Статья Технологии интерактивного обучения на занятиях с подростками ЦППРиК


Статья
«Технологии интерактивного обучения на занятиях c подростками ЦППРиК»
Криловецкая Ирина Георговна,
Воспитатель Центра
психолого-педагогической
реабилитации и коррекции
Спецификой Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции является стационарное пребывание подростков 13-15 лет и ежедневное круглосуточное взаимодействие с воспитателями. Если первую половину дня воспитатель уделяет внимание в основном процессу обучения школьным предметам и самоподготовки подростков, то во второй половине дня проводятся воспитательные мероприятия различных форм и направленностей. Художественно-эстетическая направленность, реализуемая мной, связана с моим основным образованием (руководитель детского хореографического творчества). В своей работе стараюсь разнообразить формы проводимых мероприятий и использовать различные технологии. Считаю, что технологии интерактивного обучения не только дают больше возможности в раскрытии и самореализации подростков, но еще предоставляют дополнительные возможности в улучшении качества общения воспитатель-воспитанник.
Целью интерактивного обучения является организация таких условий обучения, когда все воспитанники активно взаимодействуют между собой и с воспитателем. По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие воспитателя и воспитанника: его активность уступает место активности подростков, а задачей воспитателя становится создание условий для инициативы детей. Поэтому структура интерактивного занятия значительно отличается от структуры обычного, а значит, требует опыта и профессионализма педагога. Интерактивные технологии делают занятие интересным, насыщенным, необычным.
На начальных этапах обучения достаточно эффективна работа в парах, тройках, малых группах, тогда каждый подросток сможет себя проявить, осуществить обмен собственными идеями с партнером или озвучить их всей группе.
Основными требованиями, обеспечивающими успешность обучения с использованием интерактивной технологии, являются:
Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая деятельность будет приносить пользу каждому.
Непосредственное взаимодействие, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.
Индивидуальная ответственность, при которой каждый участник должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные подростки не выполняют чужую работу).
Развитие навыков совместной работы, то есть воспитанники осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).
Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.
Одной из наиболее продуктивных педагогических технологий является интерактивная игра, которая создает оптимальные условия для самореализации и развития. Интерактивные игры способствуют стимулированию деятельности и социальному развитию, создают волшебный мир, где все принимают его законы и нормы. Подростки не прячут свои эмоции, свободно общаются с участниками игры вербальным и невербальным методом, а также принимают решения.
Во время игры происходит взаимодействие, которое поддерживает развитие личности и социализации, позволяет определить развитие и интеграцию тех знаний и умений, которые уже имеются. Интерактивные игры помогают быстрее установить контакт друг с другом, игра способствует повышению темпа реакции, дает возможность выразить свои эмоции, как негативные, так и позитивные.
В первую очередь, особенно в период адаптации, привыкания к Центру, мы используем игры, помогающие подросткам лучше узнать и ближе познакомиться друг с другом, снять коммуникативные барьеры в групповом общении, повысить уровень общения в группе. Начинаем с интерактивной игры «Научи танцевать слепого». Данная игра начинается в парах, затем можно переходить к тройкам и малым группам. Считаем, что обязательно необходимо проводить рефлексию. Тогда дети еще делятся своими ощущениями, эмоциями и игра становится еще интереснее. Игра «Кто больше?» помогает закрепить материал, работать в группах и добавляет соревновательный момент. Например, какая команда назовет больше африканских животных и обязательно покажет соответствующее движение (желательно все вместе). Это все игры на 5-10 минут.
Но есть интерактивные игры, когда необходимо потратить занятие. Но это того стоит! В игре «Паутина» дети могут работать как в малых группах (3-4 человека), так и всей группой (10-15 человек). Необходимо, чтобы у детей был выбор. Выбор тематики (из предложенного), возможно музыки (из прослушенного). Сюжет, сценарий, движения – все должно тянуться друг за другом как паутинка – отсюда и название. Главное не ограничивать, а правильно направлять и обязательно участвовать в процессе, и обязательно наравне с воспитанниками.
Всем известный «Мозговой штурм» - один из методов интерактивного обучения. Мы используем его везде – например, если необходимо придумать сюжет для выступления. Мы, педагоги, можем сами все придумать, развести и отрепетировать, но эмоции детей будут настолько ярче, насколько они будут чувствовать свою сопричастность к творческому процессу, имеющему конечный результат, при этом еще и социально значимый.
Отсюда вывод – педагог должен ставить перед собой задачу обеспечения самостоятельной творческой и мыслительной деятельности на занятии, чему способствуют интерактивные технологии, при которых подросток самостоятельно открывает путь к познанию, а усвоение знаний является результатом его деятельности.