтесь это объяснить.

Работа с дополнительным материалом. с.54

Слайд №5
Слова на выбор: животное, живые организмы, растения.








- Рассмотрите рисунки. Как можно назвать каждую группу растений. (с.55) Попробуйте объединить их по каким – либо признакам и характеристикам.
( На партах лежат листки с названиями) Объясните свой выбор.

Обрати внимание – не все растения имеют цветки.

Кого вы здесь видите?

-А сейчас нам предстоит работа в парах. Распутай нити и узнайте, с помощью каких организмов можно получить эти продукты (с.56)
Слайд №6
Восприятие, диалог с учителем.






























- Показывает Слайд 2 на интерактивной доске.








Мох, ромашка, береза и сосна – это растения.
Дождевой червь, рак, пчела, карась, лягушка, ящерица, воробей, заяц – это животные.





Все растения и животные дышат, потребляют воду, питаются и растут, приносят потомство и умирают. (с.50)
(ответы учащихся)


Организует актуализацию умений в определении животных, живых организмов, растений, их признаков


Организует работу с интерактивной доской (вписывают слова или прикрепляют картинки в пропущенных местах в предложениях). Чтение хоровое под руководством учителя или сильным учеником.





Организует работу в парах


Ставит проблемный вопрос перед классом














Грибы, микроорганизмы, дрожжи.










Красные водоросли – мармелад; дрожжи – хлеб, микробы – молочные продукты.




















Индивидуальная или групповая работа со словарем. (Ответ учащихся).






Индивидуальная работа, предполагающая устные ответы.































Соловей - животное.
Роза - растение.
Роза и Соловей – живые организмы.


















Регулятивные УУД:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативное УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах.

Устные ответы, письменная работа в тетради









3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
(постановка учебной задачи).
(2-3 мин.)

Цель:
1. Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.


2. Выявить и зафиксировать место и причину затруднения


Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.














Решение проблемы
-В каком месте возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение?





















При определении группы животных


Не знаем, по каким признакам определять животных
Регулятивные УУД: целеполагание;
Коммуникативные УУД: постановка вопросов;
Познавательные УУД:
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке познавательной цели: логические – формулирование проблемы.



Физминутка
«Ноги, крылья, чешуя» на развитие внимания, развитие двигательных способностей
Цель: соблюдение санитарно-гигиенических требований




Правила посадки, соблюдение САНПИНов.


4. Построение проекта выхода из затруднения.
(3-5 мин.)
Цель:
1) Организовать составление совместного плана действий.







2) Построить проект выхода из затруднения, выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задач

Организует постановку цели урока





Организует составление совместного плана действий

Организует определение средств






1.Какую цель ставим? (Узнать по каким признакам отличать животных от других представителей фауны).






– А какое наше действие следующее? (Составить план)





- Наметим наш план действий:
Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать, кто такие животные. А для этого нужно:

- Изучить строение тела животного;
1.Установить их главный признак.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
- Что нам поможет?


Чтение правила с.57


Слайд №8
С помощью учителя ставят цель урока








Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя










Называют средства
(свой опыт, учебник, учитель)






Выполнение задания
Самопроверка.




Выполнение задания
Ответы на вопросы учителя.
Коммуникативные УУД: постановка вопросов;
Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; Логические – формулирование проблемы.


5.Реализация построенного проекта.
(5-8 мин.)

Реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует подводящий диалог.







Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.


Организует показ слайдов презентации











Организует уточнение темы урока.


Выполняем по плану действия.




Я решила познакомить вас с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей. Если отгадаете загадки, то вы узнаете что за звери.

Посреди двора стоит копна: Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова)

Слайд № 9.



Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, Но с водой не знается. (Кошка)
Слайд № 10.

Давайте рассмотрим внимательно этих животных.
-Что общего у всех этих зверей?

Устраним затруднения.
Итак, какие общие признаки определяют звери?


Применим новое знание.
Можем ли мы сейчас дать определение «Кто такие звери?»
Под руководством учителя выполняют составленный план действий.



Отвечают на вопросы учителя.


























Формулируют понятие – звери





Можем
Регулятивные УУД:
1)Решают самостоятельно в тетрадях.
2) Проверка по эталону на слайде.


6. Первичное закрепление во внешней речи.
(4-5 мин.)


Цель:
1) организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
2) организовать усвоение новых знаний при помощи тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.

Организует работу в паре



Организует усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи.































Организует и контролирует работу в парах





Организует выставку рисунков учащихся



Ставит вопросы на определение знаний ранее изученного материала










Организует показ слайдов презентации с загадками






















Работа в группах.


Слайд №11

Переходим к закреплению.
(Поиск информации. Работа в группах.)
Ещё задание.
У вас на парте конверты
( КОНВЕРТ № 1) с разрезанной картинкой.
Соберите картинку в паре. Кто получился?
Какие части тела вы выделите у волка? (голова, шея, туловище, ноги, хвост.)
Чем покрыто тело?
Их тело покрыто шерстью. Это тот признак, который является общим для всех зверей.





-Как же узнать зверя? Крокодил это зверь?
( Нет)
-А мышь зверь? Почему? (Её тело покрыто шерстью.)
- Вот видите, не все звери большие и зубастые!»

Работа в парах. Обмен информацией.
-У вас на партах карточки. Давайте поработаем в парах (КОНВЕРТ № 2)


ВЫСТАВКА РАБОТ (творческая работа на уроке)

-Вы нарисовали на выбор животных и растения:
- Что общего у растений и животных?

Знакомство со зверем лось.
-Отгадайте загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось) Слайд № 12.

-Послушаем рассказ об этом звере.
Рассказ о лосе:
Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам. У самок нет рогов. Лоси любят полакомиться молодыми ветками, щиплют траву, а также едят грибы, ягоды. Лоси много времени проводят у водоемов. Они отлично плавают.













Собирают картинку в паре
Определяют части тела волка.









Отвечают на вопросы учителя


























Распределяют зверей на группы по питанию, воспользовавшись иллюстрированным словариком в хрестоматии



Участвуют в выставке рисунков подготовленных дома.


Живые организмы.









Отгадывают загадки при просмотре слайдов презентации.

Прослушивают рассказ ученика (индивидуальное домашнее задание для одаренного ученика).

Коммуникативные УУД:
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция;



Познавательные УУД:
1)умение структурировать знания;
2) осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; 3) рефлексия способов и условий действия;

Задание
в рабочей тетради

7.Физкультминутка «Весёлая зарядка со зверюшками». (2 мин.)
Слайд №13-14. Гимнастика для глаз
Выполнение совместно с учителем




8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(3-5 мин.)

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания.


Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.



Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками



- Давайте проверим наше открытие по учебнику и выполним упражнение









Самостоятельная работа с проверкой по эталону
А сейчас в тетради напишите самостоятельно мини – сочинение про любого зверя, объясните, почему он относится к данному виду.

Проверка соответствия выбранного животного по эталону.

Игра «Хлопок»
Я буду называть различных представителей флоры и фауны, а вы делаете 1 хлопок, когда услышите название зверя, 2 хлопка – название растения.
(в игровой непринужденной форме определяем степень усвоения нового материала)
Чтение алгоритма в учебнике и выполнение задания.
Взаимопроверка.









Выполняют задание самостоятельно в тетради.







Выполняют самопроверку по эталону.


Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину.





Исправляют ошибки.

Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия его результата с заданным заданием,
2) оценивание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Работа в тетради

9. Включение в систему знаний и повторение.
(5-8 мин.)

Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить содержание изученного знания.
Выполнение разноуровневых заданий.

Базовый уровень.









Организует фиксирование нового содержания
- Применив новое знание, вы смогли выполнить работу правильно.







Повышенный уровень.












Подводим итог работы на уроке.
С какими животными мы познакомились?
Чем отличаются животные от остальных растений? Чем отличаются животные от зверей.
-Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью
- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?
- А что мы воспитывали в себе? Я думаю, что вы удивлены разнообразием мира животных и растений и понимаете, что их необходимо беречь, многих видов животных и растений очень мало на планете,
и поэтому некоторые из них занесены в Красную книгу.
Вашим домашним заданием будет найти сообщение о животных или растениях, занесённых в Красную книгу.












Отвечают на вопросы учителя.








Животные и растения

Рассказывают, что узнали, что знают, что смогли узнать.


Коммуникативные УУД:
уметь высказывать свое предположение на основе с материалом учебника, тетради, доски.
Познавательные УУД:
находить необходимую информацию и работать с ней.
Регулятивные УУД: контроль, коррекция;
Личностные УУД: самоопределение



10. Рефлексия и самооценка учебной деятельности на уроке
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка деятельности на уроке
(2 мин.)


























































Приложение СЛАЙД№21
Алгоритм рефлексии процесса групповой работы для педагога

Цель:
1) организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности
2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке.

Организует рефлексию.

Слайд№№15-19














































Молодцы! Слайд№20
– У каждого на парте картинка с животным и растением. Возьмите картинку с животным и выберите или левую часть доски, если вам понравился урок и все понятно, или правую, если вам урок не понравился или что-то непонятно. Подойдите к доске и закрепите картинку с животным на доске.





- Какое открытие вы для себя сегодня сделали?
Какую ставили цель урока?
Достигли мы эту цель?
По какому плану мы действовали?
У вас на столах лежат цветные карточки. Что они обозначают?

Я вам сейчас буду говорить утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения, несогласия.
- Я знаю, кто такие животные.
- Я знаю, на какие группы делятся животные?
- В самостоятельной работе у меня всё получилось.
- Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
- Я сегодня был в учебной деятельности.
- Я доволен своей работой на уроке.
- Я сам озвучил тему урока
- Мне было интересно самому (доказать, озвучить тему, сделать вывод)
- Мне было трудно
- Я сам сделал первый шаг
- Могу похвалить себя за то, что
- Оценить, с каким настроением мы уходим с урока, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
(Зелёный – положительный ответ (да).
Жёлтый – сомнение.
Красный – отрицательный ответ (нет)).

Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные УУД: рефлексия.
Метапредметные УУД: Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями.













































Оценивание учащихся
за работу на уроке


Новизна современного урока
1. Тему цель и задачи урока формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания.
2. Учащиеся планируют способы достижения намеченной цели.
3. Учащиеся моделируют, преобразовывают, осуществляют логические операции с информацией по намеченному плану.
4. Применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля.
5. Оценку результатам деятельности дают сами учащиеся.
6. В конце урока проводится рефлексия.
7. Учащиеся могут выбирать домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
8. Учитываются не только и не столько предметные результаты, сколько метапредметные и личностные.

Литература:
Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир «Я и мир вокруг» 1 класс. Образовательная система «Школа 2100»;
Учебник «Окружающий мир» 1 класс 2 часть. Образовательная система «Школа 2100». А.А. Вахрушев;
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс. Образовательная система «Школа 2100».

15