Конспект урока по чтению на тему Г.Х. Андерсен Снежная королева (6 класс)


Конспект урока по чтению в 6 классе.
Тема: Г.Х.Андерсен «Снежная королева».
Цель: Систематизация знаний учащихся по теме.
Задачи:
Подвести итоги изученного, вспомнив биографические данные писателя и его творчество. Проанализировать произведение, выделив главную мысль.
Формировать грамматический строй речи в процессе краткого пересказа, при составлении предложений по опорным словам, при ответах на проблемные вопросы.
Формировать чувство долга, целеустремленность на примере главной героини.
Ход урока:
Оргмомент.
1. Проверка готовности к уроку.
2. - Послушайте отрывок из сказки Е.Пермяка «Некрасивая елочка». Подумайте, какого известного сказочника имел в виду автор, когда писал эту сказку.
«Ёлку отправили в типографию, и там она стала превращаться в книгу. В
какую? Книга книге рознь. А она стала превращаться в прекрасную книгу сказок. Это она почувствовала тотчас, как на ней появились чётко отпечатанные блестящей чёрной краской дорогие её сердцу слова...
Это были сказки, слышанные ею в дни юности в говорящем лесу.
- Неужели мы с вами встретились снова? - сказала Ёлка, ставшая бумагой, и увидела Сказочника.
Он появился на первой странице - отпечатанный великолепными портретными красками.
- Теперь я вижу, - сказала она, - что не все, оказавшись срубленными,
умирают. Мы стали жить с вами книгой сказок».
Тема урока, цели.
- Правильно, это Г.Х.Андерсен (размещение портрета на доске или слайде 1).
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Что вы хотите получить от урока, узнать нового?
- На уроке повторим биографию Г.Х.Андерсена, вспомним сюжет сказки «Снежная королева». В конце урока мы должны сделать вывод – какова главная мысль сказки. Вам помогут пословицы (на доске или слайде 2):
Терпение и труд все перетрут.
Добро побеждает зло.
Надежда умирает последней.
Повторение биографии Г.Х.Андерсена.
1. - Расскажите, что вы знаете о писателе.
Опорные слова на доске или слайде 3: Дания
башмачник
прачка
1805 – 1875
бедно
Г.Х.Андерсен был любознательным. Любил учиться, узнавать новое, путешествовать. («Кто путешествует – живет» - Г.Х.Андерсен).
2. Творчество сказочника.
Он оставил нам богатое литературное наследие: 2 десятка пьес, 5 романов, множество очерков и стихотворений. И все-таки, главное, чем славен Г.Х.Андерсен – это сказки.
- Какие сказки Г.Х.Андерсена вы знаете? (использовать иллюстрации).
- Сколько сказок у Андерсена? (более 170).
«Удивительная, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги…»
(К.Г.Паустовский о сказках Г.Х.Андерсена).
Тихим ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.
В сказках живут природа, любовь, добро, честь. И одна из таких сказок и есть сказка «Снежная королева».
Сказки принесли ему мировую славу. Его любил народ, и после его смерти в 1880 году ему воздвигли памятник с надписью «Воздвигнут датским народом».
- Как вы понимаете эти слова? Изображение памятника.
Работа по содержанию сказки.
- Назовите главных героев сказки.
Главные герои.
- Определите, о каких героях сказки идет речь.
Учащиеся читают друг другу отрывки-описания о героях. Например,
«Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина – и шуба, и шапка на ней были из снега (для плохо читающего)» или
«Она такая умница, что и сказать нельзя! Прочла все газеты на свете и позабыла все, что в них прочла, - вот какая умница! Она дала Герде и башмаки, и муфту, и чудесное платье, а еще карету из чистого золота, с сияющими, как звезды, гербами (для хорошо читающего)».
- Что является основой сказки?
- Как Снежной королеве удалось забрать Кая?
- Что решила Герда, узнав об исчезновении Кая?
Работа с планом.
- Восстановите последовательность событий сказки (дифференцированные задания). Все работают у доски и на магниты помещают карточки.
Работа в парах - 2- ое учащихся (плохочитающий ученик и учащийся, у которого медленный темп работы): восстановить последовательность с помощью иллюстраций.
Индивидуальная работа – 1 ученик (среднеуспевающий): восстановить последовательность по заголовкам.
1 ученик (хорошо успевающий): восстановить последовательность по цитатам из сказки.
Коллективная проверка выполненной работы.
Краткий пересказ по опорам (план, иллюстрации).
- Почему Герда решилась на такое тяжелое путешествие?
«Загадалки».
Учащиеся по очереди задают вопросы друг другу (по одному подходят к столу учителя и из шкатулки берут вопрос), (замена физминутке).
1.С кем пришлось встретиться Герде?
2.Кто препятствовал Герде в поисках Кая?
3.Какие преграды преодолевала Герда? (холод, голод …)
4.Кто помогал Герде?
5.Удалось Герде найти Кая?
Чтение части, в которой говорится о финке и лапландке (нет в учебнике).
- Как вы понимаете слова «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать». В чем видит финка силу Герды?
- Почему для Герды спасение Кая было самым трудным испытанием?
- Как Герде удалось разрушить чары Снежной королевы и освободить Кая?
- Что же помогло Герде пройти все преграды? (доброта, мужество, верная любовь, горячее сердце, самоотверженность).
Чтение по ролям.
Чтение отрывков из сказки по ролям.
Написание «Синквейна».
Учащиеся пишут характеристику о Снежной королеве и Герде.
Чтение «синквейнов».
Герда
Целеустремленная, добрая.
Искала, любит, добилась.
Мне жалко Герду.
Друг.
Снежная королева
Злая, безжалостная.
Поцеловала, заколдовала, забрала.
Мне не нравится Снежная королева.
Враг.
Закрепление.
Работа в парах (группах).
- Выполните задания по карточкам и узнаем, на сколько хорошо вы изучили произведение «Снежная королева».
Задание 1. Расшифруйте, что здесь написано.
Б А Б Н Д Б Е Б РБ
С Е Б Н Б Б С Н Б Е
Б Ж Б Н Б А Б Я Б Б
К Б Б О РБ О Б Л Б
Б Б Е Б Б В Б А Б Б
Задание 2. Кого не хватает?
Разбойница
Принц
Ворона
Принцесса
(старушка-колдунья, Кай, Герда, Снежная королева, олень).
Задание 3. Найди лишнее, подчеркни.
Снежная королева – Кай – разбойница – Герда (главные герои сказки).
Принцесса – старушка – олень – разбойница (помогли Герде).
Задание 4. Распредели пункты в правильном порядке.
Герда и старушка.
Зеркало тролля.
Помощь ворона, принцессы.
Спасение Кая.
Кай изменился.
Дружба детей.
Снежная королева забрала Кая.
Герда у разбойников.
Задание 5. Восстанови последовательность сказки, используя иллюстрации.
Учащимся предлагаются иллюстрации других художников.
Взаимопроверка.
Итог урока.
- Какова главная мысль сказки?
- Посмотрите на пословицы. Какая из них подходит? Объясните почему.
- Что получили от урока?
- Что узнали нового?
Сказка «Снежная королева» учит тому, что надо идти к намеченной цели, преодолевать препятствия, бороться за любимого человека, верить в то, что добро сильнее зла. Пусть у вас будут добрые, справедливые, горячие сердца. Я вам этого желаю.
Оценивание.
- Вы сегодня хорошо поработали, показали, на сколько хорошо вы знаете эту замечательную сказку. Молодцы!
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Разгадать кроссворд.